Как провести корректировку на вид разрешенного использования земельного участка
297 просмотровВ этой статье:
Публикация в рамках реализации Концепции развития оценочной деятельности на 2013-2017 годы.
Скачать материал.
С начала 2022 года суды общей юрисдикции в ряде регионов начали «закручивать гайки» и высказывать собственную развернутую позицию относительно качества отчетов об оценке. Как неоднократно отмечали в своих выступлениях представители НП «СРОО «Экспертный совет», судьи дословно вычитывают ФСО и дают замечания, которые могут считаться формально корректными, хотя по существу являются незначимыми. Это лишний раз показывает с какой внимательностью нужно формулировать тексты ФСО при их разработке, проверяя на возможность двойственного, расширительного или системного некорректного толкования.
В качестве типичного примера можно рассмотреть замечания на отчеты об оценке из решений Московского, Новосибирского и Челябинского областных судов 2022 года. Замечания судов практически полностью сконцентрированы на аналогах (не описаны, недостоверно описаны, не учтены характеристики, некорректно внесены поправки), укрупненно их можно представить следующими пунктами, к которым НП «СРОО «Экспертный совет» предлагает свои рекомендации по усилению отчета об оценке.
Обратите внимание, что рекомендации относятся к типичной оценочной ситуации – они могут быть использованы в конкретном отчете об оценке, если у Оценщика по результатам анализа специфики объекта оценки и рыночной конъюнктуры нет оснований считать иначе.
Замечание 1. Не учтено разрешенное использование объектов аналогов, вместо этого оценщиком используется «функциональное назначение» земельных участков. Судья апеллирует к утвержденным видам разрешенного использования (ВРИ) и указывает, что при этом нет корректировки на различия в по видам использования.
Рекомендации по усилению отчета об оценке – в разделе анализа рынка отчета об оценке представить информацию о том, что ВРИ не является в чистом виде ценообразующим фактором по следующим причинам.
1.1. ВРИ может быть изменен без значительных временных и материальных затрат. Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории городского или сельского поселения может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, без дополнительных разрешений и согласований, если применяемые в результате этого изменения ВРИ указаны в градостроительном регламенте в качестве основных ВРИ или являются вспомогательными по отношению к существующим основным или условно разрешенным видам использования. Подробно об основных и вспомогательных ВРИ – в Градостроительном кодексе РФ, Глава 4, статья 30, 37. Дополнительные комментарии можно посмотреть здесь.
1.2. В рыночном обороте в коммерческих предложениях по продаже часто используются термины типа функционального назначения, при этом продавцы зачастую ВРИ не указывают, что дополнительно подтверждает вышеуказанные выводы. Например, в крупнейших базах по данному фактору имеются следующие классификации земельных участков (можно приложить принтскрины с этих сайтов):
- realty.dmir.ru – коммерческие, некоммерческие;
- www.cian.ru – СНТ, ИЖС, промназначения;
- www.avito.ru – поселений, сельхозназначения, промназначения;
- irr.ru– населенных пунктов, сельхозназначения, промназначения, особохраняемые, водный, лесной фонд.
1.3. Ценообразующим фактором часто является скорее тип (функциональное назначение) окружающей застройки. Например, на территории промышленной застройки завода могут располагаться участки, с разрешенным использованием под административные здания, здания столовых, магазина и прочие здания из других ВРИ, при этом рыночная стоимость таких земельных участков будет формироваться стоимостью земельных участков промназначения, которые их окружают.
1.4. Встречаются ситуации, когда при прочих равных условиях даже категория земель может не влиять на стоимость для земельных участков схожего разрешенного использования. Например, стоимость земельных участков категории земель промышленности сопоставима со стоимостью земельных участков населенных пунктов с разрешенным использованием под промобъекты и т.п.
1.5. Следует также отметить, что и при кадастровой оценке объекты разных ВРИ схожего функционального назначения часто рассчитываются по одной модели с одними и теми же ценообразующими факторами, что можно увидеть в отчетах из фонда данных Росреестра.
Замечание 2. Не учтено наличие объекта недвижимости (как важной характеристики) на оцениваемом земельном участке (указание на нарушение п.4 ФСО№3).
Рекомендации по усилению отчета об оценке: целесообразно привести цитату из ФСО7 п. 20 (или ссылку на этот пункт), согласно которому «рыночная стоимость земельного участка, застроенного объектами капитального строительства, или объектов капитального строительства для внесения этой стоимости в государственный кадастр недвижимости оценивается исходя из вида фактического использования оцениваемого объекта. При этом застроенный земельный участок оценивается как незастроенный, предназначенный для использования в соответствии с видом его фактического использования.»
Замечание 3. Нет идентифицирующих сведений аналогов, поэтому невозможно проверить местоположение, площадь и другие характеристики. Нет кадастровых номеров аналогов, поэтому нельзя получить информацию о характеристиках и сделках.
Рекомендации по усилению отчета об оценке: в отчете об оценке указать, что в отношении объектов-аналогов в законодательстве об оценочной деятельности имеются следующие требования в ФСО №1 и ФСО №7:
- Согласно п.14 ФСО№1 «объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость»
- Согласно п. 22 ФСО №1 «Сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен:
«б) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения;
в) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому».
- Согласно п. 22 ФСО №7:
«а) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;
б) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке».
Таким образом, федеральные стандарты оценки не содержат требований об указании кадастровых номерах аналогов либо иных идентификационных сведений, а также требований об обеспечении проверки информации об их характеристиках и сделках.
В части проверки достоверности информации – см. ниже.
Замечание 4. Расхождения по площади и по местоположению – нет анализа сопоставимости, нельзя признать аналогами.
Рекомендации по усилению отчета об оценке: согласно вышеуказанным требованиям законодательства (см. п.2 настоящих Рекомендаций) в части применения сравнительного подхода отсутствуют требования по анализу сопоставимости.
При этом относительно аналогов в п. 22 б) ФСО №7 указывается, что «в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным». То есть критерием отнесения объектов к аналогам является один сегмент рынка и сопоставимость по ценообразующим факторам.
Можно порекомендовать включать в отчет об оценке информацию, что объект оценки и объекты-аналоги относятся к одному сегменту рынка (например, земельных участков коммерческого назначения, либо земельных участков под размещение производственно-складской недвижимости) и сопоставимы по ценообразующим факторам. В частности, имеют единый состав ценообразующих факторов (можно их перечислить).
В замечаниях суда также иногда указывают, что объекты сильно разнятся по площади и местоположению. В таком случае в отчете можно указать, что площадь объектов-аналогов находится в таком-то диапазоне, что относится к одному сегменту рынка.
Относительно схожести местоположения можно привести п. 11 б) «определение сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект. Если рынок недвижимости неразвит и данных, позволяющих составить представление о ценах сделок и (или) предложений с сопоставимыми объектами недвижимости, недостаточно, допускается расширить территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта». То есть в отчет можно внести информацию, что территории расположения объектов аналогов схожи по своим экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта.
Замечание 5. Корректировка на площадь на основании таких-то публикаций Власова А.Д. – не соответствует назначение, устаревшее исследование.
Рекомендации по усилению отчета об оценке – возможны следующие варианты решения:
5.1. Показать, что, несмотря на то, что исследование было сделано давно и по другому сегменту (другому региону, другому ВРИ), сегменты, к которым относятся аналоги и объект оценки, сопоставимы по критерию относительного влияния площади объекта на его стоимость, равно как и относительное влияние на стоимость практически не изменяется в течением времени, поэтому имеющимися отличиями можно пренебречь.
5.2. Воспользоваться другими источниками для внесения корректировки на площадь.
5.3. Сделать самостоятельные расчеты, построив собственную зависимость.
5.4. Обосновать корректировку на площадь экспертным методом с учетом требований ФСО.
5.5. Использовать аналоги из одного сегмента, не требующего внесения корректировки на стоимость единицы сравнения.
Замечание 6. В источниках информации нет данных, подтверждающих характеристики (например, распечатки не содержат информацию о рельефе, доступности, ограничений и обременений, категории, виде разрешенного использования, сведений о доступе к подключению). Не приведена ссылка на достоверные источники, из которых была взята информация об аналогах.
Рекомендации по усилению отчета об оценке – в соответствии с пунктом 4 ФСО № 3 при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться принципа обоснованности, то есть информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена; а также принципа однозначности – содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования.
Требования к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, также указаны в ФСО № 3.
В п. 10 ФСО № 3 указано, что «в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, либо приложены копии материалов и распечаток. В случае если информация при опубликовании на сайте в сети Интернет не обеспечена свободным и необременительным доступом на дату проведения оценки и после даты проведения оценки или в будущем возможно изменение адреса страницы, на которой опубликована используемая в отчете информация, или используется информация, опубликованная не в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Российской Федерации, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов».
При этом, в соответствии с п/ 19 ФСО №1, информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.
Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Законодательство об оценочной деятельности возлагает на Оценщика обязанность по анализу используемой информации. Так, в п. 19 ФСО № 1 указано, что «Оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы».
Самым распространенным методом, применяемым всеми оценщиками для проверки информации, указанной в объявлениях в сети Интернет, на предмет достоверности, является уточнение характеристик по телефонам, указанным в данных объявлениях.
Таким образом, Оценщик в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности осуществил проверку информации, используемой в отчете, обеспечив тем самым соблюдение принципов обоснованности и однозначности. Неосуществление указанных выше действий Оценщиком привело бы к нарушению основных принципов оценки.
Можно предложить указывать в качестве источника информации по характеристикам аналогов (например, рельеф, форма, обеспеченность коммуникациями) результаты визуального осмотра.
В целом можно рекомендовать усилить работу с аналогами, чтобы они были полностью описаны по всем ценообразующим факторам, при этом информация имела максимально достоверный характер. Необходимо учесть, что ценообразующие факторы (содержание, значения и степень влияния на стоимость) должны быть одинаково описаны по тексту всего отчета об оценке в блоках описания объекта оценки, анализа рынка, описания объектов-аналогов и внесения корректировок. Стоит обратить внимание, что в настоящий момент все отчеты, направляемые в комиссию по оспариванию, размещаются в фонде данных Росреестра, где можно проанализировать аналоги, используемые оценщиками в данном регионе.
Можно предложить вставить в отчет об оценке следующую формулировку:
В ряде случаев часть необходимых для оценки данных по объектам-аналогам может быть не указана в объявлениях (или других источниках информации) или указана неточно. В таких ситуациях для выполнения требований п. 19 ФСО №1 в части проведения анализа достаточности и достоверности исходной информации Оценщик уточнял характеристики аналогов по телефонам, указанным в источниках информации. Характеристики аналогов, применяемые в расчетах, соответствуют результатам этого анализа.
Кроме того, рекомендуем для регионов, где суды взялись подробно разбирать отчеты и давать некорректные замечания, входя в процесс сразу ходатайствовать о назначении судебной экспертизы на установление стоимости, имея уже пару ответов (чтобы был выбор) от компаний, которые готовы ее провести. Соответственно судебный эксперт даст сопоставимый результат оценки. Практика показывает, что судьи в целом намного лучше относятся к судебной экспертизе и в редких случаях подвергают ее самостоятельной критике. В качестве итогового результата суд, как правило, принимает результат судебной экспертизы.
Это путь несколько повышает затраты заказчика, но в ряде регионов является очень эффективным.
Дополнительные материалы:
- практические рекомендации по определению возможных границ интервала итоговой стоимости;
- прочие методические материалы;
- образовательная деятельность Партнерства.
Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий [Земельный кодекс РФ] [Глава XV] [Статья 85]
1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
2. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Задавайте корректно вопросы!!!
Какое разрешенное использование оцениваете?
Если нет аналогов отказывайтесь от метода сравнительных продаж.
Считайте НЭИ и у Вас все получится.
По другому нельзя, т.к.:
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
3. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
4. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
5. Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
6. Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
7. Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
8. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
9. Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
10. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 — 100 настоящего Кодекса.
Земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры.
11. Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах — земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, — используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
12. Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Корректировка на вид разрешенного использования земельного участка возможна только при условии соблюдения российского законодательства. Поскольку эксплуатация земельных участков находится под наблюдением государства, нецелевое использование территорий наказывается в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Под нецелевым (ненадлежащим) использованием земли подразумевается ее применение не в соответствии с указанным в кадастровой документации. К примеру, когда земля
сельхозназначения
определена под коттеджную застройку. Или на землях лесной зоны, примыкающей к городу, возводится многоквартирный дом.
В этом случае недвижимость не признают законной и не зарегистрируют в органах государственного кадастра или Росреестре. Для того, чтобы объект прошел нужную регистрацию, необходимо сменить вид разрешенного использования (ВРИ). В результате смены баланс на рынке недвижимости меняется.
Категории земель (включая ИЖС и ЛПХ)
Каждый земельный участок относится к одной из семи категорий. Условно вся территория России разделена по целевому назначению. Для чего это нужно? Во-первых, для определения правового статуса надела. Он определяется исходя из категории и разрешенного использования.
С практической точки зрения знание целевого назначения нужно для того, чтобы установить, можно ли построить на данной территории жилой дом, заниматься животноводством или другой отраслью сельского хозяйства.
Перечислим все семь категорий:
Земли с/х назначения | Они составляют около ¼ всех земель России. Это самые плодородные земли, которые предназначены под пашни и для занятий всеми видами сельского хозяйства. |
Населённых пунктов | На этих землях ведется застройка под жилые многоквартирные дома, инфраструктуры, ЛПХ и ИЖС. Составляют чуть больше одной десятой части всех земель РФ. |
Промышленность | По площади немного отстают от второй категории земель. На этой территории расположены предприятия тяжелой и легкой промышленности, связи, транспорта. |
Особо охраняемые | Их больше почти в три раза, чем промышленных территорий. К ним относятся заповедники, парки культуры, ботанические сады. |
Лесные зоны | Лесные земли — самые обширные из всех категорий. Их могут предоставлять в аренду или бессрочное пользование при условии соблюдении Лесного кодекса России. |
Водный фонд | К нему относятся территории расположения озер, природных и искусственных водоемов, русла рек. Также — сооружения, которые находятся на водных объектах. |
Земли запаса | Они не имеют назначения и оставлены как резерв для предоставления в пользование или продажи. Такие земли могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. |
Земли можно перевести из одной категории в другую в рамках действующего законодательства. Но не все земли подлежат переводу. К примеру, достаточно просто будет перевести земли из сельскохозяйственной категории в земли населенных пунктов. Особенно, если участок расположен близко к городу. Еще проще перевести земли запаса в категорию. Но невозможно перевести особо охраняемые зоны или промышленные земли в с/х угодья.
Образец выписки из ЕГРН
Возможно ли провести изменение ВРИ
Кроме категории в документах указывается разрешенное использование земельного участка (ВРИ). Это как подраздел целевого использования. К примеру, земли населенных пунктов — это категория, а индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) — это ВРИ. При оформлении кадастровых, а затем и правоутверждающих документов, указывается сначала категория, а затем — ВРИ.
Если использование земли не будет соответствовать обоим критериям, то постройки могут быть признаны незаконными (если они возведены на неподходящих землях). Или арендатору будет отказано в аренде земель с/х назначения, если вместо выращивания овощей он занимается промышленным производством. То есть ВРИ будет влиять на то, какие объекты возможно расположить на участке, и как правильно использовать землю.
Вид разрешенного использования можно узнать из документов на участок. Если вы только собираетесь купить землю, то основные характеристики, определяющие правовой статус, можно бесплатно узнать на публичной кадастровой карте, которая находится на сайте Росреестра.
Если вы не можете этого сделать самостоятельно, то такая информация предоставляется Росреестром на любой участок, независимо от того, являетесь ли вы его собственником. Выписка из ЕГРН, в которой указаны как категория, так и ВРИ, предоставляются на основании заявления и ваших паспортных данных. Стоимость государственной пошлины составляет от 300 рублей.
Корректировка вида разрешенного использования земельного участка
Чаще всего необходимость корректировки на вид разрешенного использования земельного участка возникает при необходимости постройки дома. До 2022 года все сведения, которые касались соответствующих разрешений, получали в Градостроительном кодексе (ст. 37). Решение выносилось, исходя из того положения, в котором находился участок. Например, его близость к населенным пунктам, существование рядом подходящей инфраструктуры, количество заявок на близлежащие объекты.
Но окончательное решение выносилось специальными комиссиями, которые действовали в рамках местной администрации. В законе все формулировки были расплывчаты, что порождало некоторое самочинство. Сейчас все виды и подвиды расписаны очень подробно, что не должно вызвать никаких неверных толкований.
Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
В сентябре 2022 года Министерством Минэкономразвития был принят Приказ, в котором утверждался Классификатор ВРИ. В 2022 году в него были внесены существенные изменения. Теперь, чтобы поменять ВРИ, обращаются не в комиссию, а в первую очередь изучают Классификатор. Он содержит несколько сотен различных видов. В современном виде классификатор не содержит условно-разрешенных видов.
Подготовка к процедуре
Для того, чтобы изменить ВРИ, необходимо соблюдать определенный алгоритм:
- Разобраться в градостроительных регламентах вашего региона. Эти сведения можно уточнить на сайтах Росреестра, Государственного кадастра, в офисах многофункциональных центров, в отделах по архитектуре и градостроительству вашего региона. В одной из структур нужно получить документ: градостроительный план или выписку из ПЗЗ, а также справку о зонировании той земли, где находится участок. Быстро изменить ВРИ возможно, когда участки являются аналогами, которые относятся к одной градостроительной зоне.
- Нужно выяснить ВРИ, установленных для определенной зоны и изучить ПЗЗ (Правила землепользования и застройки). Последний — документ, который относится к местным правовым актам.
- Выяснить допустимые ВРИ для интересующей вас территориальной зоны. Все виды разрешенного использования делятся на основные, указанные в Классификаторе и вспомогательные. К вспомогательным относятся те земли, на которых расположены объекты, поддерживающие деятельность основного вида. К примеру, инфраструктуру животноводческого комплекса составят дороги, которые располагаются на землях вспомогательного ВРИ.
- Найти в Классификаторе вид, на который вы хотите изменить. Нужно подобрать вид так, чтобы он наиболее полно соответствовал цели применения земельного участка. Производим сравнение по Классификатору ВРИ 2022 года.
В 2022 году разрешенное использование участков, которое было установлено до принятия Приказа о Классификаторе, признается действительным. Это происходит не зависимо от того, соответствует вид тому, что указано в Классификаторе или нет. Такая поправка была внесена в Земельный кодекс ФЗ РФ №171 (ст. 34, п. 11).
Итак, изменить ВРИ можно по одному из вариантов:
Через Росреестр, МФЦ, посредством почты или в электронном виде | В графе «изменение ВРИ» нужно выбрать один из указанных в Классификаторе. |
Через публичные слушания в соответствии с Классификатором | При отсутствии ПЗЗ. |
Итак, в зависимости от содержания ПЗЗ изменение ВРИ участка может проходить как без слушаний, так и с ними. В зависимости от этого существуют нюансы в составлении заявления.
Пример сведений ГКН в виде кадастровой выписки (форма КВ.1)
Необходимые документы, их подача и рассмотрение
Для решения вопроса через Росреестр и подведомственный ему ГКН (Государственный кадастр недвижимости) подается заявление об учете изменений. Такое заявление может быть подано как непосредственно в местное отделение Росреестра, на его сайт или через МФЦ. Стандартная форма заявления заполняется самим собственником. Вы выбрали по Классификатору нужный вид и вписываете его в графу «изменение вида разрешенного использования».
К заявлению прилагаются следующие документы:
- паспорт;
- заверенная нотариусом доверенность, если заявление заполняется представителем собственника;
- удостоверение личности представителя.
Все остальные документы: выписку из ЕГРН, из ГКН, ПЗЗ и другие документы, которые требуются для изменения ВРИ, регистраторы получают самостоятельно. Изменения вносятся в течение 23 рабочих дней с даты подачи документов.
Какие могут возникнуть проблемы
Несмотря на то, что теоретически выполнить процедуру изменения ВРИ можно, сделать это бывает непросто. Обращаясь впервые не многие получают положительный ответ. В некоторых случаях шансы на успех увеличиваются после нескольких обращений. Лучше всего привлечь к этому делу юриста, который грамотно поведет эту процедуру.
В результате смены статуса земельного участка может поменяться и
кадастровая стоимость
. При смене ВРИ кадастровая стоимость меняется в результате государственной
кадастровой оценки
. Новая кадастровая стоимость повлияет на земельный налог. Собственник может оспорить или согласиться с данной величиной.