Изменение вида разрешенного использования земли: порядок действий
268 просмотровВ этой статье:
Есть вопросы? Проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):
8 (800) 350-13-94 — Федеральный номер
8 (499) 938-42-45 — Москва и Московская обл.
8 (812) 425-64-57 — Санкт-Петербург и Лен. обл.
У владельца земельного надела часто появляется желание поменять вид разрешенного использования (ВРИ). Он зафиксирован в документации на право собственности. На некоторых территориях разрешена постройка дома, на других это запрещается. Чтобы изменить вид разрешенного использования земельного участка, важно обосновать требования и тщательно подготовить документы.
Нормативная база
Смена ВРИ возможна в соответствии с законодательными нормами:
- Градостроительного кодекса РФ;
- Земельного кодекса РФ;
- ФЗ № 172 от 21.12.2004 «О переводе земель из одной категории в другую».
Внимание! Перевод не всегда разрешается, так как для этого важно соответствие определенным характеристикам. Смена участка на земли ИЖС возможна в пределах населенного пункта и при наличии необходимого минимума коммуникаций.
Какие виды выбирают
Согласно ЗК РФ, все земли делятся на территории с назначением. Это позволяет не строить промышленные сооружения в пределах населенных пунктов, чтобы не портить экологическую обстановку. Выделяют следующие категории:
- населенных пунктов, где разрешается возведение построек в рамках развития сельских и городских территорий;
- сельхозназначения с ограничениями по строительству и применению;
- земли под объекты энергетики, промышленности, связи, военных разработок, объектов государственной безопасности и космических направлений;
- участки запасного назначения;
- охраняемые и заповедные территории;
- лесничество;
- охраняемые зоны рядом с водоемами.
Обычно изменение вида разрешенного использования земли запрашивается в отношении участков населенных пунктов и сельхозназначения. При правильном выборе появляется возможность не только возвести жилой дом для круглогодичного проживания, но и получить регистрацию по месту проживания или пребывания. Это допускается только на участках под ИЖС.
Выделяют самые популярные ВРИ:
- осуществление сельскохозяйственной деятельности с возможностью возведения помещений для переработки и хранения полученной продукции;
- организация огородничества и садоводства;
- ЛПХ;
- крестьянско-фермерская деятельность;
- ИЖС с возможностью постройки жилого дома с соблюдением основных требований.
Важно! Для каждого вида устанавливаются ограничения. На территории ИЖС можно построить частный дом до 3 этажей, предназначенный для одной семьи. Не допускается возведение многоквартирной постройки. На наделе под огородничество допустимо возведение домика, но в нем невозможно получить регистрацию.
Подготовительные действия
Чтобы поменять разрешенное использование земельного участка, сначала уточняется действующий градостроительный регламент на территории. Для этого можно запросить:
- выписку из правил землепользования и застройки;
- градостроительный план;
- справку о зонировании территориальной единицы в пределах нахождения надела.
Документы можно запросить в Росреестре или МФЦ путем личного обращения. Доступно онлайн заявление на сайте регистрационной службы. За готовым результатом нужно явиться лично или запросить ответ по электронной почте. Также возможно отправление по почте России, если заявление подано с применением электронной цифровой подписи.
Уточняется разрешенное использование по конкретному участку. Оно делится на 3 основные группы:
- основная;
- условно разрешенная (определяется по факту публичных слушаний);
- вспомогательная (назначается дополнительно к предыдущим).
Далее подбирается вид пользования, который максимально отвечает целям территории. К каждой категории относится несколько возможных разрешенных видов использования. При достаточной аргументации можно успешно изменить один на другой.
Основные ВРИ
До 2020 года их определение было отдано на откуп муниципалитетам, решения которых влияли на стоимость объектов. Затем был принят общий классификатор, обязательный для использования. Такое правило введено в 2020 году. Документ перечисляет только основные ВРИ. В 2020 году действует Классификатор ВРИ ЗУ 2020.
Документ содержит список из 15 ВРИ, каждый из которых имеет несколько подкатегорий. Если для участка вид был установлен до принятия классификатора, он продолжает действовать независимо от соответствия тем данным, которые указаны в документе.
Цель использования земельного надела согласно указанному документу может быть следующая: жилая застройка, отдых, сельскохозяйственное использование, предпринимательство, транспорт, использование лесов, ведение садоводства, огородничества и другие.
Изменить ВРИ земельного участка допускается только в рамках кодов, перечисленных в Классификаторе.
Процесс обращения
Если планируется изменение вида разрешенного использования, порядок действует стандартный. Процесс начинается с тщательной подготовки документов, заявления и обоснований требований. Во многом этот этап сказывается на дальнейший результат.
Далее важно обратиться в администрацию по месту нахождения участка. В некоторых случаях проводятся публичные слушания в территориальном отделе Росреестре или администрации. Если новый ВРИ связан с капитальным строительством жилого дома, положительное решение не потребует слушаний. Но в этом случае важно, чтобы новый вид использования не противоречил целевому назначению.
В течение 30 дней должно быть принято решение о возможности удовлетворения заявления. Окончательное одобрение происходит в земельном комитете органа местного самоуправления.
Затем заявителю направляют уведомление о результате. Если решение положительное, можно обратиться в Росреестр для официальной смены в государственном реестре. При отрицательном ответе предоставляется мотивированный отказ. Если проблема связана с недостаточной проработкой документов, можно исправить ошибки или неточности. Затем запрос с документами подается повторно.
Варианты решения вопроса об изменении ВРИ участка
Изменение ВРИ земельного участка может происходить по одному из вариантов:
- при установленных градостроительных регламентах — по заявлению в кадастровую службу, (непосредственно, в МФЦ, почтовым отправлением или в электронной форме, через официального представителя) — это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости, в котором в графе «изменение вида разрешённого использования» нужно указать выбранный по Классификатору вид использования земельного участка) с приложением к нему комплекта документов,
- при необходимости проведения публичных слушаний для установления нового вида использования участка (из состава условно разрушенных видов или при отсутствии действующих ПЗЗ) в соответствии с Классификатором, по которому выбран новый вид, — на основании заявления в администрацию, подготавливающей, по итогам публичных слушаний, постановление об изменении вида разрешённого земельного участка.
Иными словами, порядок решения вопроса будет зависеть от того, действуют или нет в муниципалитете ПЗЗ, установлены или нет градостроительные регламенты, к какой группе видов использования (основных, условно разрешённых или вспомогательных), указанных в Выписке из ПЗЗ, ГПЗУ или в плане зонирования, окажется планируемое использование участка.
Если ПЗЗ уже действуют и градрегламенты установлены, а желаемое назначение участка “попадает” в основную группу ВРИ территориальной зоны и соответствует Классификатору, то при выборе вида использования из состава ВРИ функциональной зоны какие-либо дополнительные согласования не потребуются. Изменение прежнего ВРИ на выбранный вид использования будет производиться простым образом — через заявление в кадастровую палату.
Если же выбор ВРИ приходится на состав условно разрешённых видов использования, то для изменения прежнего ВРИ на выбранный вид использования, который опять-таки, должен соответствовать Классификатору, будут проводиться публичные слушания.
Слушания организуются муниципалитетом после получения заявления от собственника или правообладателя участка, подготовки ими необходимых материалов (планировочных обоснований) и прохождения всех процедурных этапов.
Итог слушаний — выпуск постановления муниципалитета об изменении ВРИ (постановление об установлении соответствия испрашиваемого ВРИ виду использования по Классификатору. Постановление служит правовой основой, позволяющей Росресстру, на основе предоставления всех материалов по изменению ВРИ, внести в кадастровый учёт новые сведения об участке.
Задачами изменения ВРИ земельных участков могут заниматься не только их собственники, но и иные правообладатели, получившие официальное согласие владельцев (арендаторы — у арендодателя, если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет).
Не исключено, что по результатам общественных публичных слушаний, в которых принимают участие жители муниципального образования, высказывающие свои соображения относительно изменения ВРИ, это изменение может быть ими отклонено большинством голосов по различным причинам, что будет отражено в итоговом решении муниципалитета в виде письменного отказа на поданное собственником или правообладателем заявление.
Важно знать
В случаях, когда на участках уже построены и зарегистрированы объекты капитального строительств (индивидуальный жилой дом, производственное здание, торговый центр и т.д.), изменение ВРИ участка будет происходить лишь по результатам изменения вида функционального назначения существующих построек, если это назначение не соответствует новому виду использования земельного участка.
Пример
Возможно ли изменить вид разрешённого использования земельного участка, который является участком для ИЖС, на выбранный по Классификатору вид “Магазины” с описанием вида: “размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет менее 5000 м2?
Даже если в градостроительный регламент зоны жилой застройки, внутри которой находится участок с построенным домом, включён выбранный вид использования участка и появляется предположение о возможности изменения прежнего ВРИ, торопиться менять функциональное назначение здания с индивидуального дома на магазин не стоит. Придётся уточнить, как указано в пункте 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, ещё и технические регламенты.
Техрегламенты, в частности, для магазинов (с их приёмом посетителей) устанавливают жёсткие требования по проектной документации, по допустимой удалённости объекта от участков с жилыми строениями, по безопасности самого здания и прилегающей к нему территории, по соответствию условиям его эксплуатации, по обеспечению подъездом и разворотной площадкой для пожарных машин и машин, доставляющих товары, и т.д.
Так что, попытка преобразования в магазин частного дома, расположенного на участке для ИЖС, соприкасающегося своими границами с другими такими же застроенными участками, окажется тщетной, ведь размещение или градостроительное преобразование размещённых на них зданий в объекты социальной инфраструктуры в жилых зонах допускается на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям дорог, улиц, бульваров, площадей, проездов, являющихся территориями общего пользования, только при отсутствии градостроительных норм, запрещающих их размещение.
Вывод
Приведённый пример убеждает в том, что к задаче изменения ВРИ земельного участка нужно подходить после всестороннего обследования градостроительной ситуации, которое позволит избежать ошибок и бездарных трат времени.
Итак, зная теперь, на какие градостроительные особенности самих участков и тех территорий, на которых они находятся, ориентируются и администрации, и службы Росреестра при рассмотрении вопросов об изменении их видов разрешённых использований, нужно сделать вывод или о невозможности, или о возможности изменения ВРИ:
- если в перечнях основных, условно разрешённых и вспомогательных ВРИ, указанных в Выписке из ПЗЗ о видах разрешённого использования, в ГПЗУ или в справке о зонировании территории есть тот вид, что соответствует цели изменения, то вопрос об изменении будет решён положительно, в противном случае — в изменении ВРИ будет отказано;
- в зависимости от того, в какой группе видов окажется планируемое использование, изменение проводится без проведения или с проведением публичных слушаний:
- для основной группы ВРИ — без слушаний,
- для группы условно разрешённых видов — проведение слушаний потребуется;
- вспомогательные ВРИ могут выбираться только совместно с основными и условно разрешёнными видами.
- выбранный из перечня вид использования должен соответствовать наименованию в Классификаторе ВРИ или быть установленным в точном с ним соответствии (о том, как это делается рассказывается ниже).
При положительных результатах анализа градостроительной ситуации можно приступить к подаче заявления об изменении вида разрешённого использования. Заявление тоже имеет нюансы. Рассмотрим их.
Необходимые документы
Чтобы добиться положительного решения, важно подготовить как можно больше справок и обоснований. Предоставляется следующее:
- заявление;
- гражданский паспорт заявителя;
- нотариальная доверенность и паспорт представителя, если у собственника нет возможности самостоятельно подать документы;
- выписка из ЕГРН;
- правоустанавливающие документы на участок (договор купли-продажи, дарения, акт о приватизации, свидетельство о вступлении в наследство);
- картографические материалы, позволяющие определить точное местоположение (ситуационный план, адресный план, межевой план).
Причины отказа
Законодательством определяется точный перечень причин. К ним относится:
- отсутствие правовых оснований;
- несогласие участников слушаний;
- выявление недостатков в документах и заявлении;
- обращение подписано лицом, не владеющим участком официально;
- в отношении надела установлены ограничения;
- сведения в заявлении и документах противоречат;
- запрашиваемый ВРИ не соответствует целевому назначению.
Если сотрудники администрации отказывают принять заявление к рассмотрению безосновательно, единственный выход — обращение в суд. При положительном решении можно сразу передать документы в Росреестр на регистрацию.
Таким образом, изменение ВРИ возможно при соблюдении градостроительного регламента и тщательной предварительной подготовки. Оно занимает немного времени, но позволяет применять землю в соответствии с собственными целями и без нарушения законодательства.
Документы, прилагаемые к заявлению об изменении ВРИ земельного участка для различных вариантов
Решение вопроса в кадастровой службе
Если в муниципалитете действуют ППЗ, а соответственно, и градостроительные регламенты и если выяснено, что будущий вид использования участка есть в перечне главных (основных) видов той территориальной функциональной зоны, к которой он относится, и не выявлена «нестыковка» с наименованием нового вида использования с Классификатором ВРИ, заявление подаётся в Кадастровую службу или МФЦ.
Заявление на изменение ВРИ в кадастровую службу — это заявление о государственном кадастровом учёте изменений объекта недвижимости.
Специальная форма заявления о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка с указанием его кадастрового номера заполняется собственником или правообладателем. В графе «изменение вида разрешённого использования» нужно прописать наименование вида использования земельного участка, выбранного по Классификатору.
К заявлению должны быть приложены:
- копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
- копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником.
Все прочие выписки — выписку из ПЗЗ, выписку из ЕГРН на участок, выписку из ЕГРН на объект недвижимости на участке (в случае его наличия), выписку из ГКН, выписку из ЕГРЮЛ (для юридических лиц), выписку из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей) и другие материалы, необходимые для рассмотрения вопроса об изменении ВРИ земельного участка и для внесения изменений в государственный кадастровый учёт, органы Росреестра получают самостоятельно — в порядке межведомственного взаимодействия.
Если все или большую часть выписок и документов заявитель намерен предоставить по собственной инициативе, то они должны быть получены им не ранее чем за 30 дней до дня обращения.
Государственный кадастровый учёт изменений земельного участка выполняется за 23 рабочих дня с даты подачи заявления.
Отказ в государственном кадастровом учёте изменений земельного участка дается по следующим одной или нескольким причинам:
- испрашиваемый вид разрешённого использования не соответствует назначению земель, зафиксированном в государственном кадастре недвижимости;
- отсутствие сведений о категории земель в ГКН;
- несоответствие испрашиваемого ВРИ Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 от 01.09.2014;
- несоответствие испрашиваемого ВРИ земельного участка основным видам разрешённого использования участков по ПЗЗ, ППТ (проектам планировки территорий), ПМТ (проектам межевания территорий ) — координаты территориальных зон не внесены в государственный кадастр недвижимости;
- несоответствие испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в водоохраной, прибрежной полосе (информация о вхождения/не вхождении участка в зону содержится в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД);
- невозможность размещения земельного участка с испрашиваемым ВРИ в санитарно-защитной зоне промышленного предприятия (информация о вхождении/не вхождении участка в зону содержится в выписке из ИСОГД);
- несоответствие испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в зоне режима охраны объектов культурного наследия (информация о вхождения/не вхождении участка в зону (информация (из ИСОГД);
- выявление наложения границ земельного участка, находящегося в государственной не разграниченной собственности, на земли государственного лесного фонда (информация — в выписке ИСОГД);
- несоответствия испрашиваемого ВРИ видам, возможным к использованию в придорожной полосе существующих и проектируемых дорог, территорий общего пользования (информация о вхождении или не вхождении участка в зону — в выписке из ИСОГД),
- отсутствие установленных в ГКН границ земельного участка;
- противоречивые или недостоверные сведений в заявлении и в приложенных к нему документах,
- в заявлении и (или) в прилагаемых к нему документах выявлена недостоверность, искажение или неполная информации,
- обращение без предъявления документа, позволяющего установить личность заявителя (представителя заявителя)
- представление заявителем документов, срок действительности которых истёк на момент поступления заявления;
- установление ограничения права собственности (обременение);
- документы содержат повреждения, не позволяющие однозначно трактовать их содержание;
- в документах выявлены подчистки и исправления текста;
- некорректное (неполное либо неправильное) заполнение обязательных полей в форме заявления, поданного в бумажном или электронном виде;
- отсутствие согласия одного из правообладателей (сособственника) земельного участка.
Решение вопроса в местной администрации
Заявление в администрацию подаётся в случаях:
- при намерении собственника устранить несоответствие Классификатору ВРИ прежнего вида использования участка,
- при необходимости установления нового вида использования в порядке, требующем проведения публичных слушаний.
Заявление в администрацию МО об изменении ВРИ участка — это заявление об установлении соответствия разрешённого использования земельного участка Классификатору видов разрешённого использования земельных участков.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физического лица) и (или) представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, — в случае, если заявление подается представителем заявителя;
- копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок
- заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства — в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, если сведения о таких документах отсутствуют в ЕГРН, или уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на земельный участок;
- согласие правообладателя земельного участка на изменение вида разрешённого использования земельного участка, если заявитель не является его собственником,
Заявитель вправе по собственной инициативе представить вместе с заявлением:
- кадастровую выписку о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;
- выписку из ЕГРН о праве на земельный участок,
- свидетельство на право собственности, имеющееся на руках.
Если заявитель не предоставил документы в полном составе, администрация МО запрашивает их самостоятельно (в установленном порядке межведомственного информационного взаимодействия)
Заказать , либо через МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учёте изменений земельного участка, указав его кадастровый номер, или направить заявление почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Основания для отказа в предоставлении услуги:
- отказ по причинам неправильности заявления:
- заявление не соответствует требованиям Административного регламента предоставления услуги администрации МО,
- в заявлении не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, либо наименование юридического лица, обратившегося за предоставлением муниципальной услуги;
- текст в заявлении не поддается прочтению;
- заявление подписано не уполномоченным лицом
- перечень иных оснований для отказа:
- земельный участок был изъят из оборота, ограничен в обороте, и в отношении земельного участка принято решение о резервировании, изъятии для государственных или муниципальных нужд;
- заявитель не представил документы, указанные в Административном регламенте;
- копии документов, сведения, выписки, представленные заявителем, противоречат либо не соответствуют (полностью или частично) сведениям уполномоченных органов;
- ответ на межведомственный запрос, выполненный в случае непредоставления заявителем документов на право собственности, показывает отсутствие у него прав на земельный участок, в отношении которого определяется соответствие заявленного разрешённого использования виду разрешённого использования, установленному Классификатором ВРИ земельных участков,
- разрешённое использование земельного участка не соответствует видам разрешенного использования земельного участка, предусмотренным действующими ПЗЗ;
- письменный отказ заявителя от предоставления муниципальной услуги;
- перечень иных причин, изложенных выше (в разделе Мотивации отказа).
Решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги может быть принято при наличии хотя бы одного из перечисленных видов оснований. В решении об отказе в предоставлении муниципальной услуги причины отказа указываются в обязательном порядке.
Заявление на получение муниципальной услуги с приложением необходимых документов и при условии устранения обстоятельств отказа можно подать повторно. Датой исчисления срока выполнения муниципальной услуги в этом случае будет дата регистрации этого повторного заявления.