Понятие, особенности и виды вещных прав на земельный участок
96 просмотровВ этой статье:
- 1 Эволюция концепции государственной собственности на землю
- 2 Понятие государственной собственности на землю
- 3 Что такое ВП?
- 4 Виды государственной собственности на землю
- 5 Виды прав на землю и их государственная регламентация (стр. 1 из 2)
- 6 Правовой режим государственной собственности на землю
- 7 Назначение земельных участков
- 8 Образование земельных участков из земель государственной собственности
- 9 Классификация и особенности
- 10 Предоставление земли из государственной собственности
- 11 Закон о разграничении государственной собственности на землю
- 12 Выводы и рекомендации юристов-практиков
- 13 Разграничение государственной собственности на землю: современный этап
- 14 Источники земельного права
- 15 Государственная регистрация права собственности на землю
- 16 Прекращение ВП на участки
- 17 Свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю
- 18 Государственный акт на право собственности на землю
- 19 В чем отличие от пользования и распоряжения?
Эволюция концепции государственной собственности на землю
Законодатель признает землю и другие природные ресурсы основой жизнедеятельности народов России: соответствующие положения отображены в ст. 9 Конституции РФ. Официальная правовая доктрина советского периода относила землю, недра, воды и живую природу в их естественном состоянии к народному достоянию.
Ст. 10 Конституции СССР 1977 года декларировала неотъемлемое право народов владеть, пользоваться и распоряжаться землями, на которых они проживают. Земельный фонд находился в ведении Советов народных депутатов, наделенных полномочиями передавать их гражданам, предприятиям и учреждениям исключительно в пользование.
Постулаты советского права:
- признание земли и других природных ресурсов объектом исключительной госсобственности;
- общность земельных ресурсов, абсолютная публичность их правового режима;
- непризнание возможности нахождения земель, недвижимости, средств производства в руках частных собственников;
- изъятие земельных участков из гражданского оборота.
После смены государственного строя идеологическая концепция, в которой земля одновременно признавалась достоянием народа и собственностью государства, была подвергнута критике. Ведь очевидно, что государство и народ нельзя отождествлять. Многие цивилисты и вовсе заявляют о бессодержательности такой категории как «народное достояние».
Между тем, советский подход отражает особую значимость земельного фонда для развития государства и общества. Нельзя отрицать, что принятие решений в отношении земельных участков требует учета не только частных, но и публичных интересов. Сегодня просматриваются предпосылки к формированию качественно новой модели госсобственности и общественного достояния, не отрицающих друг друга.
Понятие государственной собственности на землю
Распад СССР ознаменовал прекращение государственной монополии на земельные ресурсы. Они могут принадлежать муниципалитетам, находится в частных руках. Все формы собственности признаются и защищаются в равной мере (ст. 8, 9 Конституции РФ).
Определение госсобственности на землю в законодательстве отсутствует.
Ч. 2 ст.214 Гражданского и ч. 1 ст. 16 Земельного кодексов устанавливают, что земли, не принадлежащие гражданам, организациям и муниципалитетам, находятся в собственности государства. Это положение обрело общеобязательный характер 1 января 1995 г. с введением в действие части I ГК РФ. Предписания ЗК РФ вступили в действие 29 октября 2001 г.
Законодатель устанавливает государственную собственность по остаточному принципу. Однако это вовсе не свидетельствует о ее малозначимости. Наоборот, государственный земельный фонд составляет основу суверенитета и хозяйства страны. Использования остаточного принципа для отграничения государственных земель от частных и муниципальных имеет объективные причины.
- Компетенция РФ распространяется на все земли, находящиеся в пределах ее суверенной территории. Часть их являются целиной, земельные участки из них не сформированы.
- Согласно ст. 131 ГК РФ права на недвижимость (собственность, хозяйственное ведение, постоянное пользование, долгосрочная аренда, ипотека, сервитуты) подлежат обязательной госрегистрации. Между тем, земельный кадастр и реестр недвижимости (ГКН и ЕГРП) созданы только в 1997 году. Оба информационных ресурса не содержат сведений об огромном массиве земель.
При иной формулировке ст. 214 ГК РФ и ст. 16 ЗК РФ следовало бы допустить, что земли целины не имеют собственника, являются «ничейными». Такое положение способствовало бы их самозахвату с последующим выдвижением требований о признании собственности на основании ст. 234 ГК РФ «Приобретательная давность».
Поэтому, использование такого приема нормотворческой техники как остаточный принцип в отношении земель госсобственности не только оправданно, но и является единственно возможным вариантом.
Что такое ВП?
Определение термину дали еще римские юристы в многотомных трудах. За несколько тысяч лет содержание понятия изменилось незначительно. Под вещным правом понимают субъективное полномочие лица владеть имуществом и извлекать из этого выгоду.
Отличием от обязательств является абсолютность. Обладатель участка не должен обращаться к кому-либо за разрешением на реализацию имеющихся полномочий. Третьи лица не могут чинить ему препятствия.
Обязательными признаками ВП являются:
- непосредственное влияние лица на ценности;
- возникновение полномочий в отношении индивидуально определенных объектов;
- защита интересов владельца особыми исками.
Классификацию ВП законодатель закрепил в главе 17 ГК РФ. Отдельный раздел парламентариям пришлось разработать ввиду специфики объекта. Положения о правомочиях применяются с учетом экономической значимости земли.
№ п.п. | Наименование | Границы и характеристика | Особенности |
1. | Собственность | Хозяин вправе пользоваться участком, передавать его во временное или постоянное владение третьим лицам, отчуждать полностью или частично. После смерти собственника земля переходит к наследникам, а при ликвидации владельца- организации – правопреемникам или учредителям. Обладатели несут бремя содержания своего имущества. Право собственности распространяется на верхний слой почвы, растения в пределах выделенной территории. Полномочия ограничены нормами о суверенном воздушном пространстве, правилами пользования водоемов, принадлежностью недр | Распоряжение имуществом осуществляется с учетом предписаний ст. 209 ГК РФ. Использовать участки разрешено методами, не наносящими окружающей среде вреда. Кроме того, необходимо учитывать ограничения в обороте. Так, сельскохозяйственные земли используют только по целевому назначению |
2. | Пожизненное владение | Право закрепляется за физическим лицом. Полномочия включают пользование и передачу наследникам. Отчуждать землю гражданин не может. | Если особых условий административным актом не закреплено, хозяин может возвести на участке капитальное сооружение. Недвижимость поступит в собственность застройщика на основании ст. 266 ГК РФ |
3. | Бессрочное пользование | Владелец вправе извлекать выгоду, но не распоряжаться участком. Он должен соблюдать правила, установленные законом и актами, на основании которых выделена земля | В бессрочное пользование землю предоставляют как физическим, так и юридическим лицам. Владельцы могут передать активы по безвозмездному договору о служебном наделе, согласовать регистрацию сервитута (269 ГК РФ) |
4. | Право на надел под недвижимостью | Собственник капитального сооружения может пользоваться участком, даже если не является его хозяином. Условием является законность возведения объекта. Порядок взаимоотношений сторон определяется соглашением, либо судебным актом (272 ГК РФ). Важно, что право не ограничивает собственников в вопросах распоряжения недвижимостью. Новые владельцы обязаны соблюдать установленные ранее правила | Порядок не применяется в случаях изъятия земель для нужд муниципалитетов или государства. Особые принципы действуют и при истечении срока аренды участка под незавершенным строением |
5. | Сервитут | Право ограниченного пользования чужим участком устанавливается при невозможности иного обеспечения интересов третьих лиц. Настаивать на разрешении прохода или проезда, например, могут при отсутствии иного доступа к соседним объектам. Собственника не ограничивают в распоряжении землей, но обязывают выполнять правила сервитута. С заинтересованных лиц владелец может потребовать плату | Сервитут земельного участка, нельзя продавать или покупать. Он неразрывно связан с недвижимостью. В случае исчезновения обстоятельств, ставших причиной, обременение снимают (276 ГК РФ) |
Важно! Гражданское законодательство предусматривает производные ВП на участок. К таковым относятся полномочия, возникшие в рамках оперативного управления и хоз. ведения. Порядок их реализации закреплен главой 19 ГК РФ.
Виды государственной собственности на землю
Исключительная государственная собственность на землю на территории современной РФ возникла в 1917 году, в связи с принятием II Всероссийским съездом Советов Декрета «О земле». Весь земельный фонд в границах СССР признавался единым неделимым объектом госсобственности. Он не был разграничен между административно-территориальными единицами того времени (республиками, областями, краями).
Муниципальная собственность как правовое явление появилось в России относительно недавно. Сегодня госсобственность на землю нельзя отождествлять с муниципальной. Виды госсобственности согласно праву:
- общефедеральная;
- субъектов РФ.
На практике существует третий вид – «общая», физически и юридически неразграниченная госсобственность. Словосочетание «государственная собственность» применительно к земле в разных ситуациях может подразумевать:
- родовое понятие (общефедеральную собственность + субъектную собственность);
- неразграниченную, существующую только де-факто госсобственность.
Госсобственность любого из видов может возникать:
- по основаниям, оговоренным федеральным законодательством;
- вследствие разграничения госсобственности;
- по основаниям, предусмотренным ГК РФ: купля, мена, наследование, дарение, перераспределение, изъятие для публичных нужд.
В отношении городов федерального значения Москвы, Петербурга и Севастополя действуют специальные правила. Отказ частного владельца от участка, находящегося в пределах одного их названных субъектов РФ, влечет его переход в распоряжение города. Городские власти Москвы, Петербурга и Севастополя вправе установить, что в случае отказа участок переходит непосредственно в собственность муниципалитета, на территории которого он расположен.
Ст. 18 ЗК РФ предполагает возможность безвозмездной передачи федеральных земель в собственность субъектов РФ. Обратная ситуация невозможна. Что до возмездной передачи, то субъекты РФ и центральное правительство вольны заключать сделки по этому поводу в пределах своей компетенции.
Сегодня земельное законодательство находится в фазе развития и становления. Одна из его ключевых проблем – размежевание федеральной, муниципальной и субъектной собственности на землю.
Виды прав на землю и их государственная регламентация (стр. 1 из 2)
Содержание
Введение
Виды прав на землю и их государственная регламентация
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В социально-экономическом развитии общества земельным ресурсам, землепользованию и земельным отношениям всегда принадлежит ведущая роль. Поэтому характер и масштабы земельных преобразований следует рассматривать как один из решающих факторов, которые определяют темпы и эффективность развития национальной экономики, становления рыночных отношений.
Система землепользования представляет собой важнейшую составляющую общей системы природопользования и хозяйствования, выполняющую особую целевую функцию — обеспечение рационального распределения и эффективного использования земли, как пространственного базиса размещения производительных сил и жизненно важного природного ресурса общества.
Земельное право регулирует земельные отношения, т. е. отношения, так или иначе связанные с землей.
В пределах территории Российской Федерации земельные отношения возникают в связи с землей как природным объектом, средством производства, недвижимым имуществом. В то же время объектом земельных отношений являются согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ не только земля, но и земельные участки, а также части земельных участков.
Прежде всего, земельные отношения возникают по поводу использования земельных участков.
ВИДЫ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ
Земельный участок может быть объектом правоотношений, содержание которых включает в себя различные права на землю. В то же время все эти права на землю можно разделить на две группы по способу определения их содержания: вещные права, содержание которых определяется непосредственно законом, и обязательственные права, содержание которых в каждом конкретном случае определяется соглашением сторон в рамках закона.
Пользование земельными участками в России осуществляется на основании различных прав. Согласно Земельному кодексу РФ, выделяются следующие виды прав
на землю:
1)право собственности;
2)право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
3)право пожизненного наследуемого владения земельными участками;
4)право аренды земельных участков;
5)право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);
6)право безвозмездного срочного пользования земельными участками.
В соответствии с этим среди участников земельных отношений Земельным кодексом различаются:
—собственники земельных участков
— лица, являющиеся собственниками земельных участков;
—землепользователи
— лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
—землевладельцы
— лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
—арендаторы земельных участков
— лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договорам аренды или субаренды;
—обладатели сервитута
— лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Предоставление земельных участков в собственность
граждан и юридических лиц из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ производится за плату, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом РФ и отмеченных ниже.
Основанием внесения земельных участков в перечень участков, на которые у Российской Федерации либо у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:
• земель лесного фонда, земель обороны и безопасности — в отношении федеральной собственности;
• фонда перераспределения земель — в отношении собственности субъектов Российской Федерации;
• земель особо охраняемых природных территорий федерального либо регионального значения; земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности либо в собственности субъектов Российской Федерации;
• земель сельскохозяйственного и иного назначения, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности либо в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органам государственной власти Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации, а также юридическим лицам, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации; на этих земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального либо регионального значения — в отношении федеральной собственности либо собственности субъектов Российской Федерации соответственно.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах своей компетенции.
Предоставление в собственность земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, предусмотренном статьей 30 Земельного кодекса РФ.
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приватизацию этих участков или на их аренду в порядке и на условиях статьи 36 Земельного кодекса РФ и действующих федеральных законов.
Купля-продажа земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется статьей 37 Земельного кодекса РФ, а также гражданским законодательством РФ. Согласно статье 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи может быть только такой земельный участок, который прошел государственный кадастровый учет. Данная статья устанавливает, кроме того, обязательные условия при заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также перечень тех условий договоров, которые являются недействительными.
В постоянное (бессрочное) пользование
земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование после введения Земельного кодекса РФ не предоставляются.
Вместе с тем, если это право возникло у граждан и юридических лиц до введения Кодекса, то оно сохраняется. Причем землепользователи, обладающие участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, распоряжаться этим участком не вправе.
Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность, причем один раз — бесплатно.
Право пожизненного наследуемого владения
земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Дальнейшее же предоставление участков на основе этого права не допускается.
Распоряжение земельным участком-, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.
Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность, причем один раз — бесплатно.
В аренду
земельные участки могут предоставляться их собственниками в соответствии с гражданским законодательством РФ. Размер арендной платы определяется договором аренды.
Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока действия аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное. В данных случаях, за исключением передачи арендных прав в залог, ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Ряд особенностей установлен и в отношении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности. Так, при продаже земельного участка, находящегося в публичной собственности, арендатор данного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности. При аренде земельного участка, находящегося в публичной собственности, на срок более чем пять лет арендатор имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
осуществляется в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РФ.
Правовой режим государственной собственности на землю
Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.
Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.
Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции. Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст. 71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.
Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ). Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ). Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).
Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:
- объектами атомной энергии, космической деятельности;
- федеральными энергетическими системами;
- путями сообщения федерального значения;
- объектами, обеспечивающими обороноспособность, защиту госграницы.
Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:
- возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
- преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.
Назначение земельных участков
Как мы выяснили ранее, все земли РФ разделены на 7 категорий. Но кроме категорий существует такие понятия, как целевое назначение и разрешенное использование земельных участков.
Целевое назначение земли — это вид деятельности, допустимый на конкретно взятой территории.
Виды разрешенного использования:
- Основные. Установлены и закреплены в Градостроительном регламенте. Определяют главное назначение земель.
- Условно разрешенные. Для их использования требуются дополнительные согласования специальных комиссий.
- Вспомогательные. Служат дополнением к двум предыдущим видам. Назначение — обеспечить и оптимизировать их использование.
Виды целевого назначения земельного участка утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».
Важно! Разрешенное использование участка зависит от его функциональных возможностей.
Для земель сельскохозяйственного назначения выделают следующие виды разрешенного использования:
- ведение личного подсобного хозяйства;
- садоводство;
- создание дачного некоммерческого партнерства (ДНП);
- строительство ИЖС;
- иные виды.
Для земель населенных пунктов виды использования следующие:
- ведение личного подсобного хозяйства;
- индивидуальное строительство;
- ДНП;
- ведение сельского хозяйства;
- коммерческое использование земли;
- строительство многоквартирных домов;
- иные виды.
Если изменить категорию земельного участка крайне сложно, то изменение вида ее использования — вполне доступная процедура.
Узнать назначение земли возможно по публичной кадастровой карте, размещенной на сайте Росреестра. Эта информация носит справочный характер. Если требуется документальное подтверждение, сделайте запрос в Россреестр (возможно при личном обращении или через онлайн-портал) или через МФЦ.
Образование земельных участков из земель государственной собственности
Применительно к государству важно понимать разницу между двумя понятиями: «право собственности на земли», имеющим публично-правовой оттенок, и «право собственности на земельный участок», которому присущ частноправовой. Чтобы использовать принадлежащие ему угодья тем или иным способом, государству необходимо образовать земельные участки, установить их целевое назначение.
Однако государство одновременно владеет огромным массивом целинных земель, не задействованных в хозяйственном обороте. В последнем случае речь идет о собственности на земли. Для сравнения: частное лицо может быть только собственником участка. Права собственности на земли в рассмотренном понимании у гражданина или организации возникнуть не могут.
Правовая регламентация образования участков из земель госсобственности обеспечена ст. 11.3 ЗК РФ.
Они являются специальными по отношению к общим нормам, оговоренным ст. 11.2 этого Кодекса, имеют приоритет в применении.
По общему правилу образование участков из земель госсобственности осуществляется на основании решений органов исполнительной власти соответствующего уровня.
Исключение: образование участков в пределах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о застройке в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В этом случае решение принимает лицо, с которым заключен договор о развитии такой территории (п. 7 ст. 11.2 ГК РФ). Решение хозяйствующего субъекта должно соответствовать документации о планировке территории. В противном случае оно может быть отменено в судебном порядке.
Уполномоченные госорганы вольны принимать решения о первичном образовании участков из целины на свое усмотрение, как вариант – по инициативе лиц, заинтересованных в их предоставлении в собственность либо пользование. Если речь идет о преобразовании уже существующих участков, необходимо согласие всех землепользователей (арендаторов; граждан, которым участки предоставлены в пожизненное наследуемое владение и подобное).
Согласие не запрашивается:
- у лиц, в пользу которых установлен сервитут, поскольку сервитуты продолжают действовать в прежних границах и после преобразования участков;
- у государственных унитарных предприятий, поскольку государство – их единственный учредитель;
- в случае преобразования участков по решению суда;
- при изъятия участка для публичных нужд.
Образование участков госсобственности происходит на основании одного из таких документов:
- проект межевания территории;
- проектная документация лесного участка;
- схема расположения участка на кадастровом плане территории.
Утвержденный проекта межевания требуется в случаях, когда вновь образуемый участок госсобственности расположен в границах:
- территории, подлежащей комплексному освоению;
- территории, в отношении которой заключен договор о комплексном развитии;
- земель, предоставленных для садоводства, огородничества, дачного хозяйствования;
- квартала, иного элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными зданиями.
Классификация и особенности
На порядок пользования и оборот землевладений влияют многочисленные факторы. Юристы используют несколько критериев классификации.
Статус обладателя
Признание земли основным экономическим ресурсом накладывает отпечаток на правила обращения. Государство стремится сохранить имеющийся фонд, устанавливая ограничения для зарубежных инвесторов и предпринимателей. Наиболее широкими полномочиями наделяют граждан РФ. Эта категория лиц вправе приобретать даже ценные сельскохозяйственные земли. Специальных запретов для населения страны не предусмотрено.
Право частной собственности на землю
Иностранцам, зарубежным объединениям и апатридам нельзя брать в собственность земли в приграничной зоне. Перечень территорий утвержден указом Президента России № 26 от 09.01.2011 года. Не допускается передача заграничным партнерам участков аграрного сектора и приморских портов. Соответствующие нормы содержатся в статье 28 закона 261-ФЗ.
Назначение объекта
Другим важным критерием классификации является цель использования. Отдельные категории участков разрешено передавать в собственность и владение лишь специализированным организациям. Особый порядок предусмотрен для следующих объектов:
- лесонасаждения;
- водный фонд;
- заповедники и охраняемые территории;
- земли оборонной промышленности;
- полосы связи, радиовещания, энергетики, транспорта.
Вид разрешенного использования участков земли
Ограничения юридического характера действуют в отношении участков, вошедших в санитарную зону. При установлении ВП на надел земли со специфическим целевым назначением предписывается руководствоваться статьями 77 – 103 ЗК РФ.
Иные критерии
Классификацию можно провести по дополнительным параметрам. Так, в юридической доктрине принято выделять базовые и производные ВП. В первом случае речь идет о собственности. Это наиболее широкое полномочие, включающее не только пользование или владение, но и распоряжение объектом. Вторую категорию делят на две группы:
- Ограниченные. ВП дает возможность обрабатывать участок, извлекать выгоду, а иногда даже передавать наследникам. К таковым относят постоянное пользование, пожизненное владение, сервитут. Последний вид правомочий носит ограничительный характер и устанавливается в интересах третьих лиц. Обременения могут быть имущественными или личными.
Понятие ВП
- Обособленные. Государственные /муниципальные предприятия получают от собственника землю на правах оперативного управления, либо хозяйственного ведения. Механизм позволяет эффективно использовать активы, исключая риск их утраты.
Особое место в классификации занимают институты с неоднозначным статусом. Мнения специалистов относительно природы отдельных механизмов расходятся. Ярким примером может служить залог земельного участка.
К ВП его относят видные ученые-юристы Шершеневич Г. Ф., Васьковский Е.В. и Вишневский А.А. Однако в главе 17 ГК РФ залог не фигурирует. Отечественный исследователь земельного права Гришаев С.П. относит ипотеку участков к комплексным образованиям, обладающим признаками обеих групп правомочий.
Предоставление земли из государственной собственности
Одной из особенностей публичной собственности на землю является ограниченность административного усмотрения уполномоченных госструктур.
Частный собственник волен распоряжаться своей землей в рамках закона как пожелает. Он сам решает, передавать ему землю в аренду или нет, с кем именно заключать договор, какую плату запросить. Исполнительный орган, наоборот:
- зачастую не может отказать заинтересованному лицу в предоставлении участка в собственность либо пользование;
- вынужден рассчитывать арендную плату согласно утвержденной правительством методике;
- по общему правилу выбирает контрагента в конкурном порядке (через аукцион);
- в ряде случаев обязан предоставлять земли бесплатно.
Правовые основания получения участков из земель госсобственности оговорены ст. 39.1 ЗК РФ. В их числе:
- арендный договор;
- договор безвозмездного пользования;
- гражданско-правовое соглашение купли-продажи;
- решение уполномоченного госоргана на случай приватизации земли, предоставления ее в постоянное бесплатное пользование.
Закон о разграничении государственной собственности на землю
Одним из этапов реализации земельной реформы в РФ стало принятие 17.07.01 ФЗ-101 «О разграничении госсобственности на землю». Нормативный акт начал действовать 20.01.02, через полгода после официального опубликования. Он утратил силу 01.07.06 г., в связи с принятием № 53-ФЗ, одновременно внесшим изменения в ЗК РФ и правовую регламентацию системы госрегистрации недвижимости.
Объем Федерального закона № 101-ФЗ был невелик: он состоял из преамбулы и 8 статей, одна из которых была посвящена его введению в действие. Три ключевые статьи (3–5) посвящались основаниям отнесения участков к перечню земель, на которые возникает право федеральной, субъектной и муниципальной собственности.
Ст. 6 Закона регламентировала порядок разграничения участков госсобственности, ст. 7 данного Закона — способ разрешения споров. Примечательно, что ни 101-ФЗ, ни принятые в развитие его положений подзаконные акты не установили временных границ разграничения земель госсобственности.
Рассматриваемый Закон был призван привлечь муниципальные образования к разграничению права госсобственности и создать правовые основания для этого процесса. Одна из предпосылок его принятия – негативная тенденция, сложившаяся в регионах к 2000 году.
Неверно трактуя Конституцию, ряд субъектов РФ посчитал, что вправе распоряжаться всеми природными богатствами (в т.ч. землей) в пределах своей территории. Разъяснению неправильности такого подходы были посвящены Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.00 №10-П, от 27.06.00 №92-О.
Выводы и рекомендации юристов-практиков
Вещные права на землю не ограничиваются институтом собственности. В отечественном законодательстве сохранились отголоски советской эпохи в виде бессрочного пользования и пожизненного владения участками. Государство целенаправленно сокращает количество объектов в этом статусе, но процесс далек от завершения.
Одновременно парламентарии развивают принцип деления полномочий. Механизм играет важную экономическую роль, позволяя делегировать функций собственника управляющим структурам. Особенно ярко прослеживается тенденция в работе государственных производственных комплексов. Нормы активно применяют в оборонной промышленности, сфере безопасности, военном секторе.
ВП на землю
Многие вопросы в доктрине ВП не разрешены. Неоднозначной остается трактовка юридической природы залога, ряд претензий у теоретиков остается к нормам о сервитутах. Длительное время судам приходилось применять противоречивые положения земельного и гражданского законодательства. Проблемы возникали при определении круга субъектов ВП, порядка их возникновения и прекращения. Ясность внесли в 2020 году, исключив из ЗК РФ устаревшие статьи.
Большой вклад в развитие направления вносит Верховный суд России. В 2020 году высшая инстанция разъяснила спорные моменты применения норм. Практика пополнилась важными прецедентами. Анализируя ситуацию, эксперты приходят к выводам о положительной динамике.
Юридический базис по направлению сформирован, а ключевые механизмы интегрированы в правовую систему. Задачей законодательных и исполнительных органов является наработка практики. Рядовым же участникам отношений предстоит освоить инструменты реализации и защиты вещных прав.
Разграничение государственной собственности на землю: современный этап
На текущий момент 101-ФЗ утратил силу (часть его положений перенесена в ЗК РФ), а в России остался неразграниченным огромный массив земель госсобственности. Чтобы не тормозить гражданский оборот, в ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» введено разрешение на образование участков из земель, находящихся в неразграниченной публичной собственности даже при отсутствии госрегистрации на такие земли в ЕГРП.
Распоряжение неразграниченными землями в административных центрах, столицах субъектов РФ осуществляется их органами самоуправления. Региональным законодательством может быть предусмотрено, что такими участками распоряжаются органы исполнительной власти субъектов РФ.
Отечественное гражданское и земельное законодательство признает принцип единства судьбы земельных участков и размещенной на ней недвижимости.
Таким образом, отнесение участка к федеральной или субъектной собственности во многом определяется принадлежностью расположенных на ней зданий, сооружений, разного рода линейных объектов, коммуникаций.
Критерии для разграничения земель, занятых водными объектами, проистекают из содержания Водного кодекса РФ. Согласно Лесному кодексу РФ лесной фонд признан общефедеральной собственностью. Признается право центрального правительства передавать части лесного фонда субъектам РФ. При этом оба названных Кодекса предполагают со¬вместное принятие решений центральными и региональными властями по вопросам правового режима земель независимо от фактического разграничения.
Стоит отметить, что часть земель в пределах территории РФ уже разграничены. До 2006 года практиковалось утверждение перечней участков, отнесенных к федеральной или субъектной собственности.
Источники земельного права
Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Кисточникам земельного праваотносятся:
- международно-правовые договоры, ратифицированные Российской Федерацией.
- Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
- международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т.д.;
- федеральные законы, основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ). В нем особое место отводится регулированию охраны земли, системе правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1-ФЗ «О недрах», Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части 1-4), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд; а также отдельные положения Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. №190-ФЗ, Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) от 29 декабря 2004 г. №188-ФЗ;
- указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
- законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, потому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;
- нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.
Государственная регистрация права собственности на землю
Следует уяснить: госрегистрации подлежат не земли как таковые, а земельные участки. Именно они в понимании ст. 131, 132 Гражданского кодекса РФ являются недвижимостью с правовой точки зрения. Госрегистрация целины невозможна, поскольку в отношении нее невозможно установить наличие индивидуально определенной вещи как объекта права.
В России существует два реестра, созданных в 2007 году:
- ГКН (госкадастр недвижимости) содержит преимущественно технические сведения, позволяющие определить расположение участка на местности и разрешенные способы его использования. Некоторые из данных госкадастра носят временный характер. Они могут касаться предварительных согласований и оснований для проведения госрегистрации в ЕГРП. Если по прошествии определенного срока (обычно – 2 года) госрегистрация не проведена, из ГКН эти данные исключаются автоматически.
- ЕГРП (реестр прав собственности) содержит преимущественно сведения юридического характера – о праве собственности, долгосрочной (более года) аренды, постоянного пользования. В госреестр также вносятся данные об ипотеке, обременениях, сервитутах. Правовые последствия сделок с землей наступают только после их госрегистрации (ст. 164 ГК РФ). Это положение касается и случаев, когда договор с землей удостоверен нотариусом.
Собственники участков, права на которые возникли до создания ЕГРП, не обязаны инициировать внесение в госреестр сведений о своем праве. Если последние юридически значимые действия с землей (переход права собственности, обременение, ипотека) происходили до 2007 года, сведений о таком участке в ЕГРП нет.
Однако это никак не влияет на объем прав владельца. Рано или поздно земля будет переоформлена в связи с отчуждением, наследованием, залогом или прочим. Процедура регистрации нового права будет двухэтапной:
- внесение сведений о первичном праве (проводится без уплаты госпошлины);
- фиксация его обременения, перехода или прекращения.
Процедура проведения госрегистрации права собственности на участок регулируется ст. 22.2 ЗК РФ. Основаниями для таких действий (неисчерпывающий перечень):
- решение об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане;
- решение о предварительном согласовании предоставления и решение о бесплатной передаче (применительно к публичным землям);
- решение об изъятии для публичных нужд;
- соглашение о разделе, объединении, перераспределении.
Госрегистрация проводится в заявительном порядке. Заинтересованное лицо уплачивает госпошлину за проведение регистрационных действий. К обращению прилагается правоустанавливающая документация и письменные согласия правообладателей. Госрегистрация перехода права на участок влечет перенесение сведений обо всех обретениях.
Прекращение ВП на участки
Основания выбытия имущества из собственности установлены главой 15 ГК РФ. Нормы распространяются и на иные ВП.
На схеме отражена классификация оснований, закрепленная гражданским законодательством РФ. Исчерпывающей назвать ее нельзя, так как ученые продолжают спорить о юридической природе тех или иных механизмов.
-
Добровольное отчуждение. В этом случае инициатором выбытия участка является правообладатель. Основанием становятся гражданские сделки, в том числе односторонние. Решение принимается самостоятельно, дееспособным лицом. При передаче прав стороны обязаны выполнять требования к форме соглашения и его содержанию.
Законодательство предусматривает возможность отказаться от землевладения. Бесхозный участок включают в муниципальный, региональный, либо федеральный фонд. Процедура носит заявительный характер.
- Основания, не зависящие от воли собственника. В некоторых случаях участки выбывают из владения по причинам, не имеющим связи с волеизъявлением или действиями правообладателя.
Примерами таких обстоятельств являются смерть хозяина земли, уничтожение объекта в результате природных катаклизмов (провалы, эрозия, затопление). Их отличиями являются исключительный характер и неотвратимость. Собственник не может повлиять на ситуацию.
- Принудительное изъятие. Нормы вызывают наибольшее количество вопросов у практикующих юристов. Забирать землю у законных владельцев разрешено с соблюдением законодательных предписаний. Причиной изъятия могут выступать нарушение хозяином правил пользования, государственные нужды или требования кредиторов.
Принудительное прекращение прав на земельный участок
Процедуры жестко регламентированы, но избежать злоупотреблений не удается. Длительные судебные процессы связаны с занижением компенсаций, предоставлением неравнозначной замены, необоснованностью санкций.
Права оперативного управления и хозяйственного ведения прекращаются по решению собственника. Иногда основанием служит расформирование ведомств или ликвидация организаций. Закрытого перечня нормативные акты не содержат.
Статья 300 ГК РФ сохраняет ВП на земли при смене учредителей предприятия. Норма не признает такое обстоятельство причиной возврата имущества. Объединение продолжает пользоваться и управлять землей до вынесения соответствующего решения собственника. Имущество же остается на балансе.
Моментом прекращения ВП на землю является внесение записи в государственный реестр. Процедура регламентируется законом 218-ФЗ от13.07.2015 года.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю
Вопрос выдачи правоподтверждающего документа этого вида регламентирован ст. 14 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Начиная с 23 июля 2013 г. заявитель вправе по своему выбору получить (одно из двух):
- свидетельство о госрегистрации прав, имеющее форму бумажного документа;
- выписку из ЕГРП, в форме традиционного бумажного или оцифрованного электронного документа.
Если правовым основанием внесения изменений в реестр стала гражданская сделка, факт проведения госрегистрации удостоверяется также:
- проставлением регистрационной пометки на бумажном документе;
- подписанием электронного документа усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью госрегистратора.
С появлением системы ЕГРП свидетельство о госрегистрации утратило свое первостепенное значение. Если бумажный документ утрачен, его всегда можно востановить, получив новое свидетельство или выписку. Достаточно обратится в территориальный орган Росреестра или МФЦ.
Государственный акт на право собственности на землю
Как и свидетельство о госрегистрации, рассмотренное в предыдущем пункте, государственный акт на право собственности на землю является правоудостоверяющим документом. Отличие в том, что акт – документ старого образца.
Согласно Федеральному закону № 137 «О введении в действие ЗК РФ» госакты, свидетельства и иные бумаги, подтверждающие права на земельные угодья, выданные гражданам и организациям до 1998 года, имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.
Закон содержит полный перечень таких документов. Среди них – государственный акт на право собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177. Следовательно, имеющийся на руках акт является самостотельным, достаточным и надлежащим правоподтверждающим документом. Он не подлежит обязательной замене.
В чем отличие от пользования и распоряжения?
Для начала давайте выясним, что значат эти термины.
Распоряжение земельным участком являет собой возможность собственнику распоряжаться своим владением с юридической точки зрения: сдавать в аренду, дарить, продавать, завещать, обменивать и пр.
Пользование земельным участком – это право получать что-либо с этой земли, т.е выращивать пшеницу, какие-либо фрукты, овощи, строить здания и пр.
Кроме того, хозяину дается возможность пользоваться природными ресурсами участка, например воспользоваться полезными ископаемыми, водными объектами.
Подведя итоги можно сказать, что отличие состоит в том, что распоряжаясь участком человек имеет право сдать его в аренду, подарить, продать и пр., а использование означает только право получения какой-либо выгоды с земельного участка, а также пользование его ресурсами.
Чтобы решить свою проблему обращайтесь в онлайн чат к нашему юристу. #Будьтедома и здоровья вам!
Задать вопрос