Положения Земельного кодекса по перераспределению земельных участков
133 просмотровВ этой статье:
- 1 Что такое перераспределение земельных участков
- 2 В каких случаях возможна процедура перераспределения земель и/или земельных участков
- 3 Кому доступна регистрация перераспределения земельных участков
- 4 Требования к процедуре
- 5 Как узнать, кто собственник смежного участка
- 6 Как провести процедуру перераспределения границ земельных участков
- 7 Плата за перераспределение земельных участков
- 8 Причины отказа в перераспределении земельных участков
- 9 Нюансы нового законодательства
- 10 Документы и прочие бумаги
- 11 Содержание Земельного кодекса по перераспределению земельных участков
- 12 Сроки и стоимость
- 13 Порядок оформления
- 14 Основания для отказа
- 15 Судебная практика по статье 11.7 ЗК РФ:
- 16 Комментарий к Статье 11.7 ЗК РФ
- 17 Другой комментарий к Ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации
- 18 Правила образования земельных участков в 2025 году
- 19 Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?
- 20 Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2025 года
- 21 Порядок действий при перераспределении
- 22 Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
- 23 Кто оформляет перераспределение земельного участка
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
4. Утратил силу с 1 марта 2022 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Перераспределение земельных участков — это определение, относящееся к изменениям границ наделов. Его проводят при объединении участков, изменении их размеров, разделении на несколько собственников. Мы расскажем, что это такое, как провести процедуру и какие особенности в ней есть.
Что такое перераспределение земельных участков
Перераспределение земельных участков — изменение границ смежных наделов с согласия двух собственников, с установлением новых границ. Процедура регламентируется статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон о перераспределении земельных участков определяет упрощенную процедуру — достаточно заключить соглашение между собственниками смежных наделов и зарегистрировать сделку в местном муниципальном органе, а также поставить новые участки на кадастровый учет.
Согласно классификации, предложенной законодательством, есть три типа возможных изменений границ — с участием собственников:
? Юридических и физических лиц. В этом случае нужно заключить соглашение между собственниками наделов и получить разрешение государственных органов.
? Муниципальных структур. Этот тип сделок используют только для передачи надела от одного государственного учреждения к другому.
? Муниципальных структур и физических лиц. Здесь действует особо жесткий регламент размежевания, а к наделам предъявляется ряд дополнительных требований. Это — исключение из правил, мы расскажем о нем ниже.
ФЗ №344 от 03.07.2016 года внес ряд изменений в регламент процедуры. Основные нововведения:
? Все решения по территориям сельских поселений принимаются на уровне местных органов самоуправления.
? Если при корректировке границ используются земли сельских поселений, нужно обратиться в администрацию района, к которому территориально относится надел.
? С момента перераспределения границ все полномочия по использованию наделов переходят к их владельцам.
В каких случаях возможна процедура перераспределения земель и/или земельных участков
Законодательство предусматривает четкие основания, при которых возможно перераспределение границ земельного участка с изменением площади.
Исключение ломаных границ
Ломаные границы доставляют неудобство собственникам надела и государственным органам. В этом случае происходит перераспределение с сохранением первоначальной ширины участка и выравниваем ломаных границ.
Перераспределение проводят по программе развития территории, в том числе с землями с недвижимостью или под застройку. Собственники перераспределяют наделы для удобного расположения границ и выполнения требований к строительству дома.
Перераспределение наделов в кооперативе
Чаще всего перераспределение проходит по причине определения четких смежных границ или урегулирования требований и пожеланий владельцев участков ЛПХ, ИЖС.
Вмешательство строительных мероприятий, федеральных программ.
Перераспределение происходит в случае, если в наделах будут проходить строительные работы по федеральным программам — например, прокладка железной дороги, строительство моста, образование водоема.
Частные случаи перераспределения наделов включает в себя другие основания. Собственники могут провести процедуру:
? при объединении нескольких участков, расположенных по соседству, в один надел;
? по решению суда, в случае споров по границам земельных участков;
? при необходимости прокладки коммуникаций по нескольким смежным наделам;
? для соблюдения требований к строительству жилой и нежилой недвижимости;
? при разграничении участков между несколькими собственниками;
? при продаже доли земельного участка, разделяя его на несколько отдельных наделов.
Кому доступна регистрация перераспределения земельных участков
Перераспределение земельных участков между двумя собственниками, одним или несколькими владельцами по статье 11.7 Земельного кодекса доступно только физическим или юридическим лицам. Причем юридические лица могут согласовывать процедуру с физическими и наоборот, юридические лица могут перераспределять наделы с юрлицами, физические — с физическими.
Но в документе есть исключения, согласно которым в сделке может участвовать муниципалитет. Это:
? Образование новых наделов для капитального строительства по статье 49 Земельного кодекса. В этом случае муниципалитет выделяет участки собственникам — чаще всего физическим лицам.
? Перераспределение в рамках Градостроительного кодекса с обязательным развитием территории. В этом случае изменяют границы участков, собственниками которых являются юридические/физические лица и муниципалитет. Участки, которые остались в собственности государства, облагораживают — например, прокладывают асфальтированную дорогу.
Требования к процедуре
Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, обязано соответствовать ряду требований. Процедуру можно провести, если она соответствует следующим условиям:
✅ Наделы должны располагаться по соседству, то есть соприкасаться хотя бы в одной точке, в идеале — иметь одну или несколько общих границ.
✅ На земельных участках не должно быть ограничений, арестов, обременений — например, при невыплаченной ипотеке.
✅ Владельцы смежных земель, перераспределение которых будет происходить, согласны со всеми условиями сделки.
✅ Все собственники земельного участка, в том числе супруг владельца, согласны с перераспределением.
✅ Участки, которые участвуют в перераспределении, имеют одинаковое назначение — например, ИЖС.
✅ Наделы расположены в одной территориальной зоне.
✅ На наделах, перераспределение которых будет происходить, выполнено межевание, и собственники имеют все необходимые документы.
✅ Собственники земельных участков предоставили в Росреестр весь пакет документов, составили заявление и оплатили услуги кадастрового инженера.
✅ Процедура не будет затрагивать интересы третьих лиц — собственников других участков, граничащих с вашим.
Если хоть одно из условий не выполнено, государственный орган откажет в проведении перераспределения.
Например: Петя хочет провести перераспределение наделов с соседом, но он — собственник ½ участка. Жена Пети против. Государство откажет в процедуре, потому что не получило согласие всех собственников недвижимости.
Как узнать, кто собственник смежного участка
Если вы хотите провести перераспределение, обязательно предварительно договоритесь с владельцем соседнего участка, который тоже будет участвовать в процедуре. Если не знаете, кому принадлежит надел, запросите выписку из органов государственной регистрации одним из следующих способов:
? Получите данные из Публичной кадастровой карты Росреестра
? Закажите выписку из ЕГРН онлайн, на сайте Росреестра
? Закажите выписку в местном отделении Росреестра или через МФЦ
Получение выписки из государственного реестра облагается пошлиной. Ее размер отличается в зависимости от сведений, которые вы хотите получить. Оплачивать пошлину рекомендуем заранее, если подаете заявление лично, или после подачи заявки, если обращаетесь в Росреестр онлайн.
Как провести процедуру перераспределения границ земельных участков
Заключите соглашение
Встретьтесь с собственником соседнего участка, который тоже будет участвовать в перераспределении. Договоритесь об условиях изменения границ и зафиксируйте их в соглашении. Укажите в документе:
? Информацию о собственниках перераспределяемой недвижимости — фамилию, имя, отчество, серию, номер, дату и место выдачи паспорта гражданина РФ. Если второй собственник — юридическое лицо, укажите учредителей, название организации, данные правоустанавливающих документов.
? Информацию обо всех наделах, которые будут участвовать в перераспределении. Укажите номер кадастрового паспорта, площадь надела, вид участка, сведения о правоустанавливающих документах и свидетельств права собственности.
? Данные об основаниях процедуры. Укажите, на каких основаниях хотите провести перераспределение границ.
В конце документа обязательно поставьте дату и подписи всех сторон сделки с расшифровкой. Также укажите согласие всех собственников участков со сделкой, если один из наделов находится в долевой собственности.
Соберите пакет документов
После заключения соглашения проверьте, все ли документы на месте. Для регистрации сделки в государственных органах вам понадобятся:
? Схема участка — ее нужно взять в местных органах самоуправления, в отделе по земельным делам.
? Кадастровый паспорт.
? Документы, подтверждающие право собственности — выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, договор дарения или другие.
? Документация на постройки, расположенные на участки — например, план жилого дома.
Приложите заключенное ранее соглашение с собственником другого участка. Каждый собственник, участвующий в сделке, должен предоставить полный пакет документов. Если какой-то собственник действует через посредника, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на осуществление подобной сделки с недвижимостью.
Внимание! В государственные органы нужно предоставлять оригиналы документов. Если не хотите или не можете предоставить оригиналы, предъявите копии. Если при подаче документов не возьмете с собой оригиналы, копии должны быть нотариально заверены.
Подготовьте заявление
Соберите необходимый пакет документов и составьте заявление на образование земельного участка путем перераспределения либо изменение границ участков. Укажите в нем:
? Данные заявителя — фамилию, имя, отчество, место проживания и данные паспорта.
? Кадастровые номера участков, границы которых будут перераспределены.
? Данные проекта межевого дела на все наделы, которые участвуют в процедуре.
? Список документов, который прилагается к заявлению.
Подайте заявление вместе с собранным ранее пакетом документов в местный орган управления. Срок рассмотрения заявления — не больше месяца.
Пригласите кадастрового инженера
Обратитесь в государственные органы, к геодезическим компаниям или частным кадастровым инженером. Обязательно проверьте, есть ли у компании лицензия на осуществление подобной деятельности и есть ли сведения о частном специалисте в федеральном списке на официальном сайте Росреестра.
Кадастровый инженер должен провести целый ряд работ и выдать план с утвержденными изменениями границ. Стоимость его услуг отличается в зависимости от региона, репутации специалиста, объема работ. В среднем она составляет 15 000–50 000 рублей.
Получите постановление
Обратитесь с планом, полученным от кадастрового инженера, в местный орган самоуправления и получите разрешение — постановление — на перераспределение. В постановлении будут указаны данные участков, в границы которых внесены изменения, данные о их собственниках и другая информация. Документ понадобится для регистрации наделов с обновленными данными в государственных органах.
Обратитесь в Росреестр
Возьмите с собой пакет документов:
? план с утвержденными изменениями границ земельных участков, полученный от кадастрового инженера;
? постановление о перераспределении земельных участков, полученное в местном органе управления;
? свидетельства о праве собственности на наделы и документы на земельные участки.
Оплатите государственную пошлину за перерегистрацию наделов и внесение изменений в сведения. Для физических лиц она составляет 2 000 рублей, для юридических — 22 000 рублей. Пошлину должны оплачивать оба участника сделки — собственники наделов.
Напишите заявление о внесении изменений в сведения, передайте специалисту Росреестра оригиналы или нотариально заверенные копии документов. Следите, чтобы в документах не было помарок, ошибок, исправлений, иначе такие документы не примут к рассмотрению.
Получите документы
Сроки внесения изменений и выдачи новых документов могут отличаться в каждом регионе, в среднем они составляют 1–2 недели. За это время государственный орган:
? сформирует протокол об образовании новых земельных наделов;
? присвоит индивидуальные номера каждому вновь образованному участку;
? оформит кадастровый паспорт на каждый надел;
? поставит земельные участки на учет в ЕГРН, внесет изменения;
? оформит выписку из ЕГРН.
Выписка из ЕГРН с печатью и подписью сотрудника Росреестра послужит документом, который подтверждает право собственности. Остальные бумаги — кадастровый паспорт — понадобятся при любых сделках с недвижимостью в дальнейшем.
Срок проведения сделки может отличаться в каждом регионе. В среднем он превышает 2 месяца. Если органы Росреестра или местного самоуправления намеренно «затягивают» проведение процедуры или отказывают в перераспределении без видимых причин, обратитесь в суд.
Плата за перераспределение земельных участков
Закон о перераспределении земельных участков гласит, что в случае с расширением границ надела процедура проходит на возмездной основе. Выгодоприобретатель — тот, надел которого в результате увеличивается, чаще всего это заявитель — должен заплатить за полученную землю. Сумма оплаты рассчитывается по следующей формуле:
? 15% от кадастровой стоимости прирезаемого земельного участка, если размеры вашего надела не выходят за установленные государством нормативы;
? 100% кадастровой стоимости, если размер вашего надела выше норматива, установленного государством, более, чем на 10%.
Чаще всего оплату требуют при перераспределении двух участков — муниципалитетного и частного. В этом случае физическое лицо, если он инициировал процедуру, платит государству. Если сделка проходит между физическими лицами, инициатор платит государству пошлину, второму участнику сделки — сумму, оговоренную заранее.
Порядок перераспределения земельных участков без изменения площади не предусматривает оплаты. Если участок не увеличивается, нужно будет заплатить только государственную пошлину.
Причины отказа в перераспределении земельных участков
Государственные органы могут законно отказать в проведении процедуры. Основные основания для отказа:
? Один из собственников участка, участвующего в сделке, не согласен с перераспределением, или с процедурой не согласен собственник одного из наделов.
? На наделе, который хотят перераспределить, есть здания, которые принадлежат органу местной власти или государству.
? В отношении участков установлены ограничения — например, наложен арест или обременение.
? Надел имеет муниципальную, государственную бронь или выставлен на аукцион.
? Земельный участок, в котором заинтересован заявитель, подлежит передаче третьим лицам по приоритетному праву.
? В результате процедуры будет превышен максимально допустимый размер участка.
? Надел относится к категории земель с ограниченным оборотом либо назначения участков не совпадают.
? Заявитель не предоставил полного пакета документов либо сведения в них неверны.
? В результате процедуры будут изменены границы участков третьих лиц, которые не давали согласия на перераспределение.
? Границы участков не соприкасаются друг с другом, либо наделы находятся в разных территориальных зонах.
Если заявитель устранит суть претензий — например, проведет межевание или снимет обременение с надела — он сможет снова обратиться в местный орган управления с заявлением.
Перераспределение позволяет изменить параметры наделов по упрощенной схеме — например, сделать так, чтобы из двух получилось три, или один участок увеличился, а другой — уменьшился. У процедуры есть множество тонкостей и нюансов: лучше обратиться к профессионалам, чтобы ускорить процесс и избежать фатальных ошибок.
Проведение кадастровых работ, связанных с перераспределением земельных участков, осуществляется в том случае, если владельцы по какой-либо причине недовольны имеющимися границами между участками или их конфигурацией.
Некорректная форма земельного участка, присутствие вкраплений или же вклиниваний смежных земель, всевозможные сложности, связанные с логичным подведением инженерных коммуникаций – существует множество причин, по которым люди могут прийти к выводу о необходимости проведения такой процедуры.
При этом многие граждане не знают о том, какие нормы содержит в себе Земельный кодекс по перераспределению земельных участков и как вообще проводится эта процедура в 2022 году.
Нюансы нового законодательства
В соответствии с новым Федеральным законом, принятым в июне 2022 года, все физические или юридические лица получили возможность перераспределения земельных участков. Другими словами, любой желающий теперь может прирезать к своему земельному участку дополнительную территорию, что позволяет использовать территорию не только как приусадебный участок, но и, например, для постройки дачного дома.
С введением нового закона в Земельный кодекс были внесены новые корректировки и дополнительная глава, в которой, в частности, идет речь о перераспределении земельных участков.
Ключевым условием должно быть наличие подходящей категории требуемого земельного участка, и если речь идет о территории специального назначения или же особо охраняемой зоне, то в таком случае не стоит рассчитывать на возможность вынесения положительного решения. Проверка категории осуществляется с помощью публичной кадастровой карты.
Для этого достаточно пройти упрощенную процедуру регистрации на официальном сайте Росреестра.
После этого на этом ресурсе можно будет найти всю необходимую информацию по земельному участку, включая:
- кадастровую цену территории;
- имя собственника участка;
- категория, к которой принадлежит данный надел.
Запрос на кадастровой карте может делаться посредством введения координат определенного участка или же его кадастрового номера. В последнем случае не нужно будет даже получать адрес, так как кадастровый номер является уникальным.
Образец схемы расположения земельного участка
Документы и прочие бумаги
В процессе оформления ходатайства на перераспределение земельного участка для начала нужно будет собрать определенный перечень документов, необходимых для проведения данной процедуры.
В частности, нужно будет получить следующие бумаги:
- схема территориального размещения указанного участка;
- информация о кадастровых параметрах надела;
- информация о недвижимом имущества и любых постройках, расположенных на территории перераспределяемого объекта;
- подтверждение права собственности на указанный земельный участок;
- копия доверенности, если собственник надела не может по каким-то причинам самостоятельно обратиться в государственный орган.
Если предоставляются копии каких-либо документов, то в таком случае нужно будет предварительно заверить их у нотариуса. Земельный комитет имеет полное право на то, чтобы отклонить документы, предоставленные обратившимся гражданином, если они по каким-либо параметрам не соответствуют определенным требованиям, установленным действующим законодательством.
Содержание Земельного кодекса по перераспределению земельных участков
Процедура перераспределения территорий регулируется статьей 11.7 Земельного кодекса. В процессе проведения данной процедуры по отношению к нескольким участкам формируется несколько новых, смежных наделов. Другими словами, в процессе перераспределения исходная территория перестает существовать, и вместо нее формируется абсолютно новый участок.
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
При перераспределении наделов, являющихся собственностью определенных граждан или компаний, их владельцы имеют право на то, чтобы самостоятельно распоряжаться новыми территориями в соответствии с договорами, оформленными между такими лицами о формировании территорий.
Перераспределение земель, входящих в перечень собственности каких-либо государственных или муниципальных органов, вместе с землями, являющимися собственностью частных лиц, осуществляется только в тех ситуациях, которые прописаны в главе 4 этого кодекса.
Сроки и стоимость
Расширение площади территорий, находящихся в собственности определенных лиц, в результате перераспределения наделов, включенных во владение государственных или муниципальных органов, осуществляется за определенную плату, сумма которой устанавливается:
- в порядке, прописанном Правительством России в отношении территорий, являющихся федеральной собственностью;
- в порядке, который устанавливается территориальным органом государственной власти в отношении территорий, являющихся собственностью указанной районной администрации;
- в порядке, прописанном органом местного самоуправления в отношении территорий, являющихся муниципальной собственностью.
С момента поступления заявления вместе с полным пакетом документов должно пройти не более одного месяца для того, чтобы уполномоченные сотрудники государственного органа выполнили одно из следующих действий:
- принятие решения об утверждении составленной схемы размещения земельного участка с последующим направлением данного решения с приложением указанного документа заинтересованному лицу;
- направление заявителю согласия на оформление договора о перераспределении земельных участков в соответствии с теми сведениями, которые прописаны в утвержденной проектной документации, оформленной для межевания;
- принятие решения об отказе в оформлении договора при наличии каких-либо предусмотренных оснований.
Порядок оформления
Для того, оформить договор о перераспределении земельного участка, являющегося собственностью муниципальных или государственных органов, а также территорий, являющихся собственностью физических лиц, гражданину или компании, которые является собственником этой территории, должна обратиться с соответствующим заявлением в государственный орган.
В процессе оформления заявления указывается следующая информация:
- данные о заявителе с указанием его ФИО, места проживания и паспортных данных;
- наименование и точное месторасположение заявителя, если речь идет о юридическом лице, а также регистрационный номер записи, подтверждающей факт постановки на учет указанной компании, а также внесения соответствующей информации о ней в соответствующий реестр;
- кадастровый номер того земельного участка, который будет подвергаться перераспределению;
- реквизиты оформленного проекта межевания территории в том случае, если процедура перераспределения будет осуществляться в соответствии с правилами, указанными в этом документе;
- почтовый и электронный адреса почты заявителя, через которые с ним можно будет связаться.
Подавая заявление о перераспределении земельного участка, к нему нужно в обязательном порядке приложить следующий перечень документ:
- копии правоустанавливающей или же правоудостоверяющей документации, оформленной на указанную территорию, если право собственности не было зарегистрировано в государственном реестре и нет возможности получить оттуда всю необходимую информацию;
- схема размещения надела в том случае, если не был оформлен проект межевания земельного участка, на территории которого осуществляется перераспределение;
- документ, которым подтверждается наличие у обратившегося лица полномочий представителя заинтересованного гражданина, если заявление подается не непосредственно заинтересованным лицом, а его доверенным;
- заверенный у нотариуса перевод на русский язык различной документации, подтверждающей государственную регистрацию юридического лица в полном соответствии с нормами иностранного законодательства в том случае, если в качестве заявителя выступает какая-либо компания, ведущая свою основную деятельность за пределами России.
На протяжении 10 дней с того момента, как поступает заявление о перераспределении земельных участков, уполномоченный орган может вернуть документ заявителю, если он не соответствует установленным требованиям, а также если оно подано в несоответствующий орган или же не с полным пакетом необходимых документов.
Скачать бланк заявления о перераспределении земельных участков
Образец свидетельства о праве собственности на землю
Основания для отказа
Человеку могут отказать в перераспределении при наличии следующих обстоятельств:
- заявление подается в каких-либо ситуациях, не предусмотренных Земельным кодексом;
- пользователи и владельцы земельного участка не предоставили свое согласие на проведение данной процедуры в письменном виде;
- на земельном участке, на который появляется право собственности у определенного лица в результате перераспределения, будут располагаться какие-либо объекты недвижимости, включая объекты незаконченного строительства, являющиеся собственностью муниципальных или государственных органов, за исключением зданий, размещенных на условиях сервитута, или объекта, предусмотренного пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса — Статья 39.36. Использование земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов;
- проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения участка предусматривается перераспределение территории, которая была ограничена в обороте или изъята из него;
- образование нового земельного участка или нескольких территорий будет осуществляться посредством перераспределения территории, зарезервированной для реализации каких-либо муниципальных или государственных нужд;
- проектом межевания территории предусматривается перераспределение земельного участка, который на данный момент выступает в качестве предмета аукциона или же по нему было принято решение о предварительном согласовании передачи, срок которого действует на момент обращения;
- образование нового земельного участка осуществляется посредством перераспределения территории, находящейся в частной собственности, а также земельных участков, являющихся владением государственных или муниципальных органов, в отношении которых другим лицом уже подавалось заявление о предварительном согласовании передачи;
- в результате проведенного мероприятия общая площадь будет превышать установленные пределы;
- есть какие-либо основания для того, чтобы отказать заинтересованному лицу в утверждении схемы расположения;
- участок находится на территории, в отношении которой уже разработан проект межевания;
- схема расположения, предоставленная государственным служащим, оформлена с нарушением требований или же не соответствует проекту планировки.
Если указанные условия отсутствуют, то в таком случае решение об отказе будет необоснованным, и можно будет обратиться в вышестоящие или судебные инстанции с требованием о его отмене.
Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 11.7 ЗК РФ
1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
4. Утратил силу с 1 марта 2022 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Судебная практика по статье 11.7 ЗК РФ:
-
Решение Верховного суда: Определение N 303-КГ17-2496, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Окружной суд, руководствуясь статьями 198, 200, 287 и 288 АПК РФ статьями 11.2, 11.7, 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, отменил судебные акты первой и апелляционного инстанций и направил дело на новое рассмотрение…
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-205/14, Коллегия по административным правоотношениям, надзор
Также заявители полагают, что из системного толкования пункта 1 статьи 11.8, пунктов 1, 3 статьи 11.7 ЗК РФ следует, что для образования земельного участка путем перераспределения земельных участков находящихся в государственной собственности одного лица, решение органа государственной власти, предусмотренное пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ, не требуется…
-
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-17035/12, Высший арбитражный суд, надзор
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что никаких изменений разрешенного или фактического использования спорного земельного участка не произошло, поэтому руководствуясь статьями 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.2, 2.1.17 Методических указаний, удовлетворили требования заявителя…
Новая редакция Ст. 11.7 ЗК РФ
1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
4. Утратил силу с 1 марта 2022 г.
Комментарий к Статье 11.7 ЗК РФ
Перераспределение земельных участков практикуется значительно реже, чем, скажем, раздел или объединение. В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами). Учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 11.7 ЗК при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки, соглашение между такими субъектами об образовании земельных участков путем их перераспределения можно рассматривать в качестве основания возникновения прав на образуемые смежные участки <129>.
———————————
<129> Гряда Э.А. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // .
Часто к перераспределению обращаются, руководствуясь п. 3 ст. 11.7 ЗК, в тех случаях, когда земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности — в границах застроенной территории в связи с реализацией инвестиционных проектов по (многоэтажной) застройке земельных участков, или в соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК. Значительно реже как способ образования земельных участков перераспределение используется крупным сельскохозяйственными предприятиями (в основном — бывшим совхозам или колхозам). Юридическое основание перераспределения в данном случае — решение собственника земельных участков. Наконец, перераспределение в отдельных случаях является единственным путем, который помогает легализовать незаконно возведенный объект капитального строительства на части чужого смежного земельного участка. Собственник такого смежного земельного участка может либо договориться с «захватчиком» и заключить с ним соглашение о перераспределении, в результате чего часть его земельного участка, занятая самовольно возведенным строением, войдет в состав нового земельного участка, либо обратиться в суд с негаторным иском и потребовать устранения препятствий в пользовании земельным участком и сноса возведенного строения.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.7 ЗК). Перераспределяться могут только земельные участки, поставленные на кадастровый учет. По чисто технической причине невозможно перераспределить «неотмежеванные» ранее учтенные земельные участки, так как у таких преобразуемых земельных участков отсутствует местоположение границ характерных точек и как следствие — общие характерные точки границ.
Для граждан и юридических лиц, если они выбирают рассматриваемый способ образования земельного участка, юридическим основанием перераспределения является соглашение между собственниками всех перераспределяемых земельных участков. Одним из условий соглашения является согласие сторон на изменение площади их участков, которое происходит в результате перераспределения. Необходимо также иметь в виду, что перераспределение — вторичный способ образования земельного участка; ему предшествует первичное образование перераспределяемых участков.
Перераспределение может быть осуществлено как между несколькими смежными многоконтурными земельными участками, так и между несколькими смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ <130>.
———————————
<130> Пункт 12 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2022 г. N 22409-ИМ/Д23.
Подготовка проектов перераспределения земель (разновидности проекта территориального землеустройства) в массовом порядке осуществлялась в Российской Федерации в период проведения аграрной реформы в 2022 — 2022 годах в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 2022 г. N 323. Без них невозможно было возникновение общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения почти у 12 млн. граждан <131>. Проект перераспределения земель предназначался для следующих целей:
———————————
<131> Данная цифра приводится в Указе Президента РФ от 7 марта 2022 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» // СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1026.
а) определения (уточнения) размера земельной доли, которой наделяется каждый указанный в приложении к проекту перераспределения гражданин;
б) составления схемы раздела сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность совокупности граждан с передачей «лишних» земель в районный фонд перераспределения.
Проект перераспределения включал в себя значительное число текстовой информации, а также плановый материал (карту) по землепользованию. Его утверждение главой администрации района являлось одновременно и моментом возникновения права общей долевой собственности на земельные доли у граждан.
Перераспределение земель в настоящее время как способ образования земельного участка существенно отличается от перераспределения периода аграрной реформы XX вв. (в основном в период самой активной фазы в 2022 — 2022 гг.). В первом случае перераспределяются земельные участки, принадлежащие либо одному, либо нескольким собственникам. Во втором же случае перераспределению подлежали земли, которыми колхозы и совхозы пользовались, говоря современным языком, на праве постоянного (бессрочного) пользования; само перераспределение свелось к прекращению такого права и к передаче земельных участков новым собственникам — физическим лицам. Если в первом случае для случаев перераспределения земель подготавливается обычный межевой план, то во втором случае специальный документ — проект землеустройства.
Другой комментарий к Ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации
Перераспределение смежных земельных участков, которое приводит к образованию иных смежных земельных участков, возможно на основании соглашения, которое заключается между собственниками этих участков. В результате такого перераспределения существование прежних земельных участков прекращается.
Юридический факт перераспределения частных земельных участков является основанием приобретения права собственности на образованные земельные участки.
По общему правилу предусмотрен запрет на перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и частных земельных участков. Из этого правила есть исключения. Во-первых, такое перераспределение земельных участков возможно в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории. И во-вторых, перераспределение земельных участков, находящихся в публичной собственности и частной собственности, допускается в целях образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных в п. 1 ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий). Речь идет о таких объектах, как объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности и др.
При перераспределении частных и публичных земельных участков условия приобретения права частной или государственной либо муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются в соглашении между их собственниками.
Земельные участки, в соответствии со ст.11.7 Земельного кодекса могут быть перераспределены между собственниками. В статье подробно разберем, какой существует порядок перераспределения земельных участков с 1 января 2022 года.
Правила образования земельных участков в 2025 году
В соответствии с земельным кодексом (ст.11.2) существует несколько способов возникновения новых земельных наделов. Вот так звучат общие правила образования земельных участков, в 2022 году:
- Выдел одного, или наоборот, объединение нескольких участков
- Перераспределение земельных участков
- Раздел (один участок делится на несколько)
Но мы остановим свое внимание на образовании земельных участков путем перераспределения. Уточним какова процедура и порядок перераспределения земельного участка в 2022 году. Также выясним куда стоит обращаться и какие документы следует собрать.
Когда возникает необходимость перераспределения земельных участков?
Необходимость в перераспределении земельных участков возникает по разным причинам. Чаще всего, собственник обращается по этому вопросу тогда, когда возникает проблема, которую удобно решить путем перераспределения земельных участков. Например, изломанная линия границы; вклинивания смежных участков; подвод коммуникаций; неудобный подход или подъезд; дом, который уже построен выходит за предельно допустимые границы от забора. Ведь по сути – перераспределение площади земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение создано для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами.
Собственник земельного участка, может путем перераспределения земельных участков осуществить прирезку земельного участка за счет смежных земель и увеличить свою площадь.
Особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2025 года
Какие существуют особенности перераспределения земельных участков с 1 января 2022 года? По закону теперь нельзя перераспределить дачные участки. Но это связано лишь с тем, что понятие дачный участок с 2022 года упразднили и заменили на садовый участок. Остальные новшества законодательства касаются общих изменений в системе кадастра, а также комплексных кадастровых работ. Что же получается в результате перераспределения земельного участка между собственниками? Все просто — возникает новый участок (участки), с другими координатами и площадью. Насчет кадастрового номера – будет ли он изменен или нет, это решит кадастровая палата.
Порядок действий при перераспределении
Для начала собираем комплект документов. Чтобы выяснить, какие именно документы понадобятся для перераспределения земельных участков именно в вашем случае, следует обратиться в органы местной власти. Статья 39.29 Земельного кодекса гласит, что для перераспределения земельных участков нужно заключить соглашение между собственниками, в целях заключения которого подается заявление.
Заявление о перераспределении земельных участковЗаявление типовое, заполняется легко. Примерную форму можно найти на просторах интернета, однако лучше поинтересоваться в местных органах власти, какой бланк заявления принят в вашем муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой. Также заявление можно подать через госуслуги или по почте.
В заявлении обязательно должно быть указано:
- ФИО, адрес, паспортные данные (для физ.лиц)
- Наименование и реквизиты (для юр.лиц)
- Кадастровые номера участков
Неотъемлемой частью заявления будет пакет документов, необходимых при перераспределении между земельными участками:
- выписка из ЕГРН, либо копии документов о собственности или ином правообладании на землю
- проект межевания территории
- схема расположения земельного участка (если нет проекта межевания)
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (для юридических лиц).
Это не исчерпывающий список документов. При перераспределении земельных участков, находящихся, в частной собственности или в государственной собственности, могут понадобиться еще какие-нибудь уточняющие документы, все зависит от индивидуального случая.
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков
В соответствии со ст.39.29 (п.8) Земельного кодекса срок рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков составляет 30 рабочих дней.
Этот срок может быт увеличен до 45 рабочих дней в случае, если для рассмотрения заявления требуется получить дополнительную документацию или материалы.
Если же заявление подано с нарушениями (в комплекте не хватает документов, подано в иной орган) – тогда оно возвращается в течение 10 дней со дня поступления.
Рассмотрев заявление о заключении соглашения о перераспределении земель администрация принимает одно из следующих решений:
- Утвердить схему расположения, либо основываясь на утвержденный проект межевания дать положительный ответ на подписание соглашения о перераспределении земельных участков;
- Отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, указав при этом законные причины.
Если заявление рассмотрено, и дан положительный ответ, тогда следующим шагом будет Соглашение о перераспределении земельных участков.
Соглашение о перераспределении земельных участков заключается обязательно в письменном виде – это добровольное желание сторон с подробным описанием способов и мотивов перераспределения.
Соглашение составляется между заинтересованными собственниками участков. Собственниками могут выступать как частники, так и государство или муниципалитет.
Кто оформляет перераспределение земельного участка
Мы выяснили, что для перераспределения земельных участков требуется ряд документов. А кто оформляет перераспределение земельного участка? Порядок перераспределения земельных участков предполагает участие не только собственников земель, в том числе муниципальных, государственных органов, но других структур и лиц. Так, в результате перераспределения готовится межевой план, право подписи которого принадлежит только зарегистрированному кадастровому инженеру, кроме того, кадастровый инженер дает консультации и оказывает помощь как на этапе подготовки документов (схем, проектов), так и после заключения соглашения.
Диск с межеванием, а также пакет документов для регистрации вновь созданных перераспределенных земельных участков, передается в местный МФЦ, для последующей регистрации в органах Росреестра.
Когда вновь созданные участки будут поставлены на кадастровый учет, тогда старые прекратят свое существование.
Таким образом, за счет перераспределения земельных участков возможно увеличение или уменьшение площади таковых. Увеличение площади (прирезка земельного участка) может быть как за счет государственных (муниципальных) земель, так и за счет частной собственности. Как правило, при таком раскладе, в соглашении обычно прописывается денежная компенсация.