Уведомление об окончании строительства или реконструкции: образец заполнения, порядок подачи, регистрация права собственности на дом
114 просмотровВ этой статье:
- 1 Получаем разрешение на строительство
- 2 Разрешение под строительство многоквартирных домов
- 3 Вносим в разрешение изменения
- 4 Быстро, эффективно, достоверно
- 5 Действие разрешения во времени
- 6 Разрешение на реконструкцию для надстройки здания
- 7 Когда без разрешения можно обойтись
- 8 Документы (приложение) к уведомлению об окончании
- 9 Разрешение на строительство готово: что дальше?
- 10 Стройка закончена: получаем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
- 11 Предварительный договор аренды
- 12 Оформление построенного дома на участке ИЖС
Главная / Жилищные споры / Разрешение на строительство / Перечень необходимых документов для получения разрешения на строительство
Многие еще не успели пожить в собственном доме, а только собираются его строить. Чтобы достичь желаемого, нужно приложить усилия. Строительство дома это не только закупка материалов и найм рабочих, но еще и получение разрешения от администрации. Прежде чем что-то возводить на земле, необходимо согласовать действия. Разрешение выдадут только если застройщик предоставит требуемые документы.
Далеко не все знают, что входит в комплект бумаг. Вызывает сложности и вопрос – куда подавать документы. Отсюда высокий процент отказов в выдаче разрешений на строительство объектов. Обо всех нормативных особенностях, нюансах и списках мы поговорим в нашей статье.
Получаем разрешение на строительство
После подготовки проектной документации и получения положительного результата по итогам проведения государственной экспертизы девелопер вправе обратиться за получением разрешения на строительство. Именно этот документ дает застройщику право осуществлять строительство, а также реконструкцию объекта капитального строительства (ст. 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом ее межевания, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории. Оно также подтверждает допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.
Пакет документов: перечень закрыт
Формы разрешения на строительство, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждены приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». В столице указанные разрешения выдает Комитет государственного строительного надзора г. Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 № 145-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных и «Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»».
Для получения разрешения на строительство застройщик обращается в уполномоченный орган напрямую или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с соответствующим заявлением и прилагаемым к нему пакетом документов. В него входят, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, его градостроительный план, выданный не ранее трех лет до дня обращения за выдачей разрешения на строительство, проектная документация и положительное экспертное заключение на нее, а также иные документы, предусмотренные п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Ряд документов (например, градостроительный план земельного участка, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, если оно было предоставлено застройщику) уполномоченный орган получает от государственных органов путем направления межведомственных запросов.
Для отдельных случаев законом предусмотрены дополнительные требования к составу документов, представляемых заявителем для получения разрешения на строительство. Так, например, в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения такого объекта, а также описание его внешнего облика (п. 9 ст. 51 ГрК РФ).
Если требуют дополнительные документы
Установленный законом перечень документов для выдачи разрешения на строительство является исчерпывающим, поэтому уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя представления каких-либо дополнительных документов, при этом отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен в судебном порядке (п. 10, 14 ст. 51 ГрК РФ).
Если, скажем, в составе пакета документов, представленных заявителем на получение разрешения на строительство, будет отсутствовать проектная документация или она будет не соответствовать градостроительному плану земельного участка, то в выдаче разрешения ему будет отказано правомерно на основании п. 13 ст. 51 ГрК РФ (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2018 № Ф02-138/2018, Ф02-773/2018, от 15.02.2018 по делу № А33-7633/2017). Если же такого рода нарушений им не будет допущено, а имеющиеся недостатки окажутся несущественными (например, неправильное оформление пояснительной записки к проектной документации и др.), то оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не имеется (постановление АС Московского округа от 24.03.2017 по делу № Ф05-2580/2017).
Как мы уже сказали, перечень документов для получения разрешения на строительство является исчерпывающим. Но несмотря на это на практике многие заявители с целью ускорения процесса получения разрешения выполняют дополнительные требования уполномоченного органа, не основанные на законе. Вместе с тем и такая покладистость не всегда гарантирует положительный результат. В результате заявитель все равно обращается в суд за защитой своих прав. Уполномоченный орган при этом в ходе судебного разбирательства не вправе ссылаться на добровольное исполнение заявителем таких дополнительных требований. Сам по себе данный факт правового значения для разрешения спора не имеет и о законности принятого решения об отказе в выдаче разрешения на строительство не свидетельствует (постановление АС Центрального округа от 26.06.2017 по делу № А09-12903/2016).
Разрешение под строительство многоквартирных домов
Строительство просторных торговых и развлекательных центров, многоквартирных зданий с этажностью выше 10 потребует более сложной процедуры выдачи необходимых согласований.
Какие нужны бумаги в данном случае?
- Нужно провести проектирование градостроительного расчета.
- Следует получить определенные ограничения и условия строительства.
- Потребуется полный состав проекта для постройки дома, его оценка.
- Должен быть составлен договор на авторский надзор.
- Пакет документов, уведомляющих о начале строительного процесса подается в администрацию
Перечень документов может включать и дополнительные пункты, это зависит от особенностей будущего здания, его проекта, расположения. Для проведения Градостроительной экспертизы нужно обращаться также в органы местного самоуправления. Но экспертиза должна проводиться после того, как будут собраны все остальные документы.
ВАЖНО! Если местная администрация не спешит назначать проведение экспертных работ, чтобы получить бумагу, можно заказать такую услугу и в частной компании с соответствующим направлением деятельности.
Но исполнитель обязательно должен быть аккредитован на такие работы.Полученное разрешение на строительство дома действует только в течение 10 лет.
Вносим в разрешение изменения
Закон не предусматривает необходимость получения нового разрешения на строительство в случае перехода прав на земельный участок от одного застройщика к другому или образования одного земельного участка из нескольких. В таких случаях новый правообладатель земельного участка вправе осуществлять строительство на основании первоначально выданного разрешения. При этом он обязан уведомить уполномоченный орган о возникновении у него соответствующих прав. А последний вносит в ранее выданное разрешение необходимые изменения (ст. 21.5—21.7, 21.10 и 21.14 ГрК РФ).
Данная процедура не может быть использована заявителем в том случае, когда фактически под предлогом внесения изменений в выданное ему разрешение на строительство фактически речь идет о возведении иного объекта недвижимости, отличающегося по своим параметрам от того, что был изначально согласован.
Например, в одном деле заявитель просил внести изменения в разрешение на строительство, ссылаясь на то, что в процессе строительства выявились неблагоприятные для застройки факторы, связанные с проведением инженерно-геологических изысканий. Между тем, как следовало из материалов дела, фактически заявитель добивался согласования возможности вместо двух многоквартирных домов построить сразу три, причем большей этажности. Однако такая возможность могла быть им реализована исключительно в рамках процедуры получения нового разрешения на строительство с согласованием измененных параметров, а не путем переоформления ранее выданного разрешения (постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.07.2017 по делу № А32-32410/2016).
Быстро, эффективно, достоверно
Глубокие знания нормативно — правовой базы и практический опыт наших специалистов в легализации объектов строительства помогут Вашему проекту реализоваться. Мы поможем вам согласовать проект, оформить самострой и выполнить многие другие сложные задачи. Ваши инвестиции будут оправданы, когда Вы сможете пользоваться плодами нашего совместного труда.
Мы предоставляем услуги: узаконить самострой, легализация самостроя, оформление самостроя, согласование строительства дома и других объектов, согласование проекта строительства .
Ждем Вас и Ваших проекты!
Действие разрешения во времени
Срок действия выданного разрешения на строительство может быть продлен при условии, если до его истечения застройщиком начаты строительные работы и при этом он обратился за продлением не менее чем за 60 дней до его окончания. В судебной практике нарушение такого срока не признается существенным. Считается, что единственным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство может являться только то, что заявитель не приступил к началу строительства объекта недвижимости (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 07.03.2017 № Ф02-99/2017).
Так, в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.03.2018 по делу № А63-8660/2017 арбитры прямо указали, что незначительный пропуск срока на обращение с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство не может являться достаточным основанием для отказа в таком продлении, поскольку все остальные требования заявителем при подаче такого заявления были надлежащим образом выполнены. Заявитель достраивал многоквартирный дом на земельном участке, строительство которого не смог выполнить до конца первоначальный застройщик, попавший в процедуру банкротства. У заявителя были корректно оформлены арендные отношения по земельному участку и иные документы, связанные с реализацией девелоперского проекта.
Однако в любом случае с таким обращением лучше не тянуть, поскольку нельзя исключить, что подход судов может измениться в сторону ужесточения требований к заявителю.
Действие разрешения на строительство может быть прекращено досрочно в таких исключительных случаях, как изъятие земельного участка, на котором ведется строительство, для государственных и муниципальных нужд, расторжение договора аренды участка или отказ от права собственности или иных прав на него (ст. 20 и 21.1 ГрК РФ). Следует учитывать, что расторжение договора аренды является основанием для прекращения выданного разрешения на строительство, а не причиной для отказа в его выдаче. Поэтому если при оспаривании отказа выяснится, что на момент обращения заявителя в уполномоченный орган имеющийся у него договор аренды земельного участка являлся действующим, такой отказ будет считаться незаконным, даже если на момент судебного разбирательства договор аренды будет прекращен (постановление АС Западно-Сибирского округа от 15.05.2017 № Ф04-955/2017).
Разрешение на реконструкцию для надстройки здания
Указанные в настоящей статье положения в полной мере действуют и при реконструкции помещения , находящегося в здании. Если при проведении работ в здании затрагиваются общие проемы лестницы, иные объекты находящиеся в общедолевой собственности собственников помещений, то в этом случае перед реконструкцией нужно получить согласие всех собственников помещений в здании. Следует отметить, что даже в случае получения собственником помещения разрешения на реконструкцию властно-распорядительных органов, отсутствие согласия остальных собственников общего имущества в здании может привести к негативным последствиям. Так по иску остальных собственником общего имущества в здании ( собственников иных помещений) выданное разрешение на строительство для реконструкции может быть признано недействительным.
Поэтому при выяснении вопроса нужно ли разрешение на реконструкцию нежилого здания необходимо также установить отношение других собственников нежилых помещений к проведению строительных работ.
Когда без разрешения можно обойтись
В ряде случаев законом не установлена обязанность застройщика получать разрешение на строительство. К их числу относятся, например, возведение и реконструкция объектов некапитального строительства (киоски, навесы и др.), изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Не нужно получать указанное разрешение на строительство сооружения, которое по своим функциональным характеристикам выполняет вспомогательные и обслуживающие функции по отношению к земельному участку, на котором оно размещено. Например, различные бетонные замощения, асфальтовые покрытия, берегоукрепления и иные сооружения, которые, по сути, представляют собой улучшения земельного участка, могут быть возведены на нем без получения разрешения на строительства. Соответственно, предприниматель не вправе настаивать на выдаче такого документа, а орган местного самоуправления, который его все-таки выдал, в дальнейшем вправе его отменить, поскольку изначально у него не было законных оснований для его выдачи (постановление АС Дальневосточного округа от 28.12.2017 № Ф03-5015/2017).
В столице в настоящее время действует постановление Правительства Москвы от 27.08.2012 № 432-ПП «О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется», в котором указаны работы по объекту капитального строительства, не требующие получения указанного документа. Например, по многоквартирным домам к таким работам относятся переустройство, перепланировка жилых и нежилых помещений, замена инженерных систем, лифтового оборудования, отдельных панелей самонесущих наружных стен с проведением мероприятий по обеспечению устойчивости положения вышележащих панелей и др.
Следует отметить, что осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта тех или иных объектов капитального строительства вправе осуществлять застройщик или привлеченные им подрядчики при условии, если они состоят в саморегулируемой организации в соответствующей области. При этом подрядчики в свою очередь для выполнения отдельных строительных и иных работ могут привлекать других лиц (ст. 52 ГрК РФ). При осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства с целью оценки соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов требованиям проектной документации заказчик осуществляет строительный контроль. Помимо строительного контроля за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом также осуществляется государственный строительный надзор (ст. 53—54 ГрК РФ) в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации».
Документы (приложение) к уведомлению об окончании
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ, к уведомлению об окончании строительства необходимо приложить:
- Доверенность представителя застройщика, если уведомление подает иное лицо;
- Технический план (диск и бумажный вариант) на построенный или реконструированный дом ИЖС/садовый дом, подготовленный кадастровым инженером;
Совет: Попросите кадастрового инженера подготовить технический план не только в электронном виде (диск), но и в бумажном
- В случае, если земельный участок на котором построен принадлежит нескольким лицам, то требуется заключить соглашение между этими лицами об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный дом;
- Квитанцию (чек-ордер) об оплате государственной пошлины за регистрацию права
Информация:
Сумма госпошлины за регистрацию права собственности на построенный индивидуальный жилой дом или садовый дом составит – 350 рублей. Оплата осуществляется на счет Росреестра вашего региона. Реквизиты счета можно узнать в любом отделении МФЦ.
При реконструкции, вносятся изменения лишь в кадастровый учет, поэтому если вы только реконструировали дом, то государственную пошлину оплачивать не нужно.
Совет: Сделайте себе копию квитанции об оплате госпошлины, т.к. орган местного самоуправления может потерять оригинал квитанции.
Разрешение на строительство готово: что дальше?
Застройщик после получения разрешения на строительство обязан представить в уполномоченный орган сведения о площади, высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения. Он также обязан представить один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий ряда разделов проектной документации. Речь идет о схеме планировочной организации земельного участка, перечне мероприятий по охране окружающей среды, по обеспечению пожарной безопасности, соблюдению требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов и доступа инвалидов к объектам (п. 18 ст. 51 ГрК РФ).
Стройка закончена: получаем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию
По завершении строительства или реконструкции объекта в полном объеме застройщик получает разрешение на его ввод в эксплуатацию. Этот документ подтверждает соответствие построенного объекта установленным требованиям.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик обращается с заявлением в уполномоченный орган, к которому прикладывает ряд сопроводительных документов. К их числу относятся градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, акт приемки построенного объекта, его технический план, заключение органа государственного строительного надзора, а также иные документы, предусмотренные п. 3 ст. 55 ГрК РФ, перечень которых является исчерпывающим. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
Заявитель должен учитывать, что состав и порядок представления документов на получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию императивно определены нормами ГрК РФ, что исключает возможность какой-либо свободы усмотрения с его стороны. Непредставление таких документов или их представление не в полном объеме влечет отказ в выдаче соответствующего разрешения, и такой отказ будет считаться правомерным.
Так, в одном деле заявитель в нарушение п. 3 ст. 55 ГрК РФ не представил в уполномоченный орган заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в связи с чем ему было отказано в выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию. В иске о признании решения об отказе незаконным заявитель сослался на то, что уполномоченный орган был вправе самостоятельно провести проверку построенного объекта. Отклоняя данный довод как несостоятельный, суд отметил, что такие действия уполномоченного органа, которые он не лишен возможности осуществить, не могут подменять собой заключение компетентного учреждения, представление которого для целей рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является обязательным.
Заявитель в составе пакета документов не представил необходимое заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, равно как и доказательств того, что такое заключение находится в распоряжении какого-либо государственного или муниципального органа, у которого оно могло быть истребовано в рамках межведомственного взаимодействия. При таких обстоятельствах суд признал отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию законным (постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.07.2017 по делу № А75-11415/2016).
Предварительный договор аренды
На практике многие девелоперы еще на стадии завершения строительства коммерческой недвижимости заключают предварительные договоры с будущими арендаторами, получая от них обеспечительные взносы, задатки и авансовые платежи, чтобы начать генерировать доход, не дожидаясь ввода объекта в эксплуатацию. Если задержка или отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию произошли по вине уполномоченного органа, то у заявителя возникает право на взыскание с него упущенной выгоды в размере доходов, которые он мог бы получить, если бы его право не было нарушено (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
При этом, даже если заявитель фактически мог сдавать помещения в достроенном, но не сданным в эксплуатацию объекте недвижимости, само по себе данное обстоятельство не свидетельствует о неправомерности его требования. В такой ситуации заявитель все равно лишен возможности полноценно использовать свой актив для извлечения прибыли, поэтому у него имеется право на возмещение своих убытков с учетом прогнозируемых доходов за вычетом затрат и тех сумм, что он имеет возможность фактически получать (постановление АС Уральского округа от 24.07.2017 № Ф09-8829/16).
Оформление построенного дома на участке ИЖС
Процедура предполагает сбор меньшего числа документов для оформления постройки в собственность. При этом в первую очередь владельцу стоит заняться переводом земли в собственность, если это не было сделано ранее.
Однако по дачной амнистии можно оформить далеко не все объекты. Так, под действие закона попадают лишь те из них, которые были получены владельцами в период до 30.10.2001 года. Не попадают под дачную амнистию те участки, которые были изъяты из оборота или ограничены в нем.
Интересное: Квартира За Третьего Ребенка В 2020 Году