Ответственность за нарушение вида разрешенного использования земельного участка в 2022 году
259 просмотровВ этой статье:
- 0.1 Виды использования участков в новом Классификаторе
- 0.2 Обязательность соответствия ПЗЗ Классификатору ВРИ — 2022. Выбор ВРИ только по классификатору
- 0.3 Классификатор в официальной публикации
- 0.4 Разделы Классификатора ВРИ — 2025
- 0.5 Значение Классификатора ВРИ-2022 для государства и местных властей
- 0.6 Значение Классификатора для собственников
- 0.7 Полезно знать
- 1 Определение понятий
- 2 Нормы закона о нарушении вида разрешенного использования земельного участка
- 3 Какая грозит ответственность
- 4 Судебная практика
- 5 Что это такое
- 6 Ответственность по КоАП РФ
- 7 Изъятие участка
- 8 Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?
- 9 Как доказать факт незаконного владения ЗУ?
- 10 Пошаговая инструкция
Главная → Юридическая консультация → Изменение категории земли (перевод земель) → Виды разрешённого использования земельных участков в новом представлении — Классификатор ВРИ 2022
Содержание
- Виды использования участков в новом Классификаторе ВРИ
- Обязательность соответствия ПЗЗ Классификатору ВРИ — 2022. Выбор ВРИ только по классификатору
- Классификатор ВРИ в официальной публикации
- Разделы Классификатора ВРИ — 2022
- Значение Классификатора ВРИ-2022 для государства и местных властей
- Значение Классификатора ВРИ-2022 для собственников
Виды использования участков в новом Классификаторе
Всем собственникам и владельцам земельных участков известно:
- наделы должны использоваться в соответствии с их назначением и видом разрешённого использования (ВРИ)
- при необходимости изменения ВРИ приходится ориентироваться на те варианты, что включены в набор ВРИ для территориальной зоны, в которую попадает земельный участок
С наименованиями ВРИ нередко возникали сложности:
- у местных органов власти — при комплектации видов использования участков для градостроительных регламентов территориальных зон при градостроительном зонировании
- у собственников — при выборе ВРИ для конкретного земельного участка.
Недостаток количества ВРИ ЗУ в классификационном перечне был причиной обострения проблем. Собственникам требовалось подобрать такой вид использования, который:
- наиболее соответствовал фактическому использованию
- минимизировал риски наложения штрафов за нецелевое использование участка
Нередко необходимых ВРИ в Классификаторе, действовавшем с 2022 года, просто не существовало. Он не справлялся с затруднительным положением. Назрела необходимость внесения существенных поправок. Так и произошло.
Приказом Министерства экономического развития № 44 от 4 февраля 2022 года в Классификатор ВРИ ЗУ были внесены изменения. Новый перечень видов использования земельных наделов представил:
- расширенный набор ВРИ
- подробные сведениями о назначении земельных наделов
- понятные наименованиям видов
- подробную текстовую информацию о видах
Из описаний некоторых ВРИ были удалены излишние уточнения, а в других, наоборот, они стали более глубокими, исключающими многие неясности.
Например, в описании земель, предназначенных для ведения садоводства с выращиванием с/х культур для собственных нужд, уже нет уточнения о том, что к этим культурам должны относиться плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные декоративные культуры. При этом устранение таких подробностей в описании ВРИ не влечёт ни ограничения, ни запрет на их выращивание.
Обязательность соответствия ПЗЗ Классификатору ВРИ — 2022. Выбор ВРИ только по классификатору
Роль прежнего Классификатора в наведении порядка при разработке Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) несомненна. Она не утратила своей злободневности со вступлением в силу нового перечня наименований видов разрешённого использования ЗУ.
Виды использования ЗУ устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с ПЗЗ. Правоообладатели земельных наделов могут делать выбор ВРИ из состава:
- основных
- вспомогательных
без получения дополнительных разрешений и согласований.
Если же необходимый ВРИ включён в перечень условно разрешённого использования, то для изменения существующего вида нужно решать вопрос на общественных слушаниях, получать одобрение и согласовать итоги с администрацией.
Если же будущий правообладатель участка получает первичный надел, то он также может самостоятельно выбрать основной и вспомогательный виды использования. Помощь Классификатора ВРИ в этом вопросе незаменима.
С введением нового Классификатора ситуация в плане выбора вида использования для владельцев участков не изменилась. Она даже улучшилась по причине обилия этих видов. Но вот для муниципалов работы прибавилось. В срок до 1 января 2022 года им необходимо внести изменения в действующие ПЗЗ и привести наименований ВРИ ЗУ в соответствие с классификатором.
Соответствие Классификатору может быть установлено решением органа местного самоуправления и по заявлению самого правообладателя земельного участка. И это решение о присвоении нового кода ВРИ будет основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешённом использовании земельного участка.
Если вид использования участка:
- был установлен до вступления в законную силу Классификатора ВРИ 2022
- не противоречит нормам Земельного кодекса
то его наименование менять не нужно. Это положение действует даже в случае отсутствия наименоания в новом Классификаторе. При отсутствии у собственника необходимости замена ВРИ не производится.
Классификатор в официальной публикации
В новый классификатор добавлено около 40 новых разделов, в 42 подкатегории внесены изменения.
Нет смысла копировать здесь десятки страниц всего перечня видов, увеличивая до безмерных масштабов объём статьи. Проще воспользоваться ссылками:
- на Приказ Минэкономразвития РФ
- на страницу Публичной кадастровой карты Российской Федерации с перечнем ВРИ
Полезнее сейчас остановится только на главных моментах и некоторых пояснениях.
Для каждого ВРИ в Классификаторе введены:
- подробные сведения о принадлежности
- цифровая комбинация
- краткое текстовое наименование каждого вида
- детальное описание ВРИ
Категории земельных участков в Классификаторе ВРИ — 2022 не представлены. По этому поводу ожидается официальная публикация ещё одного важного федерального документа — официального регламента, который станет дополнением к классификатору.
Разделы Классификатора ВРИ — 2025
- 1.0 Сельскохозяйственное использование
Раздел содержит 20 видов разрешённого использования с кодами 1.1-1.18.
Допускается строительство зданий и сооружений, предназначенных:
- для хранения и переработки сельхозпродукции
- содержания с/х животных
Подробности здесь
- 2.0 Жилая застройка
Раздел включает в себя содержание 9 видов разрешённого использования участков с кодами 2.1 — 2.3, 2.5 — 2.7.1
Включённые в этот раздел ВРИ допускают строительство и размещение зданий с помещениями, где может постоянно жить и проживать человек.
Исключения
- здания для предпринимательской деятельности, ведущейся в целях извлечения прибыли:
- пансионаты
- дома отдыха
- отели
- здания для проживание и одновременно для лечебных целей или социального обслуживания населения:
- дома ребёнка
- дома престарелых и инвалидов
- санатории
- больничные комплексы
- пункты ночлега для бездомных граждан
- объекты капитального строительства для временного размещения вынужденных переселенцев, признанных беженцами
- здания, используемые для непрерывной производственной деятельности:
- служебные помещения
- вахтовые комнаты
- помещения, используемые для производственных целей
- помещения и здания для деятельности режимного характера:
- казармы
- караульные комнаты
- здания для содержания осуждённых и подозреваемых лиц
- и т.д.
- 3.0. Общественное использование объектов капитального строительства
Раздел содержит перечень из 33-х видов разрешённого использования с кодами 3.1 — 3.10.2
Допускается размещение ОКС для бытовых, социальных и духовных потребностей человека.
- 4.0. Предпринимательство
В раздел включены 18 видов разрешённого использования участков с кодами 4.1-4.10 для размещения объектов, связанных с ведением предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли. Включается также эксплуатация ЗУ для банковской и торговой деятельности.
- 5.0. Отдых (рекреация)
Раздел включает в себя содержание 13 видов разрешённого использования с кодами 5.1-5.5.
Эксплуатация ЗУ связана с обустройством мест для следующих задач:
- занятие спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками
- отдых и туризм
- наблюдение за природой
- пикники, охота, рыбалка и иная деятельность
- создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них
- 6.0. Производственная деятельность
Разрешённое использование распространяется на субъекты предпринимательства, ведущие производственную деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления продукции промышленным способом
В раздел включены 16 видов разрешённого использования участков с кодами 6.1-6.12.
Среди них есть новый ВРИ «Научно-производственная деятельность» (код 6.12), обеспечивающий размещение технологических, промышленных, агропромышленных парков, бизнес-инкубаторов.
- 7.0. Транспорт
Раздел содержит перечень из 10 видов разрешённого использования участков, предназначенных для следующих задач:
- обслуживание транспортных сетей, в том числе для перевозки людей и передачи грузов или вещных материалов
- обслуживание транспортных средств
В раздел включены ВРИ участков с кодами 7.1- 7.5.
- 8.0. Обеспечение обороны и безопасности
Для поддержания в боевой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов управлений ими используются зоны и участки, имеющие оборонное значение:
- для размещение военных организаций, внутренних войск, учреждений и других объектов
- для дислокации войск и сил флота
- для строительства, эксплуатации и размещения инженерных сооружений и заграждений, пограничных знаков, коммуникаций и других объектов, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также для устройства пограничных просек и контрольных полос
- для строительства зданий пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации
- для проведения воинских учений и других мероприятий
- для разработки, испытания, производства ремонта или уничтожения вооружения, техники военного назначения и боеприпасов
- для размещения объектов капитального строительства, необходимых для создания и хранения запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие объекты)
Сооружения и объекты военного назначения:- для сухопутных участков
- для водных участков
- для обслуживания авиации на местах
Также ВРИ земельных распределены в соответствии со спецификой оборонных сооружений и объектов:
- для боевого дежурства действующих воинских частей и т.д.
- военные институты, училища, академии и университеты, имеющие статус военно-образовательного цикла
В данный раздел включены и ВРИ земельных участков под строительство, эксплуатацию и размещения объектов:
- для таможенной деятельности
- для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел, Росгвардии и спасательных служб, в которых существует военизированная служба
- для размещения объектов гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий
Коды 3-х видов ВРИ в этом разделе — 8.1-8.3
- 9.0. Деятельность по особой охране и изучению природы
К этому разделу относятся территории и участки, связанные:
- с природоохранной деятельностью
- с охранением окружающей среды и биоресурсов
Запрещена Хозяйственная деятельность на данных ЗУ, связанная:
- с извлечение прибыли
- со строительством промышленных объектов
Территория по границам не может изменена ни при каких условиях, как и статус временного использования, если участки находятся в границах:
- государственных природных заповедников
- национальных и природных парков
- памятников природы
- дендрологических парков
- ботанических садов
- оранжерей
Разрешена только деятельность, связанной с охраной и изучением природы.
В раздел включены виды использования участков в курортных и санаторных целях, а также участков, связанных с историко-культурной деятельностью
Коды 4-х видов разрешённого использования земельных участков в этом разделе — 9.1-9.3
- 10.0. Использование лесов
Эксплуатация лесных участков связана со следующими вариантами деятельности:
- заготовка
- первичная обработке
- вывоз древесины и недревесных лесных ресурсов
- охрана и восстановление лесов
- иные цели
Коды 4-х видов использования земельных участков в этом разделе — 10.1 — 10.4.
- 11.0. Водные объекты
К водным объектам относятся:
- ледники
- снежники
- ручьи
- реки
- озёра
- болота
- территориальные моря
- другие поверхностные водные объекты, имеющие схожую водную структуру
- 12.0. Земельные участки (территории) общего пользования
Земельные наделы, имеющие статус общего пользования и предназначенные для решения таких задач:
- строительство и эксплуатация объектов уличной сети:
- автомобильных дорог
- трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населённых пунктов
- пешеходных переходов
- бульваров
- площадей
- проездов
- велодорожек
- объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры
- строительство, эксплуатация, с последующим размещением придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог
- благоустройство территории с размещением:
- декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств,
- элементов озеленения
- различных видов оборудования и оформления
- малых архитектурных форм
- некапитальных нестационарных строений и сооружений
- информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории
- общественных туалетов
- ритуальная деятельность:
- размещение кладбищ
- крематориев и мест захоронения
- размещение соответствующих культовых сооружений
- осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения
- запас:
- отсутствие хозяйственной деятельности
Комплексное содержание земельных наделов общего пользования включает в себя коды 12.0.1-12.0.2.
- 13.0. Земельные участки общего назначения
Это земельные участки, имеющие граничащую территориальную расположенность в пределах населённых пунктов.
Такие участки являются имуществом общего пользования и предназначены для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории, где граждане занимаются садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования.
Земельные наделы имеют право принадлежности к конкретному собственнику садового участка СНТ или ОНТ.
В соответствии с выбранной категорией для таких участков:
- или допускается строительство объектов недвижимости, сооружений, временных построек
- или устанавливается полный запрет на строительство объектов недвижимости, сооружений, временных построек
Коды ВРИ земельных участков в этом разделе — 13.1 — 13.2.
Значение Классификатора ВРИ-2022 для государства и местных властей
О взаимосвязи Классификатора ВРИ — 2022 и ПЗЗ уже было отмечено выше. Классификатор применяется для широкого круга задач, решаемых государством и местными властями.
Кодирование наименований ВРИ с присвоением цифрового обозначения каждому наименованию соответствует разделам и подразделам. классификатора. Земельные участки систематизированы. Этим обеспечивается:
- рациональное использование и управление ЗУ
- выполнение оценки земель
- ведение учёта и регистрации прав собственников
- определение допустимых действий по распоряжению землёй
Присвоение кода виду разрешённого использования ЗУ позволяет определить:
- максимально допустимый размер участка
- ограничения по распоряжению, застройке и заключению сделок любого характера (при необходимости)
- нормы налогообложения, применительно к ставкам, льготам
- имущественные права собственника в отношении участка и строений на нём
- субсидирование
- другие параметры
Значение Классификатора для собственников
Владельцы наделов ставят перед собой конкретные цели:
- построить дом
- разбить сад или огород
- заняться фермерским хозяйством
- разместить торговый центр
- организовать цех по металлообработке
- другие
Разом все эти задачи не решаются ни на одном из участков. Содержание ВРИ предоставляет возможность реализации целого комплекса направлений, но только таких, что связаны с назначением надела. Именно поэтому невозможно увидеть пастбища возле многоэтажек, среди сельхозугодий — гипермаркеты, а на стадионе — бетонный завод.
Разобраться с тем, что можно делать, скажем, на участке, предназначенном под магазин, поможет содержание кода 4.4 Классификатора ВРИ:
- можно построить ОКС, назначение которого — продажа товаров
- торговая площадь не должна превышать 2022 кв.м
Следовательно, Классификатор помогает понять, как эффективно и по закону можно распорядиться своим земельным наделом. Этому способствует также уточнение описания видов коснулось следующих разделов:
- «Жилая застройка»
- «Общественное использование объектов капитального строительства»
- «Предпринимательство»
- «Отдых (рекреация)»
Введены дополнительные виды, связанные с предоставлением коммунальных услуг:
- административные здания организаций
- дома социального обслуживания
- общежития
- здания для медицинских организаций особого назначения
Уточнены характеристики жилых домов на участках:
- для ИЖС
- для ЛПХ
- для малоэтажной многоквартирной жилой застройки
- для блокированной жилой застройки.
Все эти новшества расширяют возможности использования земельных участков.
Полезно знать
- С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
- С особенностями подключения к электричеству в СНТ в ОНТ с 2022 года можно ознакомиться здесь
« Назад
09.03.2015 09:30
09 марта 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (номер опубликования — 0001201503090030).
Изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в первую очередь затронули размеры административных штрафов, которые накладываются за совершение различных правонарушений (в новой редакции изложен абзац первый части 1 статьи 3.5 КоАП РФ), при этом предусмотрено исчисление штрафа в величине, кратной кадастровой стоимости земельного участка (пункт 10 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ).
В части 1 статьи 4.5 перечень отраслей законодательства, сроки давности рассмотрения дел о нарушении норм которых могут составлять один год, дополнен законодательством о геодезии и картографии и о наименовании географических объектов.
Статья 7.1. КоАП РФ изложена в новой редакции, которая более детально регламентирует состав административного правонарушения:
«Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации
прав на указанный земельный участок» Таким образом, законодатель прямо указывает на то, что состав правонарушения, в том числе, образует самовольное занятие части земельного участка. Кроме того, формулировка «использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности» заменена на более общую «лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок».
Кардинально изменяется и подход к исчислению штрафов за данное административное правонарушение и, в тех случаях, когда определена кадастровая стоимость земельного участка (ЗУ), размеры штрафа составляют:
- для граждан — от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 5 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 20 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 2 до 3% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 100 тысяч рублей.
Если же кадастровая стоимость ЗУ не определена:
- от 5 до 10 тысяч рублей;
- от 20 до 50 тысяч рублей;
- от 100 до 200 тысяч рублей соответственно.
При этом индивидуальные предприниматели для целей настоящей статьи приравниваются к юридическим лицам.
В случае самовольного занятия части ЗУ административный штраф в размере от кадастровой стоимости исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части ЗУ.
Внесены изменения в статью 7.2. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение специальных знаков.
Так, часть первая данной статьи, ранее устанавливавшая ответственность за уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков, декриминализирована и исключена из диспозиции статьи.
Часть 3 данной статьи изложена в новой редакции и теперь устанавливает ответственность за
«Уничтожение, повреждение или снос пунктов государственных геодезических сетей, пунктов геодезических сетей специального назначения либо стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, либо нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнение» Совершение данного правонарушения влечет за собой наложение административного штрафа:
- на граждан — от 5 до 10 тысяч рублей;
- на должностных лиц — от 10 до 50 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 50 до 200 тысяч рублей.
За неуведомление уполномоченного органа власти об уничтожении вышеуказанных пунктов и знаков (перечисленных в части 3 данной статьи), теперь устанавливается ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 1 до 5 тысяч рублей (часть 4 статьи 7.2. КоАП РФ).
Увеличены размеры административных штрафов за самовольное занятие лесных участков (статья 7.9. КоАП РФ), которые теперь составляют:
- для граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
- для должностных лиц от 50 до 100 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.
Также измененена диспозиция статьи 7.34. КоАП РФ, ранее устанавливавшая ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
В новой редакции статьи, состав административного правонарушения образует:
«Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность» За совершение данного административного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
Увеличены размеры штрафов и за такое административное правонарушение, как «невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» (статья 8.7. КоАП РФ), которые будут составлять:
- для граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 50 до 100 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 400 до 700 тысяч рублей.
В новой редакции изложил законодатель и диспозицию части 1 статьи 8.8. КоАП РФ, которая теперь устанавливает ответственность за «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием» и влечет за собой применение административного наказания в виде штрафов:
- для граждан — от 0,3 до 0,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 3 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 0,5 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 2 до 10% от кадастровой стоимости ЗУ, но не менее 200 тысяч рублей.
При этом для состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлены пороговые значения штрафов:
- не более 100 тысяч рублей — для граждан;
- не более 300 тысяч рублей — для должностных лиц;
- не более 700 тысяч рублей — для юридических лиц.
Бездействие, которое выражается в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности (в течение срока установленного федеральным законом) теперь образует состав правонарушения, установленный частью 2 статьи 8.8. КоАП РФ. Размер штрафных санкций за данное правонарушение также исчисляется в % от кадастровой стоимости в размерах, аналогичных установленным в части 1 статьи 8.8.
За неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, предусмотрено наложение административных штрафов в существенно большем размере:
- для граждан — от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 20 до 50 тысяч рублей (если кадастровая стоимость ЗУ не определена);
- для должностных лиц — от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 50 до 100 тысяч рублей соответственно;
- для юридических лиц — от 3 до 5% от кадастровой стоимости ЗУ, или от 400 до 700 тысяч рублей соответственно.
Пунктом 4 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрен состав административного правонарушения в виде невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, за которое может быть наложен административный штраф:
- на граждан — от 20 до 50 тысяч рублей;
- на должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.
Также многократно (в 10 раз) увеличен административный штраф за нарушение порядка предоставления гражданам и юридическим лицам лесов для их использования, размер которого теперь составляет от 20 до 30 тысяч рублей (статья 8.24. КоАП РФ).
Законом устанавливаются специальные нормы об ответственности за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства (части 25 и 25 статьи 19.5 КоАП РФ).
Если подобные действия совершены впервые, то размер административного штрафа составит:
- для граждан — от 10 до 20 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей.
При повторном нарушении, размеры штрафов кратно возрастают:
- для граждан — от 30 до 50 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 70 до 100 тысяч рублей (или дисквалификация на срок до 3-х лет);
- для юридических лиц — от 200 до 300 тысяч рублей.
Кроме того, законом внесены и иные изменения в КоАП РФ, как направленные на реализацию вышеуказанных норм, так и корректирующие размеры административного наказания для иных составов административных правонарушений.
Следует отметить, что изменения, внесенные в КоАП РФ настоящим законом, радикальным образом меняют подходы к ответственности за правонарушения в сфере землепользования, которые за большинство правонарушений возрастают в 10 и более раз.
Также многократно возрастает ответственность за неисполнение предписаний должностных лиц федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.
Так, размер штрафа за неисполнение соответствующего предписания для граждан составлял от 300 до 500 рублей (без увеличения за неоднократное нарушение), теперь же минимальное значение штрафа — 10 тысяч рублей, максимальное — 50 тысяч рублей (за повторное нарушение). Таким образом, минимальный размер штрафа увеличен более чем в 33 раза, максимальный — в 100 раз. Отдельного срока вступления изменений в силу настоящим законом не установлено, то есть он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.
С текстом закона можно ознакомиться по ссылке.
« Назад
Земельный участок обладает особой ценностью среди прочего возможного имущества. Важно понимать, что при оформлении недвижимости в собственность на хозяина накладывается определенные обязательства, связанные с целевым использованием приобретенной площади.
Для регулирования деятельности собственника существует отдельные статьи в нормативно-правовой системе страны. В случае нарушения их аспектов гражданин будет привлечен к административной ответственности с последующим наложением штрафных санкций.
Важно понимать нюансы допустимой деятельности и тонкости возможных изменений, так как наказание может иной раз приобретать значительные суммы.
Определение понятий
В положениях статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земельного участка устанавливается на основании принадлежности к той или иной группе и статуса к эксплуатации. В приказе Минэкономразвития РФ № 540 в точности определяются наименования категорий разрешенного использования и варианты, в соответствии с которыми является возможным использование земли.
С начала 2022 года все подобные виды рассматриваются и утверждаются лишь Классификатором. До этого такую власть могли применять и органы местного самоуправления. Но вследствие их деятельности произошло существенное расширение вариантов по содержанию правовых режимов в отношении земли, что повлекло за собой возникновение неточностей и путаницы.
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
Нормы закона о нарушении вида разрешенного использования земельного участка
Статья 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ определяет основные моменты, касающиеся нарушения вида разрешенного использования земельного участка.
Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению
В соответствии с аспектами данного закона виновные лица несут административную ответственность. В частности, они привлекаются к уплате административного штрафа. При этом суммы зависят от статуса лица, а также от кадастровой
стоимости участка
.
Для рассмотрения общих положений о недвижимости и возможных нюансах стоит обратиться к актуальным положениям Земельного кодекса РФ.
Какая грозит ответственность
Что касается наказаний за совершение нарушения вида разрешенного использования земельного участка, то они опираются на регламент статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.
Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
По положениям данных актов в случае несоответствия деятельности владельца участка, назначение которого основывается на сельскохозяйственном секторе, на него возлагаются следующие последствия:
Физическое лицо | Обязано уплатить штраф от 0,5 до 1% кадастровой стоимости. При этом совокупный размер не может быть менее 10 тысяч рублей. |
Должностные лица | Для них такая сумма повышается – от 0,5% до 1,5%, минимальная сумма – 20 тысяч рублей. |
Юридические лица | Их привлекают к ставке от 1,5 до 2%, но как минимум – 100 тысяч рублей. |
Помимо финансового взыскания, виновнику предоставляется предписание, в котором отражены основные пункты требований, устанавливающих обязательство привести земельные участки в первоначальный вид – на данную операцию отводится ограниченный период.
По его окончании специальная комиссия в лице сотрудников администрации осуществляет повторную проверку объекта правонарушением, после чего оформляется новый акт по выведенным данным. Результаты процедуры позволяют окончательно признать решение администрации реализованным или же привлечь ответственных к дополнительным мерам в случае неудовлетворительного исполнения первоначального вывода.
Наказание за рецидив
Не для всех виновных лиц считается достаточным первое взыскание – многие нарушители повторно с полным осознанием последствий идут на противоречие с законом.
В таких ситуациях законодательством предусмотрена повышенная мера наказания:
Физические лица | Привлекают к уплате штрафа от 20 до 50 тысяч рублей. |
Должностные лица | Должны уплатить от 100 до 200 тысяч рублей. |
Организации | Ставка в данном случае уже достаточно значительна – от 200 до 400 тысяч рублей. |
Стоит учитывать, что подобные меры взыскания являются актуальными не только в случае повторной реализации нарушения, но и при игнорировании решения административных органов.
Поэтому при возникновении предпосылок к нарушению установленных предписанием сроков, нарушитель должен обратиться в соответствующие структуры с заявлением о предоставлении отсрочки перед проведением повторной проверки комиссией. При этом в запросе необходимо отразить уважительные причины несоответствия пунктам решения, по которым уполномоченные сотрудники смогли бы принять документ к рассмотрению.
Дополнительно при возникновении рецидива и получении повторного предписания нужно понимать, что нарушение закона в третий раз будет рассматриваться уже в ходе судебного разбирательства.
В таком варианте развития событий с виновного будут стребованы все невыплаченные суммы штрафов с учетом процентов за несвоевременный взнос. Что касается доведения земельного участка до первоначального вида, то данные работы выполняются за счет средств собственника ЗУ в принудительном порядке.
Судебная практика
Судебная практика по делам о несоответствующей законам реализации земельного участка обладает достаточно противоречивыми свойствами. Подобное связано в первую очередь с тем, что истцам зачастую сложно обеспечить разбирательство необходимыми доказательствами по факту выявленных нарушений (как пример: участок, предназначенный под ИЖС, используется для получения предпринимательской прибыли).
Для уточнения статуса сложившейся ситуации следует разобрать одно из судебных дел, в котором уполномоченное лицо приравнивает зарастание участка сорной травой к невыполнению условий по виду разрешенного использования земли.
Общество подало исковое заявление в суд для того, чтобы оспорить решение администрации о наложении на него штрафа в размере 40 тысяч рублей. Привлечение к ответственности было произведено по причине наличия на участке, предназначенном под сельскохозяйственные нужды, сорной травы.
Необходимость иска общество объяснило тем, что земля была приобретена в октябре, когда проведение с/х деятельности сильно затруднено. Также в соответствии с Федеральным законом № 101 двухлетний период на освоение земель не истек.
В ходе анализа предоставленных обществом материалов сотрудники судебных органов отказали истцу в возбуждение дела. Такое решение основывается на том, что безынициативность общества отразилась в игнорировании правил по улучшению почв и обеспечению выполнения мероприятий по поддержанию качественного статуса площади.
При этом при оформлении участка под сельскохозяйственные нужды заявитель был осведомлен о необходимости поддерживать землю в соответствующем состоянии. Что касается времени для выполнения такой деятельности, то его было достаточно – в распоряжении общества был период с октября по май.
При рассмотрении дел, касающихся непосредственно понятия «нецелевое использования», можно сказать, что в данной сфере также нет общепринятых норм.
К примеру, один суд определяет целевое пользование как непротиворечивое задачам его приобретения. Иной же в первую очередь определяет допустимость небольших изменений – главное, чтобы направление работ происходило в рамках установленной цели. Как итог: какого-либо существенного основания для привлечения к административной ответственности нет.
Так, фирма смогла опровергнуть административное решение о привлечении к ответственности. Такая возможность стала доступной по причине того, что компания приобрела участок под строительство мотеля, но в итоге было возведено офисное здание с вышкой. Судебные органы вывели, что это является несущественным изменением, поэтому не считается противоречащим общему направлению использования земель поселения.
В случае явного нарушения установленных целей по реализации ресурсов участка суд принимает сторону Росреестра.
Так, предприниматель получил землю под осуществление застройки многоэтажными зданиями с соответствующим градостроительным планом. Но вместо них были возведены объекты недвижимости коммерческой направленности. Незамедлительно последовало наложение административной ответственности и штрафа.
Предприниматель решил обжаловать санкции должностных лиц путем подачи искового заявления в суд с указанием того, что возведенные магазины выполняют роль вспомогательных объектов для обеспечения комплексности при построении жилых зданий. Однако судебные органы при рассмотрении дела пришли к выводу, что данный аргумент не считается достаточно убедительным, поэтому освобождение от ответственности истец не получил.
Итак, использование земельных участков в России не по назначению является противоправным действием, поэтому ответственное лицо будет привлечено к штрафным санкциям. Также стоит понимать, что является недопустимым и неиспользование полученной площади по установленным направлениям (будь то сельскохозяйственное предназначение или требования по улучшению состояния земель).
В случае полного игнорирования законодательства страны владелец земельного участка может вовсе потерять свою недвижимость – имущество будет направлено в пользование государство, которое по своему разумению распорядится им после приобретения. Подобный исход возможен только в единичных ситуациях, когда собственник раз за разом нарушает нормы, несмотря на предписания суда.
15.11.2018
Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)
Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)
Основные выводы Обзора:
1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.
Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:
- арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
- изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
3. Основным условием принятия решения как предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и об отказе в предоставлении такого разрешения является соблюдение установленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) административных процедур, в том числе проведение публичных слушаний или общественных обсуждений.
4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.
Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.
5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.
Доводы суда:
- генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
- основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
- положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
6. Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен органом публичной власти в случае, если он не был определен при предоставлении такого земельного участка, при этом отказ органа публичной власти в совершении указанных действий является незаконным.
7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.
8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.
Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.
Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела, либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям. В этом материале можно узнать, какая ответственность грозит за нецелевую эксплуатацию надела, и в чем заключается указанное нарушение законодательства.
Что это такое
Вся земля в границах РФ распределена между категориями, в зависимости от целевого назначения участков. Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор. Статьей 7 ЗК РФ зафиксированы семь категорий земель, соответствующих различным целям назначения:
- участки сельхозназначения;
- территории населенных пунктов;
- земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спецназначения;
- участки охраняемых территорий;
- земли, отнесенные к лесному фонду;
- участки водного фонда;
- земли, отнесенные к фонду запаса.
Присвоение участку определенной категории, а также перевод между ними, осуществляется нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.
Собственники или владельцы земли в обязательном порядке должны соблюдать режим, установленный для определенных категорий участков. Это относится и к соблюдению целевого назначения земли, соответствующего определенной категории.
Например, на наделах сельхозназначения не допускается возведение промышленного объекта, а на участках охраняемых территорий практически исключены любые виды строительства. Выявление указанных фактов повлечет направление владельцу участка требования о прекращении противоправных действий, после чего будут применены меры ответственности.
За нарушение правил целевого использования земли наступают следующие формы воздействия:
- санкции по ст. 8.8 КоАП РФ;
- прекращение права постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения по ст. 45 ЗК РФ;
- расторжение арендного договора и изъятие земельного участка за нецелевое использование по ст. 46 ЗК РФ;
- изъятие надела у собственника при обстоятельствах, зафиксированных в ст. 284 ГК РФ.
Все перечисленные варианты ответственности могут наступать только по судебному акту, если собственник или владелец земельного надела не выполнит законное требование уполномоченных государственных ведомств.
Разберем порядок привлечения к ответственности в каждом из указанных случаев.
Ответственность по КоАП РФ
Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом. Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье:
- в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;
- для назначения наказания не имеет значение, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;
- санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории и/или вида разрешенного использования.
Единственным видом санкций по ст. 8.8 КоАП РФ является штраф — его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта, либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0.5 до 1% от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тыс. руб.), либо от 10 до 20 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена).
Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:
- по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения;
- по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхозназначения в течение одного года с возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;
- неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительства иных объектов, огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.
Административные дела за указанное правонарушение могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.
Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории и/или вида разрешенного пользования.
Изъятие участка
Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:
- у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхозназначения или ИЖС в течение трех лет, либо при нецелевом использовании любых категорий земель;
- за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
- если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.
Обратите внимание! Помимо
изъятия земли
, правонарушитель будет обязан возместить убытки, причиненные почвенному слою, а также затраты на рекультивацию или восстановление качественных свойств земли. Судебная практика допускает одновременно рассмотрение дел об
изъятии участков
и
взыскании ущерба
, либо предъявление самостоятельных исков.
Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов:
- выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора, обращения граждан или муниципальных учреждений;
- направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия;
- оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ;
- рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа;
- если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка;
- если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка;
- при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.
Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитываться на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли. Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.
Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности.
Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования и/или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения и т.д.
Что значит использование земельного участка не по целевому назначению?
Каждый надел, переданный гражданам в собственность или на ином титульном основании владения, относится к соответствующей категории. Сведения о категории земель вносятся в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) на основании Федерального закона № 221-ФЗ, от 24.07.07 г.
Исходя из установленной категории, производится классификация земель по целевому назначению (Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2022 г. № 540), то есть массивы каждой категории допускают только один вид использования (ст. 42 ЗК РФ).
Юридическим и физическим лицам предоставляются наделы только из числа земель следующих категорий:
- населённых пунктов;
- сельскохозяйственного назначения;
- промышленного назначения.
Остальные категории массивов остаются в собственности государства или передаются в пользование муниципалитетам.
Каждый вид разрешенного использования ЗУ предназначен для конкретного применения. Например, если земли переданы садовому товариществу, то участок недопустимо использовать под животноводческую ферму, выпасая скот на прилегающих землях. И наоборот – пространство лугов, где жители населённого пункта выпасают скот, нельзя использовать под строительство дачных домиков.
Дробная дифференциация классификации применяется к землям населённых пунктов, которые распределяются соответственно правилам зонирования территории. Отдельные зоны предназначены под застройку многоэтажными зданиями, другие – под частный сектор.
В них включаются инфраструктурные объекты, торговые площади. Здесь так же недопустимо построить коттедж между высотками, и наоборот – без получения специального разрешения или изменения вида целевого назначения.
Земли промышленного назначения так же требуют зонирования. Например, если зона застройки отчуждается под возведение металлургического комплекса, здесь недопустимо возводить складское помещение под нефтехранилище, с последующим использованием в коммерческих целях.
Регламент целевого использования тех или иных зон устанавливается администрацией населённого пункта соответственно классификатору, вступившему в юридическую силу в 2022 году. В ведении муниципалитета так же находится надзор за исполнением установленного регламента использования земель.
Как доказать факт незаконного владения ЗУ?
Доказательство использования ЗУ не по целевому назначению требуется проводить в течение трёх лет с момента получения сведений о допущенных нарушениях (ст. 196 ГК РФ).
Иначе оформление документации допускает признания опровержения, при условии, что уполномоченные инстанции знали о нарушении, но не принимали соответствующих не была осуществлена проверка использования земельных участков, попустительствуя деяниям правообладателя.
Сведения могут быть получены письменным заявлением от соседей нарушителя или обнаружены в результате административных проверок и иных фактов, сопутствующих предоставлению информации.
Пошаговая инструкция
Обнаружив на территории соседнего надела нарушение вида разрешенного использования земельного участка, следует подойти в административный орган к уполномоченному лицу и написать заявление, в котором указывают:
- сведения о заявителе;
- сведения о месте расположения участка заявителя;
- сведения о нарушителе;
- перечень допущенных нарушений;
- просьба о проведении административной проверки.
Заявление о нецелевом использовании ЗУ.
Проверка
На основании поданного третьим лицом заявления, требуется провести проверку на ненадлежащее использование земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, которым может выступить начальник земельного департамента (отдела) администрации, или департамента градостроительства и архитектуры, приказом назначает комиссию, с указанием сроков проведения проверки.
Административная комиссия посещает собственника, в сторону действий которого поступила жалоба на использование земельного участка не по назначению, проверяя фактическое состояние дел на наделе. При проверке обязательно составляется акт проверки, в котором рассматриваются указанные в жалобе причины нарушений и выявляются иные возможные неправомерные виды деятельности. Внесение таковых в акт подписывается членами комиссии.
Акт передаётся уполномоченному должностному лицу для выявления фактов нарушений. Здесь проводится сверка нормативов, допускающих те или иные виды работ, в соответствии с установленным целевым назначением участка. При выявлении нарушений правообладатель ЗУ привлекается к ответственности.
Акт проверки использования ЗУ.
Нецелевое использование земельного участка: ответственность
После принятия решения по вопросу, нарушителю направляется официальное письмо, с вложением в виде административного акта, указывающего на недопустимость проведённых действий. Регламент назначения санкций и предупредительных мер по прекращению проводимых работ, не соответствующих нормам законодательства, опирается на статьи 8.8 и 23.21 КоАП РФ.
По регламенту статьи 8.8 КоАП (ч. 2, 2.1, 3) нарушение за неиспользование земельного участка по назначению сельскохозяйственного назначения, влечет:
- Физическим лицам штраф за нецелевое использование земельного участка в размере от 0,5 до 1% кадастровой стоимости, но не ниже десяти тысяч рублей.
- Должностным лицам – от 1 до 1,5%, но не ниже, чем 20 тысяч рублей.
- Юридическим лицам – от 1,5 до 2%, но не ниже ста тысяч.
Кроме этого, дается предписание с требованием приведения земельных участков в надлежащий, правоспособный вид, с установлением сроков.
По прошествии установленного срока, уполномоченная административная комиссия проводит повторную проверку состояния дел на участке, с составлением нового акта.
По результатам вторичной проверки решение администрации признается выполненным или применяются дополнительные меры.
Наказание за последующее нарушение
Меры воздействия на нарушителя усиливаются:
- при повторном нарушении регламента;
- при игнорировании предписания.
Если собственник ЗУ не уложился в установленный срок, ему следует обратиться в администрацию с заявлением об отсрочке повторной проверки. В заявлении следует дать перечень проведённых работ по внесению исправлений и указать причины, которые помешали выполнить объём установленных работ.
Заявление об отсрочке исполнения решения.
Иначе владельцу будут вменяться новые штрафные санкции и предписания. Размер штрафа в данном случае следующий:
- Физическим лицам – 20-50 тысяч рублей.
- Должностным лицам – 100-200 тысяч.
- Юридическим лицам – 200-400 тысяч.
В повторном предписании указывается, что дальнейшие споры будут решаться в судебном порядке. В этом случае по решению суда взыскиваются все невыплаченные суммы штрафов, допуская взимания процентов за несвоевременную уплату.
За счёт собственника ЗУ проводятся принудительные работы по приведению участка в надлежащий вид.
Ответственность за использование ЗУ без документов
Правоустанавливающая документация не имеет срока давности и считается правоспособной с момента выдела земель владельцу. Поэтому утерянные документы требуется восстановить:
- обращением в администрацию;
- через суд.
Самовольное использование земельного участка без оформления документации вменяет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ. Здесь начисляются штрафы в следующих объёмах:
- Для физических лиц – от 1 до 1,5% кадастровой стоимости ЗУ, но не ниже пяти тысяч рублей.
- Должностным лицам – от 1,5 до 2%, но не менее, чем 20 тысяч рублей.
- Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — 2-3%, но не менее ста тысяч.
Если кадастровая стоимость не установлена (подробнее о том, как ее установить здесь), определяются суммы за использование земельного участка без документов в объёме:
- 5-10 тысяч – гражданам;
- 20-50 тысяч – руководителям;
- 100-200 тысяч – учредителям (юр. лицам).
Кроме штрафов администрация выносит постановление об аннулировании последствий использования земель.
Смотрите также видео о том, как бороться с нецелевым использованием земельных участков:
В статье показаны меры взыскания к лицам, нарушающим установленные правила землепользования. Во избежание мер пресечения нарушений и вменения штрафных санкций, таковые требуется соблюдать разрешенное использование ЗУ.