Самовольно занятую землю можно будет частично оформить в собственность
130 просмотровВ этой статье:
- 1 Бесплатная юридическая консультация онлайн
- 2 Незаконный захват земли куда обращаться
- 3 Как оформить самозахват земли — законодательная база
- 4 Самозахват земель лесного фонда.
- 5 Самозахват земель лесного фонда
- 6 Земельныйэксперт
- 7 Самозахват земель лесного фонда
- 8 дежурному юристу,
- 9 migrantcard.ru
- 10 Как узаконить самозахват земли с постройками
- 11 sovetnik36.ru
- 12 Самозахват земель лесного фонда
- 13 Самовольное занятие земельного участка
- 14 Решение № 2-1531/2015 от 23 июля 2020 г.
- 15 Лесная амнистия: самозахват простят не всем
- 16 Самовольный захват лесных земель
- 17 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА
- 18 Самовольный захват лесных участков
- 19 Что делать при нарушении границ земельного участка
- 20 Захваты и застройка лесных земель
Самовольный захват чужого надела грубо нарушает права собственников земельных участков и препятствует свободному их использованию или распоряжению ими. Законом установлена ответственность за подобные нарушения. Что понимается под самозахватом земли?
Какая ответственность наступает в этих случаях? А также о том, каким образом защитить свои права в случае нарушения принадлежащего вам права собственности на земельный участок, смотрите ниже.
Бесплатная юридическая консультация онлайн
Привлечение адвокатов к правовым спорам обусловлено необходимостью полноценной защиты личных интересов граждан. Как показывает практика, граждане избегают юридической помощи с целью финансовой экономии, но на практике это связано с большими затратами. Даже граждане, имеющие образование юриста, не всегда успевают за актуальными изменениями законодательства, поэтому целесообразно будет воспользоваться консультацией квалифицированного специалиста.
Удобство заключается в том, что проводиться консультация юриста бесплатно и онлайн.
Где и как получить бесплатную юридическую консультацию?
предоставляется на всей территории Российской Федерации. Воспользоваться поддержкой могут граждане, резиденты государства, а также нерезиденты страны, которые временно проживают в РФ.
Более того, консультировать заинтересованных лиц юристы могут и за пределами России, но только в рамках отечественного законодательства. Предоставляется юридическая консультация бесплатно онлайн круглосуточно, независимо от выходных и праздничных дней.
Оперативность ответа специалистов на сайте составляет до 15 минут. Регистрироваться на интернет-портале не нужно и можно направить личное обращение анонимно.
Незаконный захват земли куда обращаться
Изучите законодательные основы о захвате чужих земельных наделов, уделив внимание ЗК РФ.
Внимание! Юрист онлайн дает ответы на вопросы и продолжает поддерживать клиента при наличии дальнейших трудностей. Консультации юристов можно получить следующими способами: воспользоваться службой онлайн-чата; составить форму обращения в службе обратной связи; выполнить звонок на горячую линию. В случае самовольного захвата участка, использования земли и владения территорией без права на такую деятельность и без документов на участок в статье 7 указано следующее:
- Если кадастровая стоимость земельного надела не зафиксирована документально, то физические лица заплатят штраф от 5.000 до 10.000 рублей, должностные лица – от 20.000 до 50.000 рублей, юридические лица – от 100.000 до 200.000 рублей.
- Юридические лица получают штраф не менее 100.000 рублей или 2 – 3% от кадастровой стоимости участка;
- На должностное лицо штраф налагается в размере 1,5 – 2 % от кадастровой стоимости участка, при этом сумма штрафа не может быть определена менее 20.000 рублей;
- Налагается штраф на нарушителя, который является физическим лицом, в размере 1 – 1,5 %, если кадастровая стоимость участка определена документально, минимальный размер штрафа составляет 5.000 рублей;
Имейте в виду, что физические лица, которые осуществляют коммерческую деятельность на незаконно захваченном участке, несут ответственность административного характера в качестве юридических лиц. Если земельный участок не имеет прямого владельца, то собственником считается государство, соответственно,
Как оформить самозахват земли — законодательная база
Внимание
Когда решение уже принято и все документы поданы до завершения процедуры остается всего 21 день. Для узаконивания права на обработку земли необходимо найти ее законного владельца.
Попытаться договориться с ним мирно и обязательно оплатить все штрафы. Самовольное использование земель без оформления соответствующих документов является нарушением закона. Любое пресечение черты закона карается. Следует оплатить штраф и заняться исправлением ситуации до появления представителей власти с требованием освободить надел. Сбор необходимых документов и рассмотрение вопроса о передаче участка в собственность может занять несколько месяцев.
Не рекомендуется ничего строить на самовольно захваченных участках. Все расходы по восстановлению первоначального вида участка полностью ложатся на захватчика при признании захвата незаконным.
Самозахват земель лесного фонда.
Добрый день!
Учтите, что нарушитель получает штраф в соответствии с площадью, которую незаконно занял, из состава участка, кадастровая стоимость которого использована для формирования суммы штрафа.
В Лесном кодексе в статье 25 указаны виды использования лесов, на них и стоит ориентироваться, ссылаясь на возможное разрешенное использование лесных участков Цитата:ЛК РФ Статья 25. Виды использования лесов 1. Использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; 12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
2. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 3.
Самозахват земель лесного фонда
КоАП РФ, если участок стоит на учете и стоимость по кадастру определена, штраф будет налагаться в следующих размерах:
- на организации — 2–3%, но не менее 100000 рублей.
- на должностных лиц — 1,5–2%, но в любом случае более 20000 рублей;
- на граждан — 1–1,5% стоимости, но при этом не меньше чем 5000 рублей;
Если же учет участка нет на кадастровом учете и, соответственно, стоимость не определялась, размер штрафа будет другим:
- для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
- для обычных граждан — от 5000 до 10 000 рублей;
- для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.
Нужно отметить, что ИП в случае этого правонарушения рассматриваются как организации, соответственно, и размер штрафа к ним применяется такой же. Гурзуфского поселкового совета к частному предприятию «Эдельвейс-2000» об освобождении самовольно занятого земельного участка решение Хозяйственного суда Республики Крым от 1 августа 2013 года об отказе в удовлетворении исковых требований было отменено.
Судебная коллегия при отмене решения руководствовалась следующим. Требования прокурора были обоснованы тем, что прокурорской проверкой с привлечением специалистов Государственной инспекции сельского хозяйства в Республике Крым установлено, что основная территория ЧП «Эдельвейс-2000» используется на основании договора аренды земельного участка, зарегистрированного в книге записей договоров аренды земельных участков N 040502100018 от 14.05.2005 для строительства и обслуживания рекреационного комплекса с пляжными сооружениями по адресу: г.
Рекомендуем прочесть: Октябрьский районный суд г мурманска свиридова жанна анатольевна телефон секретаря
Земельныйэксперт
Если земля является собственностью государства или муниципалитета, требования выдвигаются со стороны уполномоченных органов и служб, контролирующих землепользование. В суде заявитель выдвигает требование о возврате земли, а также другие требования согласно , позволяющие восстановить его нарушенные права при незаконном использовании участка (вернуть границы участка, снести постройки).
Полностью возмещаются убытки, включая упущенную выгоду. Срок исковой давности в таких случаях составляет три года.
Судебный иск будет удовлетворен при следующих условиях: Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России. Звонки принимаются круглосуточно.
- отсутствуют документы, подтверждающие права нарушителя;
- установлен факт нелегального использования земли или нарушения границ при использовании участка.
В случае самозахвата земли, по отношению к нарушителям применяется административная ответственность. Мерой наказания является наложение штрафа, размер которого зависит от нескольких факторов: нахождение участка на кадастровом учете и установление его стоимости. Если участок поставлен на учет и имеет определенную кадастровую стоимость, то величина штрафа определяется следующим образом:
- на должностных лиц налагается штраф за самозахват земли от 1,5 до 2% (от 20 тысяч рублей);
- для физических лиц взыскание составит от 1 до 1,5% от стоимости участка, причем минимальный штраф равен 5 тысячам рублей;
Самозахват земель лесного фонда
Красногорский городской суд вынес приговор жителю Подмосковья за незаконное оформление участка лесного фонда РФ в свою собственность.
Как стало известно из материалов уголовного дела, нарушитель путем обмана приобрел право собственности на земельный участок площадью 0,09 га. Следствие выяснило, что этот земельный участок относятся к лесному фонду РФ, то есть находится в федеральной собственности, и незаконным приобретением этого участка подсудимый причинил государству ущерб в особо крупном размере.
Истринским филиалом ГКУ МО «Мособллес» получено решение Красногорского городского суда, вступившее в законную силу, о признании нарушителя виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.На суде обвиняемый своей вины полностью не признал, объясняя, что земельный участок, расположенный в СНТ «Южная Кольчиха», в 1980-е годы получила его бабушка как работница «Биомеда» и осваивала наравне с другими работниками предприятия. Эта территория находится на землях лесного фонда РФ и является государственной собственностью.
Тем не менее, сейчас члены садового товарищества обладают правом пользования участками лесного фонда, но не собственностью. Они могут перепродавать только право собственности участка. Об этом заявляли в суде многие свидетели — члены СНТ «Южная Кольчиха».Прокуратура считает, что житель Подмосковья обманным путем приобрел право собственности на этот лесной участок, который является собственностью государства.
Инспекторы Истринского филиала ГКУ «Мособллес»
дежурному юристу,
Статья 7.9 КоАП предусматривает ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства) , распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков. Ну и паровозиком вдогонку. . .
Рекомендуем прочесть: Могули я взять отпуск по ветеранскому удостоверению
1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.
Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счеткроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности
migrantcard.ru
Бывают варианты дружбы с соседями.
- Есть и третий вариант.Люди просто огораживают бесхозный участок. Разрабатывают его и возводят постройки.
- Одни отдают часть своего участка по доброте душевной или в обмен на что-то. По прошествии нескольких лет и смене хозяев на данных участках возникают споры ввиду несоответствия документам.
Первые два случая попадают под определение прирезки земли к своему участку.
Самовольный захват земель лесного фонда Важно Во-вторых, это застройка лесов, переданных в аренду для тех видов деятельности, которые, согласно новому Лесному кодексу, допускают строительство в лесах постоянных или временных сооружений.
В-третьих, это просто захваты земельных участков и самовольная застройка лесов в надежде тем или иным способом легализовать эту застройку в дальнейшем. Содержание:
- Самовольный захват земель лесного фонда
- Как оформить самозахват земли — законодательная база
- Самозахват земель лесного фонда
- Лесная амнистия: самозахват простят не всем
- Захваты и застройка лесных земель
- Вопрос #16598самозахват участка лесного фонда
- Самозахват земель лесного фонда давность лет
- Закон о самозахвате земли 2020
Захваты и застройка лесных земель В некоторых случаях незаконных владельцев попросту выгоняются с захваченной территории, обязав уплатить штрафы.
Другим везет несколько больше.
Самопроизвольное расширение границ своей территории бывает разным.
- В одних случаях активные владельцы земельных участков на протяжении нескольких лет разрабатывают прилегающую бесхозную территорию.Они могут расширяться совсем ненамного.
Как узаконить самозахват земли с постройками
https://www.youtube.com/watch{q}v=gKnkqrAWMMQ
Процедура легализации владения землей состоит из следующих этапов:
- Установление правообладателя. Для получения данных отправляется запрос в ФУГРЦ. Если владельцем земли является государство или СНТ, требуется составить заявку о предоставлении надела в личное пользование. Госорган проводит аукцион, если на участок претендует юридическое лицо. Частное лицо имеет право арендовать либо выкупить землю.
- Проведение разграничения участка и оформление кадастрового паспорта. Без межевания оформить территорию в собственность нельзя. Паспорт выдается в течение 20 дней после составления заявки.
- Регистрация права владения в Росреестре. По итогам процедуры собственник получает выписку из ЕГРН.
sovetnik36.ru
Арендаторы или другие пользователи иногда пытаются ограничивать доступ гражданв арендованные леса путем возведения различных глухих заборов, ограждений или выставления охраны (иногда это может быть связано с планируемой застройкой, иногда — просто с желанием использовать лес исключительно для своих нужд).
Однако, это абсолютно незаконно.
В Лесном кодексе сказано, что доступ граждан в леса может быть ограничен только в целях пожарной, санитарной безопасностии безопасности граждан при выполнении работ. Также может быть закрыт доступ в лес, если он расположен на тех землях, доступ на которые ограничен федеральными законами (например, леса на землях обороны или особо охраняемых природных территориях). Во всех остальных случаях ограничение доступа граждан в леса прямо запрещено Лесным кодексом.
Инфо Таким образом, возведение на землях лесного фонда, предоставленных в аренду, коттеджей и иного индивидуального жилья, дач, гаражей и тому подобных объектов является незаконным. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев передача лесов в аренду допускает возведение лишь временных построек. Есть отдельные специфические случаи, когда Лесной кодекс допускает возведение постоянных построек или когда его требования в этом отношении не ясны, но в целом возведение капитального строения на участке лесного фонда, переданного в аренду, практически всегда незаконно.
Самовольная застройка лесов. Застройка лесов без каких бы то ни было разрешительных документов — явление не очень частое,хотя и встречающееся в реальной жизни.
Самозахват земель лесного фонда
/ / 19.04.2018 412 Views Отягчающим обстоятельством является совершение преступления лицом уже ранее осужденным за подобные нарушения.
Штрафы На данный момент рассматривается законопроект с повышением штрафов за самозахват земли в 20 раз. Пока граждане обязаны выплачивать штрафы в следующих размерах:
- до 500 рублей за уничтожение межевых знаков;
- до 1 тыс. рублей за захват земель поселений и сельскохозяйственного назначения;
- до 20 тыс. рублей за захват земли из лесных или водных фондов;
- до 5 тыс. рублей за захват соседского участка;
- до 1,5 тыс. рублей за нецелевое использование.
Для юридических лиц предусмотрены взыскания:
- до 20 тыс.
рублей за захват земель; - до 10 тыс.
- до 50 тыс. рублей за нецелевое использование;
В последнем случае можно и нужно добиваться не столько сноса строения, сколько того, чтобы виновные в незаконной застройке леса чиновники были выявлены и понесли заслуженное наказание.
Необходимо помнить, что незаконная застройка лесов не только является нарушением сама по себе, но и ведет к другим нарушениям. Прежде всего, к ним относятся ограничение права граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах (статья 11 Лесного кодекса РФ), и, если речь идет о застройке берегов, права на доступ к водоемам и общее пользование береговыми полосами (статья 6 Водного кодекса РФ).
Эти ограничения являются самостоятельными нарушениями и должны рассматриваться отдельно.
Самовольное занятие земельного участка
Поэтому строительство домов, дач или просто занятие свободной территории под хранение строительных материалов или иных объектов расценивается как посягательство на собственность государства. К самозахвату земли относится и необоснованный перенос границ своего участка за его пределы. К примеру, строительство на прилегающей к дому территории подсобных помещений, пристроек к дому или использование ее для размещения садовых насаждений.
Важно знать, что такая самовольная постройка узаконению не подлежит.
Ведь она расположена на не принадлежащей вам земле.
Из этого следует, что никаких сделок с этими самовольными строениями производить не сможете. Затратив большие суммы и время на постройку, не сможете ее продать, подарить или оставить по наследству. Более того, все использованные средства на строительство могут оказаться безвозвратными.
Данные действия влекут за собой привлечение самовольного застройщика к административной ответственности по нормам Кодекса об административных правоотношениях РФ (далее – КоАП).
За одно и то же правонарушение КоАП устанавливает различную ответственность в зависимости от того, кем оно было совершено: гражданином, должностным или юридическим лицом. Для юридических и должностных лиц предусмотрена более строгая ответственность. Дела такой категории рассматривают органы, на которых возложен контроль за правильным использованием земель. Если речь идет о землях лесного фонда, то привлечение к ответственности виновных, посягнувших на такие земли, входит в компетенцию органов, обеспечивающих охрану и защиту лесного фонда.
Решение № 2-1531/2015 от 23 июля 2020 г.
по делу № 2-1531/2015
, Волжское лесничество, Новокуйбышевское участковое лесничество, квартал №25, выдел 4, позволяющий его однозначно идентифицировать. Кроме того, в материалах дела имеются также Межевой план от ДД.ММ.ГГГГ года, представленный ответчиком, на земельный участок, занимаемый ответчиком, выполненный ООО «Земельный кадастр» и Заключение СНТ «Энтузиаст» № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что описание местоположения участка соответствует местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. Справка от ДД.ММ.ГГГГ года, выданная СНТ «Энтузиаст» ответчику о том, что он является членом СНТ «Энтузиаст» и имеет в пользовании участок № с ДД.ММ.ГГГГ года.
Однако, данные доказательства не могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств, соответствующих ст., т.к.
они не являются доказательствами, подтверждающими законность пользования ответчиком спорным земельным участком.О том, что у ответчика отсутствуют законные основания пользования вышеуказанным земельным участком свидетельствует ответ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.л.д.
77,78), которым Костину Ю.Н. отказано в предоставлении в безвозмездное срочное пользование лесного участка, фактически занимаемого истцом.Доводы ответчика, что он получил разрешение на использование спорного земельного участка для садоводства ответчик получил от предыдущего председателя, П. профкома НПЗ и земельного Комитета(протокол заседания № от ДД.ММ.ГГГГ), не нашли своего подтверждения
Лесная амнистия: самозахват простят не всем
Дело в том,у нас имеется автомобиль, а от нашего дома до дороги общего пользования весьма большое расстояние. Кроме того, мой отец занимается грузоперевозками. Соответственно имеется грузовая машина, которая также движется по территории нац.парка до дороги общего пользования. Дом был построен в 1993 году, когда еще данная территория не являлась территорией национального парка. Можно ли обратиться в региональное управление Росприроднадзора с заявлением о выдаче разрешения об использовании автотранспорта для проезда к месту проживания? Автор: Светлана Ответов: 2 Ответить Подробнее #26473 29.03.2018 (14:58) Могут ли земли общего пользования сдаваться в аренду ? Здравствуйте.
Самовольный захват лесных земель
Однако, в соответствии с Земельным кодексом РФ, перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется только Правительством РФ (поскольку все земли лесного фонда, согласно Лесному кодексу, находятся в федеральной собственности). Все земли, ранее находившиеся в ведении лесхозов Федерального агентства лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда до тех пор, пока федеральным правительством не принято решение об их переводе в иные категории земель.
Соответственно, любые решения местных или региональных властей о переводе земель лесного фонда в иные категории земель и в региональную или муниципальную собственность незаконны.
Они не могут служить основанием для огораживания и застройки этих земель. Во всех подобных случаях необходимо добиваться отмены решений об изъятии земель из состава земель лесного фонда.
Аренда лесов в целях последующей застройки.
Внимание Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Водный кодекс РФ, статья 6 2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.6.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА
Блинников Р.В., соискатель кафедры аграрного и земельного права МГЮА.
За правонарушения в сфере пользования землями лесного фонда законодательством Российской Федерации предусмотрены различные виды ответственности.
Согласно ст. 110 ЛК РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. О других видах ответственности в Лесном кодексе ничего не говорится. Однако к правонарушениям, связанным с пользованием землями лесного фонда, применимы также нормы земельного законодательства и законодательства об охране окружающей среды. Помимо административной и уголовной ответственности, лица, виновные в совершении земельных правонарушений (ст. 74 ЗК РФ), могут нести также дисциплинарную ответственность (ст. 75 ЗК РФ). Согласно ст. 75 ЗК РФ должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Земельный кодекс РФ предусматривает гражданско-правовую ответственность физических и юридических лиц за правонарушения в сфере пользования лесными землями, устанавливая обязанность возмещения вреда, причиненного земельными правонарушениями. Согласно п. 1 ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. ЗК РФ также обязывает лиц, самовольно занявших земельные участки, возвратить их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (п. 2 ст. 76). Соответствующая норма содержится и в Лесном кодексе (ч. 3 ст. 110 ЛК РФ), но ее действие почему-то распространено лишь на лиц, привлеченных к административной или уголовной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда. На наш взгляд, такая формулировка неправомерно сужает круг субъектов данной обязанности. Выходит, что лицо, самовольно занявшее участок земли лесного фонда, но почему-либо не привлеченное к уголовной или административной ответственности, вправе продолжать пользоваться данным участком.
Это тем более подтверждает необходимость применения к правонарушениям, связанным с использованием земель лесного фонда, норм земельного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» <1> в ст. 75 также предусматривает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
———————————
<1> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // РГ. 2002. 12 янв.; СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами федерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов в пределах установленных законодательством Российской Федерации полномочий указанных должностных лиц. При этом лицо, привлеченное к уголовной или административной ответственности за самовольный захват (занятие) участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, обязано освободить указанные участки в установленные сроки.
Статья 111 ЛК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 112 ЛК РФ объявляет недействительными сделки, совершенные с нарушением лесного законодательства Российской Федерации.
Административная ответственность за правонарушения, связанные с пользованием землями лесного фонда, предусмотрена целым рядом статей КоАП РФ <2>. Из них два правонарушения (самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, — ст. 7.9 КоАП РФ и самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом — ст. 7.10 КоАП РФ) относятся к административным правонарушениям в области охраны собственности. Объектом этих правонарушений являются право собственности на лес и установленный порядок управления лесным фондом. В качестве субъектов правонарушения выступают лесопользователи — граждане и юридические лица или должностные лица, которые были обязаны обеспечивать исполнение установленных правил. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно, если его субъектом является физическое лицо.
———————————
<2> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (действующая редакция) // РГ. 2001. 31 дек.; СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
Заметим, что в действующем КоАП РФ впервые введено понятие вины юридического лица: согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, условия наступления административной ответственности для физических и юридических лиц различны: для физического лица она наступает при условии нарушения им норм, установленных любыми законами Российской Федерации или субъектов Федерации (условие противоправности); что же касается юридического лица, то для него административная ответственность может наступить только в том случае, если это прямо предусмотрено в конкретном составе КоАП.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, выражается в совершении активных противоправных действий, направленных на нарушение установленных требований к пользованию лесным фондом, т.е. занятие участка лесного фонда без договора аренды, договора безвозмездного пользования, договора концессии, лесорубочного билета, ордера или лесного билета; использование лесных участков без специального разрешения для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 7.10, составляют действия по самовольной, т.е. без надлежащего оформления, переуступке права пользователя другому лицу. Так, ст. 24 ЛК РФ устанавливается, что переход права пользования участками лесного фонда оформляется посредством внесения изменений в договор, лесорубочный билет, ордер, лесной билет. Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются граждане и юридические лица — пользователи землей, недрами, участками лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, водными объектами.
Остальные правонарушения, связанные с пользованием землями лесного фонда, относятся к административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Глава 8 КоАП РФ предусматривает 18 составов таких правонарушений. Это такие правонарушения, как:
— невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ);
— использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8 КоАП РФ);
— нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24 КоАП РФ);
— нарушение правил лесопользования (ст. 8.25 КоАП РФ);
— нарушение правил осуществления побочного лесопользования (ст. 8.26 КоАП РФ);
— нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8.27 КоАП РФ);
— незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (8.28 КоАП РФ);
— уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29 КоАП РФ);
— уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.30 КоАП РФ);
— нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31 КоАП РФ);
— нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ);
— нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33 КоАП РФ);
— нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34 КоАП РФ);
— уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35 КоАП РФ);
— нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36 КоАП РФ);
— нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37 КоАП РФ);
— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38 КоАП РФ);
— нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП РФ).
Объектом всех этих правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения охраны леса как одного из важнейших элементов окружающей среды и лесопользования как одной из форм природопользования. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Их субъектами являются граждане, должностные и юридические лица.
Уголовное законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за правонарушения, связанные с использованием земель лесного фонда.
Статья 170 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей. Данное преступление отнесено к преступлениям в сфере экономической деятельности, оно посягает на отношение государственной собственности на земли лесного фонда. Объективная сторона преступления связана с совершением хотя бы одного из трех указанных в ст. 170 УК действий: регистрация заведомо незаконных сделок с землей (например, такой заведомо незаконной сделкой может являться продажа участка лесного фонда); искажение учетных данных Государственного земельного кадастра (например, произвольное изменение категории защитности участка); умышленное занижение размеров платежей за землю (например, по договору аренды). Субъектом преступления является должностное лицо, наделенное полномочиями по исполнению законов и иных нормативных актов, регистрирующих земельные отношения и вопросы платежей за землю. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом по мотивам корыстной или личной заинтересованности должностного лица, использующего свое служебное положение.
Статья 260 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников. Данное преступление, если оно совершено на земле лесного фонда, посягает на общественные отношения в области охраны и рационального использования лесов и нелесной древесно-кустарниковой растительности на землях лесного фонда. Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 <3>, под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации <4>, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда (абз. 2 п. 11 Постановления). Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества (абз. 4 п. 11 Постановления).
———————————
<3> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // РГ. 1998. 24 нояб.; Финансовая Россия. 1998. 26 ноября — 2 декабря. N 44; Экспресс-Закон. 1999. N 9.
<4> Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» (с изм. от 24 сентября 2002 г.) // РГ. 1998. 17 июня; СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553.
В характеристике объективной стороны данного преступления являются существенными такие признаки, как незаконная порубка либо повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы либо в особо защитных участках лесов всех групп или которые запрещены к порубке вообще. При этом имеются в виду деревья, кустарники, лианы, находящиеся в естественном природном состоянии. Порубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах квалифицируется как хищение, поскольку здесь деревья и кустарники являются продукцией товарного производства предприятий, производятся для продажи и выполняют экономические, а не экологические функции <5>.
———————————
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — Юрайт-Издат, 2005 (издание пятое, дополненное и исправленное).
<5> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-М, 2001. С. 492.
Незаконной порубкой признается отделение дерева и кустарника от корня любым способом, т.е. не только собственно путем срубания, но также путем спиливания, корчевания и т.п. без разрешения. Право на порубку дает лесорубочный билет (ст. 42 ЛК). Незаконной признается порубка хотя и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
Данное преступление признается оконченным с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере. При этом под размером имеется в виду размер порубки либо повреждения растительности, а не размер вреда, причиненного природной среде, животному миру и лесному хозяйству в целом. Согласно примечанию к ст. 260 УК РФ значительным размером признается исчисленный в установленном порядке ущерб, в 20 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.
Размер порубки исчисляется с учетом минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню <6>. Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 <7>, рассматривая дела, связанные с нарушениями экологического законодательства, судам при определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства.
———————————
<6> Постановление Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» // РГ. 2001. 20 марта; СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 958.
<7> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // РГ. 1998. 24 нояб.; Финансовая Россия. 1998. 26 ноября — 2 декабря. N 44; Экспресс-Закон. 1999. N 9.
Субъективную сторону данного преступления составляет прямой умысел. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют. Субъектами преступления являются лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 ст. 260 УК), и любое другое лицо. Ответственность за данное преступление наступает с 16 лет. В квалифицированном составе преступления (ч. 2 ст. 260 УК) под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющих пользование лесным фондом или производящих какие-либо работы.
Гражданско-правовая ответственность при нарушениях законодательства, регулирующего пользование землями лесного фонда, связана с возмещением вреда, причиненного правонарушением. Согласно ст. 111 ЛК РФ граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Кроме того, лицо, право которого нарушено, вправе требовать от нарушителя возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Данные положения в полной мере распространяются на правонарушения, связанные с использованием земель лесного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 2 ст. 78 данного Закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Часть 3 ст. 78 устанавливает срок предъявления исков о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в 20 лет.
Ущерб, причиненный при рубках главного пользования, рубках промежуточного пользования, прочих рубках, рубках леса при переводе в установленном порядке лесных земель в нелесные в целях, как связанных, так и не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом, при строительстве объектов и производстве на участках лесного фонда работ, не связанных с ведением лесного хозяйства, возмещается в форме неустоек. Эти неустойки, как правило, определяются в размере, кратном ставке лесных податей, либо в размере, кратном стоимости создания и выращивания лесных культур; работ по очистке мест рубок, работ по восстановлению уничтоженных или поврежденных водоемов, рек, ручьев и т.п. либо иных объектов; работ по приведению участков лесного фонда в состояние, пригодное для использования, и т.д. Размеры неустоек определяются согласно Постановлению Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 <8>.
———————————
<8> Постановление Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» (с изм. от 24 сентября 2002 г.) // РГ. 1998. 17 июня; СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553.
Кроме того, по ряду правонарушений ущерб возмещается по таксам для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству. В основе таксового определения размера ущерба лежит принцип учета характера допущенных нарушений законодательства о лесах, размера, количества уничтоженных или поврежденных деревьев и кустарников и группы лесов, где совершено правонарушение. Действующие в настоящее время таксы утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации» <9>.
———————————
<9> Постановление Правительства РФ от 21 мая 2001 г. N 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации» // РГ. 2001. 9 июня; СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2236.
На практике большая часть проблем, связанных с применением норм действующего законодательства о возмещении вреда, причиненного правонарушениями, связанными с использованием лесных земель, вытекает из сложности получения объективных стоимостных характеристик ущерба для исчисления и обоснования размера компенсации <10>. Исследованию вопросов экономической оценки природных ресурсов посвящено много работ отечественных специалистов. При этом надо заметить, что теория экономической оценки природных ресурсов первоначально разрабатывалась для оценки земли в сельском хозяйстве, а затем была распространена на оценку и других природных ресурсов, в том числе лесных, органически связанных с лесными землями. Из методов, основанных на стоимостной оценке, в судебно-арбитражной практике применяется чаще всего оценка по таксам (или цене леса на корню). Между тем в современной науке лесоводства специалистами разработаны и другие методы, позволяющие более точно оценить размер как реального причиненного ущерба, так и недополученной выгоды. Это, в частности, расчет по восстановительной стоимости, по фактическим издержкам лесовыращивания (затратно-компенсационный метод), по макроренте, по положению, по замыкающим затратам, по потребительной стоимости и др. Оценка участков лесного фонда при исчислении реального ущерба, упущенной выгоды, а также потерь лесохозяйственного производства при негативных антропогенных факторах предполагает классификацию земель лесного фонда по их производительности <11>. При этом величина оценки должна быть связана с характеристиками произрастающих на участке лесного фонда насаждений, таких как класс бонитета, полнота, возраст насаждений, а также учитывать экономические оценки отдельных видов лесных ресурсов, в том числе не только древесного запаса, но также ресурсов побочного пользования, а также средозащитных функций леса. Однако объективная экономическая оценка этих ресурсов в настоящее время затруднена, а порой невозможна. Как отмечают специалисты, для возникновения возможности применения такой оценки необходимы такие факторы, как: наличие такой степени контроля за лесными ресурсами, которая исключала бы возможность бесплатного пользования ими; введение нормативного потребления ресурсов на основании достоверных методов их количественной и качественной оценки; согласие населения платить за пользование лесными ресурсами, что в условиях низких доходов населения является весьма проблематичным <12>. В основе данного подхода, как нам представляется, лежит гипертрофирование принципа платности лесопользования. Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, что предполагает возможность пользования природными богатствами в тех разумных пределах, которые ограничены положением ст. 58 Конституции РФ, устанавливающей обязанность сохранения природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам.
———————————
<10> См.: Руссова И.Г. Определение размеров компенсации за повреждение (уничтожение) лесных ресурсов под влиянием антропогенных факторов // Лесохозяйственная информация: Сборник научно-технической информации по лесному хозяйству. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, 2003. N 1. С. 3.
<11> См.: Галако В.А. Методы анализа состояния лесных экосистем для обоснования оценки ущерба в связи с изменяющейся экологической ситуацией // Формирование лесного кадастра, системы плат за лесопользование и аренда лесов Урала. Екатеринбург, 1996. С. 48.
<12> См.: Петров А.П., Мамаев Б.М. и др. Государственное управление лесным хозяйством. М.: ВНИИЦлесресурс, 1997. С. 295.
Таким образом, проблема исчисления ущерба, причиненного правонарушениями в сфере использования земель лесного фонда, включает целый ряд аспектов, как правовых, так и специально-экономических. Ее решение требует комплексного подхода, разработка которого составляет одну из важнейших перспектив дальнейшего исследования правового режима земель лесного фонда Российской Федерации.
Самовольный захват лесных участков
› Вы отвечали:»Решение суда города Чебаркуля Челябинской области от 25 августа 2020 года вступило в законную силу 04 октября 2020 года.
Согласно этому решению Мордванюк Леонид Петрович должен освободить лесной участок от строений и сооружений, за которыми не признано его право собственности в течение месяца. На территорию лесного участка в квартале 130 выдел 5,6,23 Бишкильского участкового лесничества Чебаркульского лесничества свободный доступ не ограничен» Лицо оформило в собственность строения в силу закона, открытого владения более 15лет! 15 лет человек открыто занимает лесной фонд без оформленных документов.
Актуальность борьбы с «Самозахватами» земельных участков с повышенной инвестиционной привлекательностью URGENCY TO COMBAT «SQUATTING» PLOTS WITH INCREASE OF INVESTMENT APPEAL Текст научной статьи по специальности « Экономика и экономические науки »
- САМОВОЛЬНО ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ,
- «ДАЧНАЯ АМНИСТИЯ» ,
- THE GROUND LEGISLATION ,
- ILLEGALLY USED LAND ,
- ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ,
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ,
- SQUATTING ,
- COUNTRY AMNESTY
- «САМОЗАХВАТ» ,
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО ,
- THE STATE LAND MANAGEMENT ,
- LAND ,
Автором статьи проведен анализ неудовлетворительной ситуации, сложившейся в сфере организации рационального использования земельных участков с повышенной инвестиционной привлекательностью в ближнем Подмосковье, рассмотрены возникающие в связи с этим проблемы.
Что делать при нарушении границ земельного участка
Когда сосед по участку посягнул на чужие владения по незнанию или ошибке кадастрового инженера, ситуация решается мирным путем. При умышленном захвате земель без судебных разбирательств не обойтись.
Нарушение границ земельного участка — это перемещение межей в сторону соседской земли. Подобные действия противоречат статье «О неприкосновенности частной собственности» Конституции РФ, считаются административным правонарушением и наказываются финансово.
Сдвиг межей происходит из-за ошибки в реестре или самовольного изменения рубежей. Причины нарушений пределов частной собственности:
- Специалист кадастровой службы во время замеров допустил ошибку, и произошел сдвиг.
- Недочеты в документах ЕГРН привели к несоответствию границ участка на бумаге и в реальности.
- В документации нет территориальных границ собственников надела.
- Владельцы соседних участков самовольно нарушили план межевания.
Соседи договариваются неофициально о сдвиге, когда выравнивают участки, меняют ландшафт или сооружают совместный водоем. Впоследствии это приводит к имущественным спорам о границах земельных наделов, где трудно определить виновного. Под штрафные санкции могут попасть оба собственника.
Чужие земли захватывают умышленно, если они никому не принадлежат, являются хозяйственной территорией садоводческого товарищества или выходят за его пределы.
Дачник передвинул забор на пару метров и увеличил собственную площадь. Присвоенная территория находится за пределами товарищества и ничья.
Разбирательства грозят штрафом за нарушение границ земельного участка виновнику, а новые владельцы не смогут оформить правоустанавливающие документы без замеров и восстановления территориальных рамок.
Присвоившему чужую собственность грозит ответственность за административное правонарушение. Штраф определяется на основании кадастровой стоимости земли и составляет 1-1,5% от суммы.
Размер взыскания составит от 5 до 100 тысяч рублей, если нарушитель — физическое лицо. Человеку придется вернуть чужую землю и снести возведенные на территории постройки.
Штраф для юридического лица составит 2-3% кадастровой стоимости или 100-200 тысяч рублей.
ВНИМАНИЕ! Размеры штрафов постоянно меняются, в регионах тарифы устанавливают органы исполнительной власти.
Если нарушение границ земельного участка возникло при установке соседом забора, ему предлагается вернуть все обратно и мирно разойтись. Когда собственники земли произвели сдвиги по обоюдному согласию, обращаются в кадастровую службу и приглашают инженера, который составляет акт и производит замеры.
При ошибках в плане межевания соседи пишут заявление в отдел регистрации наделов с просьбой внести поправки.
Когда договориться мирно не получается, пострадавший обращается в суд. Если права истца признают ущемленными, нарушитель возвращает землю и, согласно статье 7.1 Кодекса административных правонарушений, платит штраф.
Если соседи договорились решить проблему, они уточняют, какие границы указаны в документах, проверяют результаты межевания после первичной постановки участка на учет, обращаются к градостроительному плану или просят инженеров установить границы на основании расположения участков за последние 15 лет.
Новые границы установлены, соседи согласны, и территориальные перемены заносятся в ЕГРН. Для этого собственники земли составляют заявление и предоставляют:
- копии паспортов владельцев;
- свидетельства или выписки, устанавливающие права собственности;
- документ, где допущена ошибка;
- план с новыми границами земель.
На внесение изменений уходит до 5 дней.
Конституция РФ устанавливает незыблемое право на неприкосновенность частной собственности. Если сосед нарушил границы участка, принадлежащего вам, необходимо знать, какие шаги следует предпринять для пресечения его действий.
Пока отношения еще не накалены и есть возможность все уладить мирным путем, стоит спокойно обсудить с соседом сложившуюся ситуацию и выяснить мотивы его действий. От этого будут зависеть ваши дальнейшие шаги.
Документальное наложение соседних территорий:
- в результате ошибки служащих кадастровой палаты при межевании;
- из-за имеющихся несоответствий в устаревших документах на землю;
- так как один из наделов не прошел процедуру межевания и был учтен по «дачной амнистии», и его границы еще не закреплены документально.
В этих ситуациях фактические рубежи участков достоверно не установлены.
Решение проблемы следует начинать с вызова специалистов кадастровой палаты на место для проведения правильного межевания обоих участков, сверки реальных границ и площадей наделов с указанными в документах.
При обоюдном согласии возникшие противоречия можно устранить без обострения конфликта, составить акт согласования границ и документально оформить оба землевладения.
В противном случае возникший межевой спор можно уладить только в судебном порядке путем подачи гражданского иска. При рассмотрении дела во внимание будут приняты:
- Имеющиеся у истца и ответчика правоустанавливающие документы, указанные в них границы и площади наделов, согласуются ли сведения в них с имеющимися кадастровыми и межевыми бумагами.Важно! Более сильная позиция будет у стороны, которая официально оформила пределы участка в соответствии с документами о владении землей.
- Существующий между участками постоянный забор, сколько времени он стоит, имелись ли ранее споры по поводу его расположения. В некоторых случаях он может быть признан ранее согласованной соседями границей.
- Подписывались ли ранее обеими сторонами взаимные акты о согласовании межи.
- Фактическое пользование участком земли.
- Результаты геодезических и межевых измерений.
Понятно, что в этом случае мирное решение конфликта маловероятно. Если есть основания считать действия соседа незаконными, то для обращения в суд необходимы подтвердить:
- соответствие границ земельного участка правоустанавливающим документам до момента нарушения;
- перемещение краев надела на основании показаний очевидцев, фиксации следов переноса забора или межевых клиньев с участием юридически независимого лица – нотариуса;
- ущемление прав законного владельца и причинение ущерба.
Заключение эксперта по землеустройству
В судебных спорах о межевании земельных наделов необходимо определение непосредственно на месте рубежей обоих участков, которые указаны в кадастровых документах и тех, которые имеются на момент подачи иска. Для этого потребуется привлечение специалиста и проведение землеустроительной экспертизы.
Важно! Землеустроительная экспертиза имеет решающее значение в принятии решения, если подтвердит позицию одной из сторон.
Все необходимые доказательства незаконного вторжения на вашу собственность имеются. Вы готовы восстановить справедливость, вернуть себе свои права и обратиться в суд.
Важно! Следует помнить, что рассмотрение искового заявления в гражданском процессе может привести к последствиям, которые сложно будет в дальнейшем оспорить.
Возможно, у вас получится самостоятельно защищать свои интересы в суде. Однако споры о границах земельных участков считаются самыми юридически сложными.
При рассмотрении межевых дел в судебном порядке существует несколько трудных аспектов.
Оформление, переоформление и регистрация земли может происходить в течение длительного срока.
При этом меняется законодательство, механизмы межевания и кадастрового учета, статусы и права пользователей участка, круг лиц, которые имеют право претендовать на владение данным наделом.
Все это влияет на окончательную юридическую оценку представленных документов. Только профессиональный адвокат, специализирующийся на земельном законодательстве, может оценить:
- все ли необходимые доказательства собраны;
- нет ли в документах ошибки, из-за которой в удовлетворении искового требования будет отказано или принято решение не в вашу пользу;
- соответствуют ли имеющиеся бумаги действующему законодательству, внесены ли в них необходимые изменения, заверены ли они должным образом.
Суд выносит решение по конкретному поданному иску. Если в заявлении указано одно, а добиться вы собираетесь других целей, рассмотрен будет только факт, изложенный в обращении. В иске должно быть определенно указано, что именно требуется:
- установить границы земельного участка;
- определить для надела межевые границы;
- признать право собственности (владения или иное право) на недвижимость или ее часть;
- изъять земельный участок из незаконного владения или его часть;
- принять решение о нечинении помех в пользовании и владении земельной собственностью.
Ведение дела в суде
Знание всех вышеуказанных юридических нюансов требуется непосредственно в процессе рассмотрения искового заявления, так как необходимо:
- грамотно построить свою позицию и донести ее до судьи;
- правильно реагировать на предъявляемые противной стороной доказательства и предъявить нужные контраргументы;
- оперировать положениями кодексов, законов и нормативных документов;
- вовремя предъявлять дополнительные доказательства;
- обжаловать необоснованные решения.
Надежнее и целесообразнее воспользоваться квалифицированной юридической помощью. У нас работают специалисты, имеющие многолетний положительный опыт работы в области земельного права.
Вы можете получить разовую юридическую консультацию, поручить сбор необходимых документов для суда, возложить защиту ваших интересов в гражданском процессе, полностью доверить ведение дела о нарушении соседом границы участка. Необходимость участия адвоката зависит от сложности возникшего спора.
Захваты и застройка лесных земель
Медведица-оборотень (bjorn_varulv) wrote, 2011-05-06 11:58:00 Медведица-оборотень bjorn_varulv 2011-05-06 11:58:00
- Previous
- Cancel В Интернете скачала книгу «Как пожаловаться на беспорядок в лесу и добиться его устранения». Я бы сказала, что книга исключительно полезная — там всё объясняется понятным языком и даются рекомендации, что предпринимать в каждом конкретном случае, как общаться с чиновниками.Книга в формате .pdf, поэтому привожу здесь только одну главу, о захвате и застройке лесных земель.Массовыми нарушениями, особенно в окрестностях больших городов и в густонаселенных малолесных регионах России, стали захваты лесных земель и застройка лесов.
- общество
- Share
- Next Category:
- общество
- Рубрика: Миграционное прав