Порядок изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием
47 просмотровВ этой статье:
- 1 Статья: «Когда могут изъять земельный участок?»
- 2 Администрация Московского района г.Минска
- 3 Изъятие участка, который не используется по целевому назначению
- 4 Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд
- 5 Информация о процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования
- 6 Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием
- 7 Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд.
- 8 Порядок изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием
- 9 Порядок изъятия земельного участка у собственника
В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.
В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение. Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время такая деятельность не должна, как указано в статье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства.
Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны. В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России. Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.
Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.
В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.
В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.
Статья: «Когда могут изъять земельный участок?»
Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.
Рассмотрим 4 ситуации, когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей: (см. таблицу).
Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:
1) Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования. В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора проводит внеплановую проверку и выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений. Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка.
2) Принудительное изъятие у собственника земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания. В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.
3) В случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, орган государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
4) Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
5) В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.
6) Если публичные торги по продаже признаны несостоявшимися, земельный участок в течение 2 месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.
7) Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.
Таким образом, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом изложенного в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень обязанностей не только собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков.
Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
Изъятие проводится в четыре этапа:
- Орган, осуществляющий земельный контроль, проверяет наделы, которые находятся в собственности частных лиц, и земли, отданные гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения сельского хозяйства и т.п.
- При установлении в процессе проверки нарушений использования земли собственнику вручают предписание с указанием сроков об устранении выявленных недостатков в пользовании землей и уплате штрафа.
- После окончания установленного срока проверка проводится повторно. Если собственник не устранил нарушения или не выплатил штраф, местные органы самоуправления вправе составить иск об изъятии земли.
- Если суд выносит решение в пользу заявителя, земля изымается у собственника и продается на торгах. После продажи земли из полученной суммы вычитаются расходы на проведение аукциона, а оставшаяся часть передается собственнику.
Изъятие неиспользуемого участка происходит в несколько этапов, поэтому если собственник не желает потерять землю, он должен выполнить условия предписания и начать трудиться на своей земле.
- Недвижимость. Земля. Строительство
- Инфраструктура и объекты недвижимости
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.04.2012 № 369, определяется перечень таких признаков. Основными являются следующие:
- не проводятся работы по возделыванию земли и сборке урожая, если речь идет о сельскохозяйственном участке;
- более 30 % участка покрыты сорными травами;
- на территории большое количество заболоченных участков, лесных деревьев и кустов.
Устанавливается следующая последовательность действий при изъятии:
- Уполномоченный орган осуществляет контроль находящихся в ведении земельных наделов.
- По результатам проверок правообладатель получает квитанции на оплату штрафа и предписание об устранении нарушений.
- По истечении установленного в предписании срока проводится повторная проверка.
- Если собственник игнорирует требования властей, местный орган власти готовит иск в районный суд.
- В случае положительного решения участок изымается и реализуется на торгах.
- Вырученная сумма передается уже бывшему собственнику.
Администрация Московского района г.Минска
Порядок изъятия земли в принудительном порядке для муниципальных нужд или нужд государства предусматривает возможность для владельца изначально решить вопрос мирным путём. Если договориться не удаётся, то орган вынужден обратиться в суд.
Только суд вправе принять соответствующее решение. Никакой государственный или муниципальный орган не может самостоятельно решить вопрос о том, чтобы забрать землю у собственника. Исходя из практики правоприменения, такие обстоятельства, как правило, носят спорный характер, поэтому владелец должен иметь возможность защитить свои законные интересы.
Изымание должно производиться в строгом соответствии с установленной процедурой и в несколько этапов:
- Выявление владельца земли. Как правило, информация запрашивается в Росреестре, а если сведений нет, то запросы могут быть поданы в архивы иных органов и организаций.
- Если собственник объекта неизвестен, то на официальных сайтах Росреестра и в иных информационных системах размещается оповещение о розыске правообладателей.
- В ситуации, когда владелец так и не был найден, государственный или муниципальный орган признаёт право государства или муниципального образования на необходимый участок.
После этого проводится оценка, составляется предложение собственнику и направляется оповещение с проектом договора. При недостижении соглашения орган обращается в суд по месту нахождения участка или месту регистрации владельца.
Изъятие участка подлежит государственной регистрации, сведения подаются в Росреестр. Прочие стадии изъятия государственной регистрации не подлежат, но каждый этап документально оформляется, например, до направления предложения составляется решение об изъятии.
При отказе от заключения соглашения, дело рассматривается судом, который обязан учесть следующие моменты:
- основания изъятия;
- возможность размещения объектов на иной территории;
- иные факторы.
Собственник вправе приводить свои доводы, на основании которых заявителю может быть отказано в изъятии. Но бремя доказывания лежит на заявителе, то есть именно он должен доказать, что объект нельзя расположить в ином месте.
Собственник не будет лишён своих прав без наличия существенных обоснований. Об этом прямо говорит действующее законодательство. Но также предусматривается возможность изъятия земли через выкуп на основании соглашения или судебного решения. Это необходимо для достижения общественно полезных целей, например, строительства важных социальных объектов. Государство или муниципалитет должны обосновать, что участок им строго необходим и иные территории не подходят для достижения поставленной задачи.
- От прав на земельный участок, который не обрабатывается и не используется по назначению, можно добровольно отказаться. При этом платить ничего не нужно.
- Если ваш земельный участок попал под проверку и установлен факт нарушения, то уплаты штрафа не избежать.
- Если нарушения не будут вовремя устранены, а штраф вовремя оплачен, то возникает реальная опасность изъятия земельного участка у собственника или арендатора.
- +1
- Судебные иски и споры
- Индивидуальное Жилое Строительство
- Земли сельскохозяйственного назначения
Изъятие участка, который не используется по целевому назначению
Написать комментарий
Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:
- При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
- Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
- Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
- Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
- Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
- Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
- строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
- проведения работ в рамках недропользования;
- исполнение РФ международных обязательств;
- в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
- иные основания по законодательству РФ.
Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.
Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом:
- Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня. Собственнику отправляется уведомительное письмо о дате проверки целевого назначения земли. Также могут проводиться и внеплановые проверки.
- Поиск собственника.
- Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
- Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
- Разрабатывается соглашение. Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
- Земельный участок отчуждается и производится переход прав на него. Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок. В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах. Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.
Этот процесс регламентирован федеральными актами – земельным и гражданским и частично нормами уголовного права. Изъятие имущества у его хозяина представляет собой процесс прекращения правомочий на объект недвижимости.
Одна из таких ситуаций – это принудительное отчуждение надела, которое предполагает передачу прав государству. При этом личное право в этот момент оканчивается.
Они установлены гражданским законодательством России. Их составляют:
- Предъявление взыскания на недвижимость по причине существующих обязанностей, когда она является залоговым имуществом;
- Исключение угодий, которые незаконно были переданы в собственность лицу, например, в случае наследования их иностранным гражданином;
- Национализация земли, её реквизиция, конфискация;
- Выделение части общей площади с оплатой её стоимости, когда вырезание доли невозможно;
- Выкуп объекта, участвующего в государственных программах развития;
- Прекращение владения наделом, используемого в нарушение существующих правил;
- Исключение участка, на который оформлено право владения под зданием.
Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд
Одна из разновидностей принудительного порядка аннулирования правомочий на земельное имущество. Она производится в чрезвычайных ситуациях и преследует защиту жизни и здоровья граждан, социума и страны.
Реквизиция производится на платной основе. Владельцу выплачивается компенсация за отнятый объект, что удостоверяется соответствующей документацией (ст.51 ЗК РФ).
Статья 51. Реквизиция земельного участка 1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции 2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса. 3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. 4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке. 5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав. 6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.
Эта разновидность изъятия предусмотрена ст.50 ЗК РФ и нормами УК.
Статья 50. Конфискация земельного участка Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).
В такой ситуации, изъятие выступает в роли наказания за совершенные проступки, признанные судом. Конфискация носит безвозмездный характер. Порядок её проведения заключается:
- Выносится приговор;
- Принимается судебное решение о конфискационных действиях.
Для уведомления всех участвующих сторон о начавшемся процессе, готовится постановление, содержащее сведения об отчуждаемом объекте. В нем должна присутствовать информация:
- Причины конфискации;
- Владелец изымаемой земли;
- Параметры участка и его технические характеристики.
В течении недели с момента его подписания копия документа направляется собственнику с целью извещения его о прекращении прав.
Чтобы возникло основание для изъятия, должны одновременно действовать следующие условия:
- земля приобретена под индивидуальное жилищное строительство или сельское хозяйство;
- участок не используется больше 3-х лет за исключением периодов стихийных бедствий и других уважительных обстоятельств.
Информация о процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования
Устанавливается следующая последовательность действий при изъятии:
- Уполномоченный орган осуществляет контроль находящихся в ведении земельных наделов.
- По результатам проверок правообладатель получает квитанции на оплату штрафа и предписание об устранении нарушений.
- По истечении установленного в предписании срока проводится повторная проверка.
- Если собственник игнорирует требования властей, местный орган власти готовит иск в районный суд.
- В случае положительного решения участок изымается и реализуется на торгах.
- Вырученная сумма передается уже бывшему собственнику.
Если точная кадастровая стоимость участка неизвестна, гражданин оплачивает штраф в размере 10-20 тысяч рублей. Если она известна, физические лица оплачивают 0,5-1 % от нее. Для юридических лиц устанавливается штраф 1,5-2 % от кадастровой стоимости, но не меньше 100 тысяч рублей.
В результате, у собственника могут изъять участок, если он его не использует или использует не по назначению. Чтобы предотвратить изъятие, необходимо оплачивать штрафы и исправлять ситуацию. Важно не довести дело до суда.
Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2021 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:
- если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
- при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
- при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
- в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
- при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
- в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).
Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:
- автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
- системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
- относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
- оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
- относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.
Ст. 284 ГК России устанавливает, что допускается изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием 3 или более лет в том случае, если целевое предназначение земли – это:
- сельское хозяйство;
- индивидуальное жилищное строительство.
Важно! Критерии неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения перечислены в Постановлении Правительства № 369 от 23. 04. 2012 года “О признаках…”.
Течение указанного 3-летнего срока прерывается, если использование участка в соответствии с его назначением было невозможно в связи со:
- стихийными бедствиями;
- чрезвычайными ситуациями;
- иными подобными случаями.
При этом срок освоения участка в указанный 3-летний период:
- включается, если участок предназначен для целей ведения сельского хозяйства (ч. 4 стат. 6 ФЗ № 101 от 24. 07. 2002 года “Об обороте…”);
- не включается в иных случаях, в том числе, и при ИЖС.
В стат. 285 ГК РФ сказано, что может производиться изъятие земельного участка у собственника ввиду его ненадлежащего использования или нарушения требований нормативно-правовых актов.
В частности, изъятие может быть произведено по следующим основаниям:
- допущение значительного уменьшения плодородности почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с критериями, представленными в Постановлении Правительства № 612 от 22. 07. 2011 года “Об утверждении…”;
- использование земли не в соответствии с ее категорией, определенной по ч. 1 ст. 7 ЗК РФ;
- возведение на участке самовольной постройки и неосуществление ее сноса или приведения в состояние, соответствующее установленным требованиям;
- несохранение межевых, геодезических и других спецзнаков, установленных на участке;
- несоблюдение требований градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих нормативов и регламентов (аб. 7 стат. 42 ЗК России).
В соответствии со стат. 280 ГК РФ, собственники участков земли и лица, владеющие ими на основании других вещных прав, обладают полномочием по владению, пользованию и распоряжению землей до даты регистрации перехода имущественных прав в Росреестре в связи с изъятием.
А это значит, что правообладатель может даже продавать, обменивать, дарить или иным образом отчуждать землю до тех пор, пока она фактически не перейдет в муниципальную, региональную или федеральную собственность.
Важно! Гражданин несет риск несения всех финансовых убытков, если со дня уведомления о принятии решения об изъятии он решит произвести неотделимые улучшения, реконструировать здания, находящиеся на участке, или иным образом “вложиться”. То есть все эти траты ему не скомпенсируют.
Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием
Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2021 в порядке изъятия предусмотрены:
- сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
- далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
- затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
- потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
- наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.
На основании ч. 1 стат. 281 ГК РФ, правообладатель земли может претендовать на компенсацию, выплачиваемую за изымаемую землю.
В компенсационную выплату включаются (ч. 2 стат. 56.8. ЗК России):
- действительная рыночная цена самого участка земли, определяемая в соответствии с 135-ФЗ от 29. 07. 1998 “Об оценочной…”;
- денежные убытки, которые были нанесены изъятием;
- упущенная выгода.
Если на участке находятся здания или сооружения, принадлежащие правообладателю, то в размер компенсации включается и их рыночная цена (аб. 2 ч. 2 ст. 56.8. ЗК России).
Итак, органы местной, региональной и федеральной власти могут забирать участки земли себе. Порядок изъятия регулируется ГК РФ и ЗК РФ. Несогласие собственника на изъятие дает право органу, инициировавшему процесс, на обращение в суд с соответствующим иском о принудительном изъятии.
Прочтите также: Как получить налоговый вычет за покупку земельного участка
- Посадка чеснока осенью под зиму: популярные сорта, способы и сроки посадки зимнего чеснока
- После чего можно сажать чеснок под зиму, а после чего – нельзя: лучшие предшественники для посадки озимого чеснока осенью
- Какие льготы и выплаты положены ветеранам труда в 2021 году: полный перечень льгот и привилегий
- Как получить звание ветеран труда без наград за грамоты в 2021 году: весь перечень ведомственных грамот, позволяющих получить ветеранское звание
- Пересадка малины на новое место осенью 2021 года: лучшие сроки осенней посадки по Лунному календарю
- Лариса к записи Календарь самых важных работ в саду и огороде на август: подробнейший регламент работ для садоводов и огородников
- Алевтина к записи Полный перечень льгот, выплат и гарантий предпенсионерам в 2021 году, какие положены людям предпенсионного возраста в России
- Татьяна к записи Повышение пенсии военным пенсионерам в 2021 году: когда и на сколько повысят, самые свежие новости
- Наталья к записи Полный перечень льгот, выплат и гарантий предпенсионерам в 2021 году, какие положены людям предпенсионного возраста в России
- Екатерина к записи Повышение пенсии военным пенсионерам в 2021 году: когда и на сколько повысят, самые свежие новости
Изъятие части частного земельного участка для муниципальных нужд.
С 1 июля 2019 года вступил в силу новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке проводить изъятие земельных участков у недобросовестных собственников, не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.
- Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
- Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.
Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:
- Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
- Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).
Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.
Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.
- Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
- Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
- По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
- Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.
Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.
Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.
- Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.
Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.
Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии:
- Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
- И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.
При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков:
- Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
- Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.
«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории«.
Отобрать имущество у владельца в 2021 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.
Когда происходит изъятие для муниципальных нужд, то законность устанавливается, если в наличии есть документ, разработанный властями или вынесенное судом решение. Другая документация, к примеру, акты разных ведомств, служб не рассматриваются как достаточная основана для отобрания земельного надела. Если изъятие связывается с наличием необходимости у образований публичного назначения, то это говорит о том, что обязательным условием становится наличие компенсации. Указанному процессу присуща определенная последовательность действий. В частности, изначально властному органу потребуется принять решение относительно изъятия земельного надела. Главное требование – чтобы такой акт в полной мере отвечал установленным в законодательстве требованиям.
Кроме того, принятый акт в обязательном порядке передается гражданам. Происходит это при помощи использования уведомлений в письменном выражении. В этом акте отражается период, а также порядок и цели изъятия. Также должен быть указан примерный размер компенсационной суммы. Если собственник надела понимает, что при вынесении акт были нарушены требования законодательства, то он может обратиться в судебный орган, для чего пишется иск. Когда на протяжении времени, отраженного в уведомлении гражданин не выполняет требований властных органов, происходит принудительное изъятие надела.
ВНИМАНИЕ !!! Важным моментом выступает то, что при наличии на участке каких-либо объектов строительства, они также подлежат учету при расчете компенсационной суммы. Величина возмещения должна быть обсуждена сторонами. Также может применяться судебный порядок решения конфликта. Если основанием изъятия становится комплексное освоение территории, то применять нужно аналогичный порядок. Собственнику также полагается компенсация.
Изъятие надела, ввиду его ненадлежащего использования возможно, этот процесс влечет за собой образование других последствий правового значения. Относительно каждого участка установлены определенные характеристики, которые существенным образом влияют на целевое использование.
ВАЖНО !!! В частности, нужно говорить о том, что на каждого владельца ложиться обязанность по соблюдению разновидности допустимого использования и категории наделов. Для примера, на с/х землях закон не разрешает строить здания промышленного назначения или многоквартирные дома. В качестве исключения могут рассматриваться ситуации, описанные законодателем.
Иногда при проведении проверочных мероприятий выявляются нарушения. Реализуют эти проверки уполномоченные службы. Кроме того, основанием проведения становится обращение лица, заинтересованного в разрешении вопроса. Каждое нарушение потребуется зафиксировать в результатах обследования административного типа. Данный процесс подробно описан в Постановлении, разработанном Правительством под №251. Указанные действия вправе реализовать должностные лица Государственного земельного надзора. Если в ходе проверки установлены нарушения, то это приведет к применению мер административного воздействия.
Выражаются они в форме штрафных санкций. Применять такие меры будут в одно время с процессом изъятия земельного надела. Подобная мера применяется, если владелец земли, которая предназначения для с/х деятельности или постройки недвижимости, не применяет ее по этому назначению. В законе установлен предельный срок – три года. Изъятие может происходить в связи с неиспользованием в СНТ и в более поздние сроки. В каждой конкретной ситуации нужно руководствоваться положениями закона. К примеру, если надел предназначен для ИЖС, то указанный период составляет 10 лет.
- Сделки с земельными участками
- Как выиграть аукцион на земельный участок?
- Процедура оформления земель лесного фонда в собственность
- Как рассчитать стоимость аренды земельного участка?
- Как происходит отчуждение земельного участка?
- Как выгодно застраховать дачу?
- Как оформить землю под домом в собственность?
- Приватизация земли под гаражом
- Предоставление в аренду земельного участка муниципальной собственности
- Как получить землю бесплатно от государства?
- Как можно разделить земельный участок по закону?
Порядок изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием
- Семейное право
- Наследственное право
- Земельное право
- Трудовое право
- Автомобильное право
- Уголовное право
- Недвижимость
- Финансы
- Налоги
- Льготы
- Ипотека
В соответствии со статьями 284 и 285 ГК РФ, изъятие участка земли без воли его собственника может быть осуществлено вследствие его недопустимого использования, под которым понимается отсутствие использования участка в рамках его целевого назначения в течение определенного законом времени, грубое нарушение установленных на законодательном уровне норм использования земельных ресурсов.
Положения статей 284 – 286 ГК РФ направлены на регулирование процесса изъятия участков. Также данный процесс регулируется ЗК РФ и ФЗ от 24.07.2002 ;Об обороте земель сельскохозяйственного назначения ;.
К основаниям для данного изъятия относятся:
- неиспользование участка, который предназначен для производства сельскохозяйственной продукции или строительства, на протяжении трех и более лет;
- использование земельного участка таким образом, что нарушаются установленные на законодательном уровне правила рационального пользования землей (например, нарушение целевого назначения земли или использование вне рамок определенной категории земли, такое использование, которое влечет снижение уровня плодородности земли, предназначенной для удовлетворения нужд сельского хозяйства, или наносит существенный вред экологии окружающей среды).
На собственника налагается штраф, выносится предупреждение о том, что он допустил правонарушения. Если же после этого собственник продолжит использовать участок ненадлежащим образом, допустимо изъять участок без его воли на это.
Данная статья закрепляет особенности и ряд основных этапов осуществления изъятия:
- предупреждение лица, в чьей собственности находится участок, о том, что он допустил ряд нарушений при осуществлении своих прав;
- вынесение госорганом или органом местного самоуправления, который обладает соответствующей компетенцией, решения, в соответствии с которым участок должен быть изъят;
- проведение публичных торгов для осуществления продажи участка.
В соответствии с положениями действующего законодательства принудительном порядке прекратить право пожизненного наследуемого владения возможно исключительно после наложения административного штрафа.
В статьях ГК РФ указаны особенности изъятия участков земли в случае их использования недопустимым образом, однако отсутствуют положения о том, возмездным должно быть такое изъятие или нет.
Однако необходимо отметить, что согласно указанной статье участок изымается посредством проведения аукциона, следовательно, сумма денежных средств поступит непосредственно в фонд продавца, который и является собственником изымаемого участка.
Перейти Как узнать свой ИНН через интернет по паспорту
На практике применяется и иной путь, в соответствии с которым денежные средства, полученные после продажи участка, поступают в казну РФ, ее субъектов или же муниципальных образований. Однако указанный путь предполагает наличие соответствующего указания непосредственно в федеральном законодательстве.
В указанной ситуации санкцией выступает не само изъятие у собственника денежной суммы, соответствующей участку, а именно изъятие у него возможности пользоваться своим участком. Делается это для того чтобы участком смогло пользоваться иное заинтересованное лицо, которое будет добросовестно осуществлять свои права и соблюдать целевое назначение полученного участка.
Однако законодательство Российской Федерации содержит и положения, в соответствии с которым собственнику должна быть возвращена стоимость имущества, которое у него изымается вследствие недопустимого пользования им.
В частности, статья 293 ГК РФ закрепляет прекращение права собственности на помещение, которое является жилым и содержится бесхозяйственно, посредством продажи на аукционе и выплатой собственнику полученной суммы денежных средств (кроме тех средств, которые необходимы для исполнения решения суда).
Следующая статья ГК РФ содержит положение о том, что собственник приобретает всю сумму денежных средств, полученных с продажи на публичных торгах объектов, которые содержатся бесхозяйственно и имеют определенную культурную ценность, за исключением средств, которые были потрачены на организацию данных торгов.
Изъятие земельного участка в рамках законодательства происходит в несколько этапов. Каждый из них обязателен к исполнению. При любом нарушении собственник вправе обратиться в суд для восстановления нарушенных прав. Описать порядок поэтапно можно следующим образом.
- Инициализация процесса изъятия. Запустить его могут власти любого уровня: федеральные, региональные, местные, а также лица, которые имеют на то право по закону.
- Принятие решения о конфискации. На основании инициативы уполномоченные органы принимают решение об изъятии земли. В постановлении указывается причина конфискации, собственник, у которого участок изымается, а также реквизиты этого надела: площадь, кадастровый номер и иные, дающие возможность инициировать конкретную территорию.
- Письменное уведомление собственника о том, что участок будет экспроприирован по основаниям. Параллельно с этим исполнительными органами в СМИ публикуется информация с данными по изымаемому имуществу.
- Если конфискация происходит не в результате судебного решения, по которому произойдет возмещение средств пострадавшему лицу, то хозяин земли вправе затребовать компенсацию. Расчет ее происходит по рыночной оценке, действующей на конкретной территории. Вместо денежной компенсации правообладателю, утратившему имущество, может быть предложена замена, равная по площади или цене.
- Только, достигнув всех договоренностей, составляется документ, где указываются все особенности проведения процедуры с указанием сроков. Здесь же прописывается условие замены утраченного имущества.
У владельца имущества после уведомления имеется 3 месяца на принятие решения. За это время он может согласиться с условиями изъятия, размером компенсации или заменой на аналогичный участок.
В противном случае — обратиться в судебные органы с иском о нарушенных правах.
Как показывает практика, государственные органы власти имеют все законные основания для конфискации земельного участка и суд принимает решение в пользу государства.
Земельныйучасток может быть изъят принудительно порешению суда:
-
с возмещением – для государственных или муниципальных нужд, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии (ст. 282 ГК РФ);
-
безвозмездно – в виде санкции за совершение преступления (конфискация) (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 ЗК РФ).
Иск опринудительном изъятии земельногоучастка для государственных илимуниципальных нужд может быть предъявленв суд в течение срокадействия решения об изъятии земельногоучастка для государственных илимуниципальных нужд. При этом указанныйиск не может быть подан ранеечем до истечения 90 дней содня получения правообладателем такогоземельного участка проекта соглашенияоб изъятии.
Порядок изъятия земельного участка у собственника
- сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Вслучаях стихийных бедствий, аварий,эпидемий, эпизоотий и при иныхобстоятельствах, носящих чрезвычайныйхарактер, земельный участок можетбыть временноизъят уего собственника уполномоченнымиисполнительными органами государственнойвласти в целях защиты жизненно важныхинтересов граждан,общества и государства от возникающихв связи с этими чрезвычайнымиобстоятельствами угроз с возмещениемсобственнику земельного участкапричиненных убытков (реквизиция) ивыдачей ему документа о реквизиции (ст.51 ЗКРФ).
В случае невозможностивозврата реквизированного земельногоучастка его собственнику
-
- возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, или
- по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
Оценка,в соответствии с которой собственникуземельного участка компенсируютсястоимость реквизированного земельногоучастка, убытки, причиненные в связи сего реквизицией или временным ограничениемего прав, может быть оспорена собственникомземельного участка в судебном порядке(ст. 242 ГКРФ).
Собственникземельного участка, у которого реквизированземельный участок, вправе при прекращениидействия обстоятельств, в связи скоторыми осуществлена реквизиция,требовать возврата ему реквизированногоземельного участка в судебном порядке.
Ст.286 ГКРФ определяет, что порядок изъятияземельного участка ввиду его ненадлежащегоиспользования установлен земельнымзаконодательством, причем:
-
Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
-
Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.
Порядокизъятия земельного участка, предоставленногона праве пожизненного наследуемоговладения, праве постоянного (бессрочного)пользования, ввиду ненадлежащегоиспользования земельного участка,установлен ст.54 ЗКРФ.
Ненадлежащееиспользование земельного участка (ст.45 ЗКРФ):
-
- использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
- порча земель;
- невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
- невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение 3 лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Принудительноепрекращение права пожизненногонаследуемого владения земельнымучастком, права постоянного (бессрочного)пользования земельным участком пооснованиям, указанным выше, осуществляетсяна основании:
-
вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания);
-
решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка), предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений),.
Обадминистративной ответственности заиспользование земельных участков непо целевому назначению, невыполнениеобязанностей по приведению земель всостояние, пригодное для использованияпо целевому назначению, см.КодексРоссийскойФедерации об административныхправонарушениях от 30 декабря 2001 г. N195-ФЗ
Исполнительныйорган государственной власти или органместного самоуправления,предусмотренные статьей29 настоящегоКодекса, после получения данных материаловнаправляет в суд требование об изъятииземельного участка или принимает решениеоб изъятии земельного участкасамостоятельно.
В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику
-
- возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со ст. 66 ЗК РФ, или
- по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным выше, осуществляется на основании:
-
- вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания);
- решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, об изъятии земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка), предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений),.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.04.2012 № 369, определяется перечень таких признаков. Основными являются следующие:
- не проводятся работы по возделыванию земли и сборке урожая, если речь идет о сельскохозяйственном участке;
- более 30 % участка покрыты сорными травами;
- на территории большое количество заболоченных участков, лесных деревьев и кустов.