Изъятие земель сельскохозяйственного назначения
118 просмотровВ этой статье:
- 1 Земли сельскохозяйственного назначения в 2019 году: состав, использование, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, фонд перераспределения | Земельный эксперт
- 2 Изъятие земель сельхозназначения при неиспользовании 2024
- 2.1 Владельцев сельхозугодий обязали осваивать земли в течение года
- 2.2 Евразийский юридический портал
- 2.3 Изъять нельзя оставить. О принудительном изъятии не используемых земель сельхозназначения
- 2.4 Изъятие земельных участков сельскохозяйственного назначения
- 2.5 Минсельхоз ждет, что закон об изъятии земель заработает к 2024 году
- 2.6 Первая изъятая за неиспользование сельхозземля обрела нового собственника
- 2.7 Земельные новости
- 2.8 Изъятие земельного участка (2017)
- 3 Изъятие земельного участка сельскохозяйственного назначения
- 4 Изъятие земельного участка у собственника в 2019 году — в связи с неиспользованием, ввиду его ненадлежащего использования
- 5 Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия
Земли сельскохозяйственного назначения в 2019 году: состав, использование, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, фонд перераспределения | Земельный эксперт
Территории, которые расположены за пределами территорий населенного пункта и предназначенные для сельхознужд, называются землями сельскохозяйственного назначения. Такие площади подходят для организации посадок, постройки помещений сельхозназначения, устройства животноводческого хозяйства и других мероприятий. Могут быть отданы людям для разбивки садов и огородов.
Регулируют эксплуатирование наделов данного типа следующие нормативные правовые акты:
Массивы эксплуатируются лишь в рамках своего целевого назначения. Для площадей назначается особый режим землепользования, который контролируется уполномоченным ведомством.
Состав земель сельскохозяйственного назначения
Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения даны в ст. 77 ЗК РФ. В комплекс таких территорий включены следующие группы наделов:
- сельхозугодья, передаваемые в пользование гражданам для дальнейшего эксплуатирования;
- площади, занятые дорогами, для внутрихозяйственного пользования;
- лесопосадки, используемые для защиты территорий от негативного влияния отрицательных температур, ветров и иных природных явлений;
- наделы, занятые водными объектами, гидротехническими комплексами;
- территории, используемые для постройки хранилищ сельхозпродукции и ее изготовления.
Каждая категория земель сельскохозяйственного назначения имеет свои особенности, в рамках которых осуществляется ее дальнейшее использование. Регламентируется эксплуатация территорий соответствующими статьями земельного кодекса и федеральными законодательными актами.
Для чего используются земли сельскохозяйственного назначения?
По ст. 78 ЗК РФ наделы сельхозназначения используются лишь согласно перечню определенных действий. Виды использования земель сельскохозяйственного назначения:
- Организация сельхозпроизводства.
- Создание лесонасаждений.
- Проведение научно-исследовательских работ, а также организация учебного производства.
- Для внедрения аквакультуры или рыбоводства.
Такие территории выделяются фермерам или гражданам для организации ЛПХ, разбивки сада, огорода. Товарищества, кооперации, казачьи общества и религиозные общины вправе использовать сельхозугодья для своих нужд.
Учебные заведения могут воспользоваться площадями для проведения практических занятий или при выполнении подготовки кадров в области сельского хозяйства. Коренные малочисленные народности государства вправе получить земельные массивы для организации и развития традиционных промыслов, хозяйствования.
В том случае, если имеется проект рекультивации подобных территорий, наделы отдаются в пользование для прокладки дорожного покрытия, ЛЭП, газопровода или нефтепровода. Изменение целевого назначения земель не требуется. Также наделы данной категории могут эксплуатироваться как охотничьи угодья.
Особенности использования сельскохозяйственных угодий
В статье 79 ЗК РФ указано, что к сельскохозяйственным угодьям относятся территории, которые используются для посадки насаждений, культурных растений, разведения домашних животных и других хозяйственных процессов, отвечающих прямому использованию наделов.
К таким площадям можно отнести:
- пашни и сенокосы;
- пастбища;
- залежи природных ископаемых;
- посадки многолетней группы – сады, виноградники.
Все эти наделы, включенные в состав сельскохозяйственных угодий, обладают приоритетом в эксплуатации, и относительно них устанавливается специальный правовой режим землепользования.
Массивы, являющиеся особенно ценными и продуктивными, эксплуатируемые учреждениями, занимающимися научной и исследовательской деятельностью и земли, цена которых больше средней кадастровой стоимости по муниципальному образованию, включаются в перечень массивов, не используемых для иных нужд.
Территории, которые появились в результате процедуры приватизации земель сельхозназначения, могут быть использованы только согласно положениям ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Цели создания фонда перераспределения земель
Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения был создан для того, чтобы фермеры и обычные граждане могли осуществлять свои работы в полном объеме и для увеличения возможностей обществ, организации собственного подсобного хозяйства, разбивки сада или огорода, для разведения домашних животных. Также они могут быть использованы для заготовки сена, как пастбища.
Порядок и правила формирования фонда определены законодательством. В его состав включаются земельные участки, которые государство, субъект федерации, муниципалитет приобретают в рамках установленных федеральным законодателем оснований. Исключением являются случаи, когда территория изымается для нужд госорганов или администрации.
После того как земли поступили в фонд перераспределения, муниципалитет или госорган, занимающиеся этим вопросом обязаны оповещать население путем публикации сведений в местных средствах массовой информации, а также предоставлять материалы по конкретному участку, если имеется официальное заявление.
Земли фонда перераспределения
Правила и порядок формирования фонда перераспределения изложены в ст. 80 ЗК РФ. Согласно положениям данной статьи, в состав обозначенной земельной базы могут входить наделы, переданные в следующих ситуациях:
- если владелец или временный распорядитель территории добровольно отказался от пользования территорией. При таких обстоятельствах земля стала бесхозной и поступила в распоряжение субъекта федерации или муниципалитета, которые в дальнейшем имеют право передать надел населению для более эффективного использования;
- когда владелец земли скончался и нового собственника не нашлось либо отсутствуют преемники, а также в случае, если все наследующие лица лишены прав на имущество согласно действующему законодательству;
- при изъятии территорий у владельцев или временных распорядителей на основании решения суда или для нужд госорганов или муниципальных властей;
Каждый из наделов направляется в фонд перераспределения и в дальнейшем может быть оформлен в пользование населению или компаниям для эксплуатирования.
Использование земель осуществляется в рамках положений ст. 78 ЗК РФ. Территории могут быть отданы:
- для с/х производства;
- с целью организации лесопосадки, для защиты территорий от эрозии и других негативных воздействий окружающей среды;
- учреждениям, осуществляющим научную или исследовательскую деятельность, которые занимаются организацией практической работы и выполняют подготовку кадров для будущего трудоустройства в сельскохозяйственной сфере;
- кооперативам и товариществам, для того чтобы земли были переданы гражданам с целью разбивки сада или огорода;
- потребительским кооперативам, религиозным общинам или казачьим обществам для использования территории по своим нуждам;
- малочисленным коренным народностям государства для организации мест жительства и сохранения традиционных видов промысла страны.
Все вопросы, возникающие при эксплуатировании земель данной группы решает уполномоченное ведомство, руководствующееся положениями действующего законодательства.
После того как земли поступили в фонд перераспределения, в отношении них проводится соответствующий анализ, позволяющий определить состояние территории и выяснить, какой способ эксплуатации в дальнейшем будет наиболее рациональным.
Кроме этого, для каждого участка составляется общая характеристика, включающая описание территории, ее местоположение, качественные и количественные показатели.
Вся указанная информация находится в открытом доступе и каждое заинтересованное лицо вправе обратиться к сотруднику уполномоченного ведомства и получить необходимые сведения о конкретном участке.
Вам будут полезны следующие статьи:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
Источник: https://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya/
- Договор аренды земельного участка с правом выкупа
- Договор дарения доли земельного участка
- Оценка земель сельскохозяйственного назначения
- Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию
- Фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения
- Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения
- Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения
- Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения
- Продажа земли сельскохозяйственного назначения
Изъятие земель сельхозназначения при неиспользовании 2024
Напомним основные положения принятого закона. цель поправок — вовлечь в оборот неиспользуемые земли сельхозназначения, а также усовершенствовать порядок изъятия таких земель при их ненадлежащем использовании.
Для этого закреплена, например, такая норма: сельхозземли, находящиеся в границах сельских поселений или расположенные не более чем в 30 километрах от них, могут использоваться только для сельского хозяйства.
И сельскохозяйственный участок через три года может быть изъят у собственника, если его действия приводят к снижению плодородия земель или причиняют вред окружающей среде.
После изъятия участок будет продан с публичных торгов.
Наиболее детальной переработке подверглась
Владельцев сельхозугодий обязали осваивать земли в течение года
Отметим, что с апреля 2015 года кадастровая стоимость земли увеличилась более чем в 3 раза, и по Курганской области в настоящее время колеблется в среднем от 37 до 45 тысяч рублей за 1 гектар.
С учетом максимальной налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельный налог в среднем за 1 гектар сельскохозяйственных угодий может составить от 111 до 135 рублей.
Вместе с тем Управлением Россельхознадзора по Курганской практикуется еще одна мера административного воздействия на нерадивых землевладельцев – это увеличение земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости неиспользуемого участка в соответствии со статьей 394 Налогового Кодекса РФ.
В этом случае налоговая ставка в среднем уже варьируется от 555 до 675 рублей за 1 гектар.Так в 2015 году налоговой службой по результатам проверок Россельхознадзора было доначислено за 2014 год более 180 тысяч рублей — по четырем фактам неиспользования
Евразийский юридический портал
Принудительное изъятие земельных участков сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на такие участки осуществляется исключительно в судебном порядке.
- Как правило, по данной категории споров определение состава лиц, участвующих в деле, а также подведомственность и подсудность дел не вызывает затруднений.
Истцами по спорам об изъятии земельных участков являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по спорам о прекращении иных прав — органы государственной власти или органы местного самоуправления, представляющие интересы соответствующего публичного собственника.
Изъять нельзя оставить. О принудительном изъятии не используемых земель сельхозназначения
Знаю, что крайняя мера борьбы с подобным нарушением земельного законодательства – принудительное изъятие земельного участка. Насколько она действенна и эффективна?
– Принудительное изъятие земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения у его собственника или иных правообладателей осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 г.
Изъятие земельных участков сельскохозяйственного назначения
Сумма убытка, согласно ч.3 ст.77 ФЗ N 7-ФЗ, подсчитывается на основании такс и методик исчисления, которые утверждены законодательством.
При их отсутствии, подсчет производится с учетом:
- понесенных убытков;
- фактических затрат на восстановление окружающей среды;
- упущенной выгоды.
Изъятие земель сельхозназначения, за исключением тех земельных участков, которые , или к собственникам которых возбуждено судом дело о банкротстве, происходит по причине:
- неиспользования земли для осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение 3-х и более лет с момента, как государственным земельным надзором был установлен факт неиспользования земли по назначению или использования с нарушениями законов РФ.
- использования земли с нарушением законодательства РФ, которое повлекло существенное снижение уровня ее плодородия или причинило вред окружающей среде;
Минсельхоз ждет, что закон об изъятии земель заработает к 2024 году
МОСКВА, 16 дек — РИА Новости. Минсельхоз РФ надеется, что закон об изъятии простаивающих сельскохозяйственных земель начнет работать со второй половины 2019 года или с 1 января 2019-го, заявил в среду глава министерства Александр Ткачев.
Президент России Владимир Путин в начале декабря в послании Федеральному собранию заявил, что простаивающие сельхозземли следует изымать у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах.
По его словам, соответствующий закон должен быть принят в осеннюю сессию 2019 года.
«Мы с радостью и большой в общем-то энергией принялись за его реализацию, надеюсь и Государственная дума и Совет Федерации нас поддержат, наши инициативы, и он будет принят и начнет работать, максимум — с 1 июля 2019 года или с 1 января 2019 года»
, — сказал Ткачев в эфире телеканала .
Потом на публичных торгах земля на конкурсной основе продается дальше, очень надеемся, что в рачительные руки, хозяйственные руки, и дальше в течение года новый собственник обязан на ней начать что-то производить, обрабатывать, ухаживать, вносить удобрения, получать урожай», — пояснил глава Минсельхоза. Вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович сообщил неделей ранее, что считает, что неиспользуемые земли необходимо изымать через год «простоя», а не через два-три, как это планировалось изначально.
«Мы, таким образом, введем в оборот сотни тысяч гектар земли, которые были захвачены и просто стоят, ждут своего часа»
, — заключил Ткачев.
Первая изъятая за неиспользование сельхозземля обрела нового собственника
«По решению суда, в связи с неиспользованием по целевому назначению, земельный участок был изъят у собственника.
«Подаче иска предшествовала совместная работа региональных министерств – имущественных отношений и сельского хозяйства, а также терруправления Россельхознадзора.
Это первый в Московской области прецедент по изъятию у собственника неиспользуемой по целевому назначению сельскохозяйственной земли и ее реализации с публичных торгов», — заключил Андрей Аверкиев.
Пресс-конференция министра имущественных
Земельные новости
Законодательные изменения, касающиеся изъятия сельскохозяйственных земельных участков при использовании их с нарушением законодательства или не по целевому назначению. 4 июля вступил в силу Федеральный закон № 354-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации»
. Согласно принятому закону, срок, по истечении которого сельскохозяйственный участок может быть изъят у собственника в случае его использования не по целевому назначению или с грубым нарушением закона, сокращается до двух лет (ранее срок равнялся пяти годам).
Новые поправки также усовершенствовали порядок изъятия сельскохозяйственных участков, которые используются не по назначению, а также порядок проведения торгов по их продаже.
Устанавливается, что исполнительный орган власти субъекта РФ обязан обеспечить проведение кадастровых работ и установление вида разрешенного использования земельного участка, а также организацию и проведение публичных торгов по продаже изъятого земельного участка в течение шести месяцев со дня вступления решения суда о его изъятии в законную силу.
Изменения будут также касаться установления административной ответственности, которая предусматривается за использование сельскохозяйственного участка не по целевому назначению в течение года с момента приобретения на него права собственности, если участок был приобретен на торгах на основании решения суда об изъятии в связи с использованием его с нарушением или не по целевому назначению, если имеются подтверждённые сведения о данных нарушениях в течение установленного срока.
В обязанности Росреестра будет входить ежемесячное сообщение сведений в Россельхознадзор о регистрации перехода прав на сельскохозяйственные участки не позднее 15-го числа каждого месяца, в отношении которых содержатся в ЕГРН сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, которые указывают на использование такого участка с нарушением законодательства или не по целевому назначению. Также устанавливается, что земельные участки из сельскохозяйственных земель, которые расположены на расстоянии не более 30 км от границы сельского населенного пункта, не могут быть использованы для целей, не связанных с ведением домашнего хозяйства. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, вступление в силу которых предусмотрено на 1 января 2019 года.
Закон вступает в силу с 4 июля, кроме отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2019 года. Предыдущая новость Следующая новость
Изъятие земельного участка (2017)
Статья также будет полезна «знающим» людям, поскольку, хотя законодательство об изъятии земли работает с 2010 г., в своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2019 г.
разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу. Поэтому в данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.
Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию.
Источник: https://advokatssr.ru/izjatie-zemel-selhoznaznachenija-pri-neispolzovanii-2019-12148/
Изъятие земельного участка сельскохозяйственного назначения
Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже в суд.
Комментарий к Ст.
Нерадивые владельцы могут быстрее лишиться прав на земли сельхозназначения
Эти изменения могут коснуться и лиц, владеющих участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Проект № 598620-6 федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“» предполагает изменение сроков неиспользования земельного, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо строительства, по истечении которых такой участок может быть изъят у правообладателя.
Кроме того, документ направлен на совершенствование порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании или неиспользовании по назначению.
Законопроект предусматривает сокращение с 5 до 2 лет срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника, если он не используется для сельскохозяйственного производства.
Порядок изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности корпораций и не используемых для ведения сельскохозяйственного производства
Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 30.06.2011 N ОГ-Д23-240.
Одним из принципов земельного законодательства является в том числе принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю ( пп.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г.
Источник:
Изъятие земельного участка у собственника в 2019 году — в связи с неиспользованием, ввиду его ненадлежащего использования
Землю, принадлежащую по праву собственности, может конфисковать государство. Однако для этого нужны веские основания, подтвержденные законодательными нормами.
Как в 2019 году изымается частный земельный участок? Земли могут изыматься государством. Не имеет значения, кто и на каком основании владеет землей.
Но изъятие возможно лишь на основаниях, прописанных в законе. Когда в 2019 году допускается принудительное изъятие земельных участков у собственников? Какова процедура изъятия частных земель?
Общие моменты
Землепользование относится к наиболее ранним формам владения землей как имуществом для производственных целей. Согласно законодательству земля выступает объектом гражданского права.
В ГК РФ сказано о вероятности изъятия земель из гражданского оборота или ограничения в обороте.
Положения Земельного Кодекса РФ предусматривают владение и распоряжение земельными участками по усмотрению собственников.
Вместе с тем закон предусматривает прекращение права собственности в отношении земли по определенным основаниям.
Для каждого случая изъятия земель предусмотрен определенный порядок и перечень допустимых оснований.
В зависимости от причины изъятия финансовый убыток собственника может компенсироваться или оставаться без возмещения.
Что нужно знать
Изъятие частного участка может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Между правообладателем и государственными органами заключается соглашение о выкупе земли.
В цену выкупа включается:
- рыночная стоимость участка;
- стоимость объектов недвижимости, расположенных на участке;
- убытки собственника, связанные с упущенной выгодой, расходами на переезд и обустройство на ином месте.
Основная сложность в этом случае заключается в определении цены участка. Госорганы руководствуются рыночной стоимостью, исходя из результатов проведенной оценки.
Если собственник не согласен, он вправе повести независимую оценку и назвать свою цену.
Правообладатель должен быть письменно извещен об изъятии земли в течение семи дней с момента принятия решения.
Также землевладельцу предоставляется проект соглашения о выкупе с указанием цены и условий. На изучение предложения отводится три месяца. Изъятие земли ранее этого срока допускается только с согласия владельца.
Если договориться мирным путем не удается, применяется принудительное изъятие на основании решения суда. Сумма выкупа определяется судебными органами исходя из рыночной стоимости.
Подача иска возможна не ранее трех месяцев после вручения собственнику проекта соглашения об изъятии участка.
Отметить нужно то, что за объекты, размещенные на участке, но не оформленные в собственность, выкуп не выплачивается.
Подобная недвижимость признается самостроем и возмещения за снос не полагается. Конкретизирует закон и объекты, не учитываемые при расчете суммы возмещения.
Нельзя получить выкуп за объект, если размещение его на участке не соответствует разрешенному виду использования земли.
Актуальность данного вопроса
В большинстве случаев изъятие земель происходит за счет того, что в данных территориях нуждается государство.
Основанием становится строительство крупных инфраструктурных объектов и иных значимых сооружений, которые согласно проекту не могут быть размещены в ином месте.
То есть другого способа, кроме изъятия земель, попросту нет. Актуальность подобной ситуации особо проявилась в процессе подготовки олимпийских объектов в Сочи.
Аналогичные обстоятельства складываются при строительстве газо- и нефтепроводов, железнодорожных веток, автотранспортных магистралей, линий электропередач, водопроводов и т.д.
Земельные участки, попадающие под изъятие, выявляются на стадии подготовки проекта строительства.
На этом же этапе проводится исследование относительно прав собственности на земли и определяется сумма предполагаемого финансового возмещения за изъятие участков.
Анализ законодательства в данной сфере выявил некоторые несовершенства, что стало поводом для внесения изменений в ЗК РФ.
Источник: https://jurist-protect.ru/izjatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika/
Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Порядок их предоставления и изъятия
Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ).
Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения — земли,
-
- находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
- предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но и как основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране.
Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- По всей России: (800) 350-73-32
Ст. 78 ЗК РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:
-
- для ведения сельскохозяйственного производства,
- для создания защитных лесных насаждений,
- для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
- для целей аквакультуры (рыбоводства).
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
- хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
- некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
- казачьи общества;
- опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
- общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:
-
- Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
- Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
- Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Порядок предоставления и изъятия земель сельскохозяйственного назначения
Законодательством установлен особый режим предоставления, использования и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Ст. 81 ЗК РФ устанавливает особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства.
Порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения устанавливается:
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Ст. 10 закона устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации..
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 80 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель в целях:
-
- перераспределения земель для сельскохозяйственного производства,
- осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности,
- создания и расширения личных подсобных хозяйств,
- ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут
-
- передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также
- предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Возможна передача земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Особенности изъятия земель сельскохозяйственного назначения
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 6 ФЗ).
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если
-
- земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки;
- в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
В срок, указанный в п. 2, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка.
Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-pravovogo-rezhima-zemel-selskochozyaystvennogo-naznacheniya-poryadok-ich-predostavleniya-i-izyatiya