Можно ли приватизировать участок землм находящийся в аренде?
100 просмотровВ этой статье:
Главная / Земля, дача, строительство / Документы и законодательство / Земельный участок / Право собственности / Приватизация
Назад
Опубликовано: 20.12.2017
Время на чтение: 9 мин
0
822
Неприватизированные земельные участки находятся в собственности органов власти и могут использоваться гражданами на различных основаниях. Занятие государственных земель на условиях аренды не может длиться дольше установленного законом срока, а для продолжения пользования арендованным участком необходимо оформить на него права собственности.
- Порядок приватизации арендованных земель Сбор документов
- Подача заявления
- Получение разрешения и регистрация
Можно ли приватизировать участок землм находящийся в аренде?
Здравствуйте, Елена.
вы можете приватизировать
Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения
1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
1.1 Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, – органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.
1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Комментарий ГАРАНТа
О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме см. письмо Минэкономразвития России от 16 октября 2009 г. N Д23-3410
3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения – правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.
4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.
Комментарий ГАРАНТа
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости”.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка
9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.
Приватизация участка под домом, находящимся в частном владении
В основном собственные дома в пригороде строились на муниципальных землях, взятых в аренду у государства, поэтому вопрос, как приватизировать арендованный земельный участок, крайне актуален для сельской местности.
Для приватизации земли, на которой построен частный или загородный дом, необходимо собрать все документы, подтверждающие ваше право на строение, и приложить к заявлению:
- Личный паспорт будущего собственника земли.
- Договор основания, например покупки, наследования или дарения построек. А лучше, если это будет свидетельство собственности на здание.
- Технический паспорт на каждое строение, располагающееся на приватизируемой земле.
- Выписку из Единого государственного реестра.
- Также необходимо предоставить договор аренды земельного участка.
- Межевой план участка.
Последний документ пользователь земли заказывает в геодезической компании за свой счет. Впоследствии на основании межевого плана оформляется кадастровый паспорт участка, который будет основным документом для процедуры приватизации.
Приватизация земельного участка
Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.
Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В результате приватизации граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации. Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).
В Земельном кодексе Российской Федерации термин «приватизация» используется только в некоторых статьях (например, в статьях об особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях).
Правовые основания приватизации земельных участков.
Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.
Нормы ЗК РФ и указанного Закона применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).
Приватизация незастроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии с положениями ЗК РФ. В определенных случаях применяются Закон о садоводах и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также другие нормативные акты.
До 2002 года основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись Указы Президента РФ от 25.03.1992 N 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий», от 14.06.1992 N 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности», от 22.07.1994 N 1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года», от 14.02.1996 N 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности», от 16.05.1997 N 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».
С 26 апреля 2002 г. приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 года бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.
Перевод объекта в частную собственность
Стать полноправным владельцем муниципальной земли можно только в случае приватизации, которая доступная каждому гражданину, который ранее не получал по этой программе никакого имущества. Стоит ли напоминать, что, несмотря на кажущуюся простоту такой процедуры, заявители могут столкнуться с немалым количеством проблем? Большинство из них, так или иначе, связано с незнанием особенностей и условий перевода объекта.
Требования для проведения приватизации земельного участка:
- Пользователь наделом должен подтвердить, что ранее не переоформлял государственное имущество на себя;
- Участок должен соответствовать условиям закона « О дачной амнистии» и не относиться к категории парковых или заповедных территорий;
- Между пользователем земли и органами власти заключен договор аренды или иного вида бессрочной передачи.
Если заявитель до 18 лет был участником приватизации вместе со своими родителями и получил какую-либо недвижимость, после совершеннолетия он имеет право еще один раз стать заявителем по отношению к другому объекту.
В настоящий момент программа бесплатной дачной амнистии не является бессрочной и имеет временные ограничения. До марта 2020 года граждане смогут обратиться в местную администрацию с просьбой о переводе объекта в частную собственность. Если после истечения этого периода Правительством РФ будет принято решение о продлении сроков проведения упрощенной процедуры, пользователи наделов смогут ею воспользоваться в прежнем режиме.
Обязательно ли инициировать процесс?
Процедура приватизация земли под частным домом является полностью добровольной, поэтому решать вопрос о том, стоит ли становиться её собственником, предстоит самому владельцу.
Причины, по которым юристы рекомендуют переоформить на себя земельный участок:
- Получение всех прав на имущество позволяет распоряжаться им по своему усмотрению. Вы приобретаете возможность продать надел, подарить, включить в завещание или сдать в аренду;
- Собственник имеет право возводить неограниченное количество построек, в то время как для арендатора допустима только одна – располагающаяся возле дома;
- Если у земли два хозяина, есть шанс провести нотариальное выделение долей и предотвратить возникновение споров;
- Муниципалитет не вправе лишить вас надела, если вы нарушите условия договора, согласно которому он был вверен в личное пользование.
Отвечая на вопросы о том, обязательно ли переоформлять участок и надо ли этим заниматься срочно, можно сказать, что да, если вы планируете иметь на него какие-либо права. Однако не стоит забывать о том, что любое недвижимое имущество облагается налогом, и за землю предстоит платить непосредственному собственнику.
Если нет документов
Как правило, земельные участки находятся в аренде в течение нескольких десятков лет, в связи с чем документы, подтверждающие права на пользование ими зачастую теряются. Это существенно повлияет на вероятность успешного проведения процедуры и на её длительность в целом.
При отсутствии правоустанавливающих бумаг на надел его пользователи все равно могут провести приватизацию. Для этого придется заранее заняться обращением в подведомственные государственные органы.
Алгоритм действий для восстановления документов:
- Обращаемся в МФЦ для получения кадастрового паспорта.
- Проводим межевание надела с привлечением частной компании.
- Направляем запрос в Росреестр.
- Забираем готовый паспорт.
- Подаем заявление в местную администрацию.
- Регистрируем права на приватизированный объект.
Дачная амнистия подразумевает проведение процедуры с минимумом справок, в связи с этим достаточно иметь кадастровый паспорт и договор на предоставление участка в аренду. Если сроки этой программы подойдут к концу, условия могут измениться, поэтому уточните заранее, до какого года продлили амнистию.
Два хозяина
Учитывая, что во многих частных домах есть несколько собственников, при переоформлении прав на землю по закону должны участвовать два хозяина. Сторонам не всегда удается договориться о том, обязательно ли приватизировать надел, на котором располагается общее имущество.
Комментарий юриста: если собственники дома не пришли к общему решению о проведении процедуры, то лицо, которое изъявило желание получить права на землю, вправе обратиться с исковым заявлением в суд. Если доказать, что второй хозяин чинит препятствия и не дает оформить участок в свою собственность, суд примет решение о том, что передать надел в частное владение можно без согласия другого владельца частного дома.