Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
156 просмотровВ этой статье:
- 1 Законодательные акты
- 2 Кто назначает штраф?
- 3 Установление факта неправомерного использования участка
- 4 Чем грозит захват земли?
- 5 Административная ответственность и штрафные санкции
- 6 Административная ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению
- 7 Помощь юриста
- 8 Можно ли избежать наказания за захват земли?
- 9 Ненадлежащее использование земельных участков — причина их изъятия по закону. Типичные ситуации
Главная / Земля, дача, строительство / Документы и законодательство / Земельный участок / Категории и ВРИ
Назад
Опубликовано: 11.02.2018
Время на чтение: 7 мин
0
1366
Земля – это ценный ресурс, и потому она находится под особым контролем государства. Даже получив участок в собственность (а тем более – в аренду), использовать его можно только в соответствии с предусмотренными целями.
- Целевое назначение земельного участка
- Нецелевое использование участка Что это такое
- Признаки неиспользования земельного участка по целевому назначению
- Ненадлежащее использование
- Самовольное использование
- Штрафы
Законодательные акты
Неправомерное использование земельного участка не по назначению представляет собой вполне обычное явление. Чаще всего споры возникают из-за незаконного присвоения части земли соседями по участку или строительства зданий без надлежащего разрешения.
В статье 42 ЗК РФ указано, что земля должна использоваться только с учетом ее назначения собственником или другими лицами, имеющими необходимую документацию.
Категории земли делятся на семь типов:
- для нужд сельского хозяйства;
- для пунктов населенного типа;
- для промышленных и оборонных целей, безопасности, а также назначения специального типа;
- зоны и объекты охраняемого типа;
- входящие в лесной и водный фонд;
- земли запаса.
Применение опасных веществ, снижающих плодородность почвы и влияющих на экологию, также недопустимо. В этом случае действует закон, предусматривающий наказание за применение не по целевому назначению.
Участок может быть изъят в принудительном порядке, а право собственности прекращено, если земля не используется на протяжении установленного законом срока, используется нецелесообразно, и при этом нарушаются нормы земельного законодательства.
Многие землевладельцы стремятся оспорить ответственность и штраф за незаконное владение ЗУ. Незнание правовых аспектов и изменений в законодательстве способно привести к негативным последствиям.
Опытные нотариусы и юристы предоставляют подробные консультации у нас на сайте и могут помочь решить даже самые сложные вопросы. Если вы оказались в непростой ситуации, обратитесь к профессионалу. Юрист подскажет, что необходимо делать и найдет оптимальное решение вашей проблемы — задать вопрос.
Кто назначает штраф?
Наказанием в рамках КоАП РФ за захват земли занимаются различные органы власти. Согласно статье 23.21 КоАП РФ выявить захват земли вправе:
- Инспектор по использованию и охране земель, а также его заместители.
- Надзорные органы субъектов РФ.
- Местные органы власти.
- Прокурор города или района. Но он занимается сложными делами, в которых есть угроза здоровью людей или загрязнению окружающей среды.
В редких случаях делом о захвате земли могут заняться сотрудники полиции.
Штрафы выписывают на месте составления акта о незаконном использовании земельного участка.
Установление факта неправомерного использования участка
Любой объект земельной собственности контролируется органами государственной власти, что подразумевает отслеживание условий эксплуатации земли членами специального комитета.
Использование ЗУ без документов, а также нецелевое использование участков должно быть подтверждено и доказано. В большинстве ситуаций это мероприятие проходит в судебном порядке, поскольку ответчики редко признаются в противозаконном действии.
Факт нарушения устанавливается несколькими способами:
- На основании заявления от соседей или главы СНТ ().
- После поступления информации от ФНС или сотрудников прокуратуры.
- В процессе внеплановой проверки на нарушение вида разрешенного использования надела от уполномоченных органов.
Ответственность на нарушителя накладывается согласно установленному законом алгоритму. Нецелевое использование земли в судебной практике часто влечет за собой наложение штрафов и другие виды административной ответственности.
Если факт нарушения или неиспользования участка будет обнаружен, об этом сообщают в отделение Росреестра. Вопросом занимаются сотрудники уполномоченных органов, в задачу которых входит предварительное мирное урегулирование проблемы.
Важно! На основании Земельного кодекса участок, на котором уже возведен дом, разбит сад или огород, не подлежит изъятию. В любом случае собственник получает ровно три дня на обжалование судебного решения.
Во время проверки составляется акт, подтверждающий осмотр участка (, затем собственнику направляется документ, предупреждающий его об административной ответственности.
В данном требовании указаны допустимые сроки для устранения нарушений, а также суммы компенсационных выплат. Нецелевое применение земли всегда противозаконно, поэтому если землевладелец не устранит нарушение, на него будет подан судебный иск на основании ст.7. КоАП.
Протокол включает в себя информацию о типе использования земли, местоположении участка, его размерах и категории, а также о законах, которые нарушил собственник. Окончательное решение принимается судом, где выясняется, какие именно нормы законодательства были нарушены.
После установления факта административного правонарушения открывается исполнительное производство. Это необходимо с целью взыскания штрафов и упущенной выгоды. В некоторых случаях участок полностью изымается у владельца земли.
Чем грозит захват земли?
Виновных накажут по КоАП РФ. При этом занятый участок придётся вернуть его собственнику.
Последствия
Особенность незаконного использования земельного участка заключается в отсутствии прав на него у захватившего землю гражданина. Участок по-прежнему остаётся в собственности его реального правообладателя. Исходя из этого, выделяют следующие последствия:
- Невозможность совершить сделку с захваченным участком, так как у захватившего лица нет на него правоустанавливающих документов.
- Необходимость передать участок владельцу в первоначальном виде. Если на нём уже возведены постройки, то их придётся снести на основании 76 статьи ЗК РФ. При отказе снести, владелец участка вправе подать жалобу. Постройку снесут государственные органы, а с захватчика взыщут стоимость демонтажных работ.
- Возмещение вреда (в случае истощения земель и т.п.).
- Выплата компенсации при получении прибыли с захваченного участка. Статья 1102 ГК РФ требует вернуть прибыль в полном размере.
- Потеря денег, так как при незаконном использовании земли никакие расходы, связанные с ней, нарушителю не возместят.
Помимо этих последствий виновного в незаконном использовании земли ждут штрафные санкции.
Штраф
В большинстве случаев захвата земельных наделов, нарушителя покарают штрафом. Его сумма зависит от статуса виновного.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ штрафы рассчитывают в процентном отношении к кадастровой стоимости участка:
- Для граждан – 1-1,5% кадастровой стоимости (не менее 5000 рублей).
- Для должностных лиц – 1,5-2% (не менее 20 000 рублей).
- Для ИП и юридических лиц – 2-3% (не менее 100 000 рублей).
Рассчитывают штраф не от стоимости всего участка, а от стоимости фактически захваченной площади. То есть, при стоимости участка 300 000 рублей, если нарушитель захватил 25% от его площади, то штраф начислят как процент от 75 000 рублей (25% от стоимости всего участка). Итого сумма штрафа равна 750 рублей (для физического лица). Но поскольку минимальный порог – 5000 рублей, то оплатить придётся именно эту сумму.
При невозможности определить кадастровую стоимость участка, штраф назначат в рамках фиксированных значений:
- Для граждан – 5-10 тысяч рублей.
- Для должностных лиц – 20-50 тысяч.
- Для юридических лиц – 100-200 тысяч рублей.
Штраф назначат даже при возврате участка в установленный срок. Но если нарушитель закона не исправил последствия незаконного использования земли или не вернул участок своевременно, то он получит повторный штраф. Если и в этом случае требования не были выполнены, дело передадут в суд, а взысканием штрафов займутся судебные приставы.
Отдельные штрафы установлены в статье 7.9 КоАП РФ за захват лесного участка:
- Физические лица должны заплатить 20-50 тысяч рублей.
- Должностные – 50-100 тысяч рублей.
- Юридические и ИП – 200-300 тысяч рублей.
За самовольную передачу прав пользования землёй по статье КоАП РФ №7.10 граждан оштрафуют на 500-1000 рублей, должностных лиц – 1000-2000 рублей, а юридических лиц – на 10-20 тысяч рублей.
Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно
— попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:
+7 (499) 450-73-63 (Москва)
+7 (812) 313-21-70 (Санкт-Петербург)
8 (800) 600-26-31 (бесплатный звонок по России)
Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.
Уголовная ответственность
В ряде случаев самовольный захват земли ведёт не только к административной, но и к уголовной ответственности. Она наступает за:
- Мошенничество. За совершение сделок с землёй, не имея на неё соответствующих прав, отвечать придётся в рамках статьи 159 УК РФ. Она предусматривает штраф до 100 тысяч рублей, арест, обязательные и исправительные работы, а также лишение свободы до 5 лет.
- Незаконное предпринимательство. Использование земли в предпринимательское деятельности при условии её незаконного занятия карается 171 статьёй УК РФ. За это могут лишить свободы до 5 лет.
- Незаконную регистрацию земли. Любые методы легализации участка, нанёсшие ущерб по 170 статье УК РФ наказываются штрафом от 200 тысяч рублей, арестом, обязательными работами или запретом занимать должность на 3 года.
Уголовная ответственность за незаконное использование земельного участка применяется не так часто. Она наступает только за серьёзные нарушения закона, повлекшие значительный ущерб, либо совершённые группой лиц.
Административная ответственность и штрафные санкции
При целевом использовании земли ее владельцу не грозит потенциальный штраф, в противном случае ему придется нести ответственность за совершенное нарушение. Размеры штрафов остаются неизменными с весны 2020 года.
В то время санкции были заметно увеличены, при этом их часть напрямую зависела от кадастровой стоимости земли. В административном кодексе указано, что земля сельскохозяйственного назначения подлежит уходу, улучшению ее свойств и своевременной рекультивации.
Важно! Если собственник не выполняет свои прямые обязанности, к примеру, не уничтожает сорняки и вредителей, на него может быть наложен штраф в размере, зависящем от типа нарушения и категории землевладельца.
Перечень видов административных нарушений в земельной судебной практике достаточно обширен.
В этот список входит:
- нецелевое использование;
- факт полного отсутствия эксплуатации земли;
- неправильная эксплуатация;
- отсутствие стоимости участка по кадастру;
- невыполненные или не вовремя выполненные действия, которые привели землю в негодность.
Земельный участок без правоустанавливающих документов также подлежит проверке на предмет правонарушений.
Суммы штрафов указаны в ст. 8.8 КоАП РФ:
- для физических лиц — 1000-1500 руб.;
- для юридических лиц — 40000-50000 руб.;
- для лиц, занимающих определенные должности — 2000-3000 руб.
Если после того как штраф был уже наложен, выяснится, что участок продолжает эксплуатироваться не по целевому назначению, это дает основание его изъять. В этой ситуации право на пожизненное владение имуществом, а также право постоянного и срочного пользования им могут быть закончены.
Данная законодательная норма не имеет отношения к собственникам, которые, тем не менее, существенно ограничиваются в правах на свою землю. Имущество изымается согласно порядку, указанному в ст. 286 ГК РФ.
Административная ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению
Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею как единолично, так и совместно с другими лицами с тем условием, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В Земельном кодексе РФ закреплено в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Данный принцип обеспечивает эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения Земельного кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ, возлагающие на собственников земельных участков обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением.
Исходя из земельного законодательства по целевому назначению земли подразделяются на следующие категории:
1. земли сельскохозяйственного назначения;
2. земли населенных пунктов;
3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
5. земли лесного фонда;
6. земли водного фонда;
7. земли запаса.
Исходя из названия категорий земель можно понять, для каких целей разрешено использовать земельный участок, отнесенный к той или иной категории земель. Относительно земель запаса, то их использование как правило допускается только после перевода в иную категорию.
Что касается видов разрешенного использования земельных участков, то они установлены классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540 (ред. от 04.02.2019 года) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»
Гарантией соблюдения требований земельного законодательства выступает часть 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающая административную ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Ответственность за нецелевое использование земель наступает после обнаружения нарушений пользования землей, которые предусмотрены законодательством.
Нецелевое использование земельных участков выявляется при проведении проверок компетентными органами, а также в ходе проведения административных обследований в случае обращений граждан или иных лиц. При этом как проверки, так и административное обследование проводится компетентными органами. Порядок проведения проверок устанавливается соответствующими регламентами.
Правительством РФ утверждено постановление № 1 от 02 января 2015 г. «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре». В соответствии с пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и её территориальные органы помимо прочего осуществляют надзор за соблюдением:
- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
- требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
- требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития от 20 июля 2020 г. N 486 утвержден «Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора», в котором регламентирован порядок осуществления государственного земельного надзора.
В данном Административном регламенте установлены формы в которых осуществляется государственный земельный надзор:
– проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки;
– принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
– систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства;
– проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения земельного законодательства.
Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и граждан осуществляются на основании ежегодных планов. C планом проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры РФ. План проверок в отношении граждан размещается на сайте Управления Росреестра.
Юридическим фактом — основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки — является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации;
2) мотивированное представление должностного лица Росреестра (территориального органа) по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Росреестр (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также сведений из средств массовой информации о следующих фактах:
– возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда РФ, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда РФ, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– нарушение имущественных прав РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
3) выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства РФ, за которые законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность;
4) распоряжение руководителя Росреестра (территориального органа), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) непредставление декларации об использовании земельного участка в срок не позднее трех месяцев после истечения трех лет со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2020 г. N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”;
6) истечение установленного пунктом 17 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” срока с момента возникновения у собственника права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенный по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ, и (или) земельного участка, в отношении которого имеются сведения о его неиспользовании в течение трех и более лет по целевому назначению для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Проверки соблюдения требований земельного законодательства осуществляют федеральные государственные служащие территориальных органов Росреестра — государственные инспектора. Если при проведении проверок выявлены нарушения земельного законодательства и для того, чтобы нарушения были устранены, государственные инспектора, выдают предписания об устранении нарушений земельного законодательства с указанием сроков их устранения, и в дальнейшем проводят внеплановые проверки, раннее выявленных нарушений. В случае неисполнения предписания в срок, составляется протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП (невыполнение в установленный срок законного предписания) и материалы передаются в суд.
Должностные лица Росреестра (его территориальные органы) при проведении проверок имеют право составлять и рассматривать протоколы по следующим статьям КоАП:
– статья 7.1 КоАП — использование части самовольного занятия земельного участка или использования земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю;
– часть 1 статьи 8.8 КоАП — использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
– часть 3 статьи 8.8 КоАП — неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
– часть 4 статьи 8.8 КоАП — невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
– статья 7.34 КоАП — нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.
Выявленное правонарушение в любом случае обязано быть устранено. Поэтому по нему проводятся проверки до его полного устранения. За нарушение земельного законодательства по факту использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, предусмотрена ответственность по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ в виде штрафа.
Размер административного штрафа равен:
– если не определена кадастровая стоимость земельного участка:
для граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей,
для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей,
для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей,
– в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка:
для граждан в размере 0,5–1 % кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей;
для должностных лиц — 1–1,5 % кадастровой стоимости, но не менее 20 000 рублей;
для юридических лиц — 1,5–2 % кадастровой стоимости, но не менее 100 000 рублей.
К административной ответственности за указанное правонарушение могут привлекаться как собственники земельных участков, так и арендаторы, иные землепользователи. При этом субъектами правонарушения могут быть граждане, то есть физические лица, а также юридические лица и должностные лица. Необходимо отметить, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, привлекаются к административной ответственности как юридические лица, поскольку на них распространяются нормы законодательства, касающиеся юридических лиц. На индивидуального предпринимателя так же может быть возложена ответственность как на должностное лицо.
На сегодняшний день часто при привлечении к административной ответственности возникает вопрос является ли нецелевое использование здания или его части, нецелевым использованием земельного участка. Так в практике судов имеет место позиция о том, что нецелевое использование здания или его части, расположенного на земельном участке, не является признаком нецелевого использования земельного участка (постановление ВС РФ от 20.02.2015 по делу № 305-АД14–5167, А41–20594/14). Такая позиция является обоснованной. Деятельность лица на земельном участке во многом определяется тем, как используются размещенные на нем объекты, а нецелевое использование объектов недвижимости связано с нецелевым использованием земельного участка. Так, например, в одном деле собственник земельного участка, которому присвоен вид разрешенного использования «Эксплуатация складского комплекса», использовал находящиеся на нем складские помещения для размещения офисов (постановление АС Московского округа от 11.07.2017 по делу № А40–151922/2016).
Суды не согласились с доводами Управления Росреестра о том, что данный факт свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка. Напротив, они указали, что использование помещений в нежилом здании относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка. Аналогичного подхода придерживался АС Центрального округа в постановлении от 07.12.2017 № Ф10–4923/2017 по делу № А08–72/2017, установив, что одно из помещений нежилого здания производственного назначения, расположенного на земельном участке, имеющем ВРИ «Для размещения и эксплуатации производственных зданий и сооружений», используется в торговой деятельности.
При этом в другом деле суд признал незаконными действия ответчика по возведению и эксплуатации торгового павильона на земельном участке, имеющем ВРИ «Для обслуживания здания клуба». Суд отклонил доводы ответчика о том, что торговый павильон используется им для обслуживания клуба, а следовательно, его возведение не свидетельствует о нецелевом использовании участка (постановление ВС РФ от 24.03.2016 № 31-АД16–3).
Интерес также представляет постановление ВС РФ от 12.05.2017 № 31-АД17–5. В этом деле собственник земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов и с ВРИ «Для эксплуатации гаражного бокса», разместил на кровле гаражного бокса опору станции сети сотовой радиотелефонной связи с соответствующим оборудованием. Таким образом, по мнению Управления Росреестра, собственник использовал земельный участок не по целевому назначению. Суд не согласился с данной позицией, указав следующее. В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, далее — Классификатор) установлено, что содержание ВРИ допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное. Основываясь на положениях Классификатора и разъяснениях Минэкономразвития России, приведенных в письме от 18.03.2016 № Д23и-1239, суд пришел к выводу, что размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым ВРИ (в том числе на земельных участках, в ВРИ которых специально не оговорено размещение объектов связи) без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Окончательную точку в этом вопросе поставил Конституционный суд РФ. В Постановлении от 14.11.2019 N 35-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса РФ и части 1 статьи 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О. В. Гламоздиновой» суд определил, что нецелевое использование здания не влечет за собой привлечения к административной ответственности за нецелевые использования земельного участка. В этом случае административная ответственность наступает за нецелевое использование здания.
Административная ответственность за нецелевое использование земельных участков предусмотренная ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, наступает за использование участка как не в соответствии с целевым назначением с учетом его категории, так и за использование земельного участка с нарушением вида разрешенного использования. Санкцией за совершение правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ является штраф. С марта 2020 г. размер штрафов был существенно увеличен, а также был установлен новый механизм расчета штрафа: в размере, кратном в процентном выражении кадастровой стоимости участка. Теперь на организацию может быть наложен штраф в размере от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости участка, но не менее 100 000 руб. (ранее ответственность организаций ограничивалась 50 000 руб.) Следует отметить, что действия могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, даже если лицо использовало не в соответствии с целевым назначение только часть земельного участка, а не весь участок целиком (см. постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 71/13 по делу № А67–4294/2012).
Спорным, так же является вопрос, который связан с подведомственностью дел об обжаловании привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Так, многие арбитражные суды, руководствуясь разъяснениями ВС РФ (п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), указывают, что данное нарушение относится к нарушениям в сфере природопользования, не связано с предпринимательской деятельностью и далеко не во всех случаях может рассматриваться в арбитражном суде (Определение ВС РФ от 04.09.2017 по делу № А40–227685/2016). В некоторых делах, напротив, суд указывает на незаконность прекращения производства по делу арбитражным судом, поскольку привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ напрямую затрагивает экономические (предпринимательские) интересы лица и не может быть обжаловано в судах общей юрисдикции (Определение ВС РФ от 26.09.2017 по делу № А56–5983/2016).
Таким образом, нецелевое использование земельных участков чревато существенными негативными последствиями как материального, так и неимущественного характера, что необходимо учитывать текущим землепользователям и лицам, приобретающим права на земельные участки. За нарушение законодательства о целевом использовании земельного участка виновный в большинстве случаев привлекается к административной ответственности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «Консультант плюс».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 18.03.2020) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс».
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2020 г. N 35-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О. В. Гламоздиновой».
Помощь юриста
Доказать право собственности на землю, узнать кадастровую стоимость и подтвердить правомерное использование участка проще всего при помощи опытного адвоката или нотариуса.
Опытный юрист сможет лично вас проконсультировать, подготовит исковое заявление и при необходимости представит ваши интересы в суде, поможет собрать доказательства и примет участие в заседании.
Также в его обязанности входит обжалование решения в судебном порядке или отслеживание его исполнения.
К юристу можно обращаться по таким вопросам, как:
- Признание права собственности.
- Определение порядка эксплуатации участка.
- Оспаривание отказа в регистрации права собственности или соглашений земельного типа.
- Урегулирование споров между соседями при межевании.
- Изъятие земли, если незаконное владение ей будет доказано.
- Признание сервитута или права использования в бессрочном режиме.
Здесь можно
>> Обратиться к юристу за бесплатной консультацией.
Можно ли избежать наказания за захват земли?
В некоторых случаях захват участка происходит неосознанно. В такой ситуации статья 7.1 КоАП РФ позволяет решить вопрос с выгодой для землепользователя.
Штраф не выпишут, если:
- Отсутствует правонарушение.
- Нет доказательств захвата земли.
- Правонарушение неверно квалифицировано.
- Нарушены правила составления акта о захвате земли.
- Истёк трёхлетний срок давности привлечения к ответственности за это деяние.
- Незначительность содеянного (заход на территорию соседа на 0,04 га и т.п.).
Статья 234 ГК РФ даже позволяет получить захваченный участок в собственность на основании понятия приобретательной давности. Если человек более 15 лет добросовестно и открыто пользовался занятой землёй и на неё не претендуют другие люди, а также не нарушено целевое назначение участка, то участок можно узаконить. Для этого нужно провести его межевание и подать документы в МФЦ для легализации земли. Но размер такого участка не должен превышать 10% от надела, находящегося в собственности этого гражданина.
Ненадлежащее использование земельных участков — причина их изъятия по закону. Типичные ситуации
Использование земельных участков, порой, кажется настолько обыденным делом, что из внимания их собственников ускользает момент ответственности, связанный с обязательностью соблюдения порядка эксплуатации земли, установленного законодательством.
Бывает, что правообладатели земельной недвижимости не обращают внимания на вид разрешённого использования своего земельного надела, полагая, что, как владельцы, они могут совершать с ним любые действия.
Это может стать причиной правонарушений, из-за которых землепользовватели получают из администрации предупреждения об их устранении. На них могут быть наложены штрафы. В худшем случае происходит изъятие участков.
Контроль за правильностью использования земли ведут муниципальные власти, службы Росреестра, и различные контролирующие организации. Земельные участки — вид недвижимого имущества. Характерным признаком такой недвижимости является невозможность её перемещения без причинения при этом несоразмерного ущерба (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ).
Имущество может находиться в собственности каждого. Право частной собственности охраняется законом (статья 35 Конституции РФ). Право на землю, как на имущество, составляют 3 правомочия:
- распоряжение как единолично, так и совместно с другими лицами
- владение
- пользование
Формы собственности на землю, представляющей основу жизни и деятельности народов нашей страны, определены в статье 9 Конституции РФ:
- муниципальная
- частная
- государственная
- другие формы собственности
Собственники земли:
- владеют, пользуются, распоряжаются землёй
- имеют право на защиту своего земельного имущества (статьи c 209 по 217)
Штраф и ответственность за использование земель не по целевому назначению в 2024 году
Все земельные участки, находящиеся как в государственной, так и частной собственности, и расположенные в пределах РФ, имеют определенное назначение.
Попытки нецелевого использования любых наделов караются законом и лица, виновные в таких действиях или допустившие подобные факты, могут быть привлечены к ответственности.
На основании нормативных и законодательных актов, в частности статьи на территории нашей страны существуют отдельные категории земель, которые определяют возможные воздействия при их эксплуатации:
- предназначенные для с/х работ;
- участки водной и лесной категории;
- промышленной категории;
- космического фонда;
- предназначенные для жилого строительства.
- территории, являющиеся резервным фондом;
- относящиеся к охраняемым территориям;
- участки оборонного назначения;
- отведенные под населенные пункты;
Наряду с этим виды разрешенного использования земель базируются и на принципах регионального зонирования участков, к разновидностям которых относят:
- огородничество и садоводство, сюда могут относиться СНТ, ДНТ и ДНП.
- ЛПХ – личные подсобные хозяйства – выращивание культур не для коммерческого назначения;
- ИЖС (для возведения на них зданий или сооружений);
О категории земли и ее целевом назначении собственник или пользователь участка будет знать еще на этапе оформления необходимой документации, позволяющей эксплуатировать землю или осуществлять с ней какие-либо действия. Основными документами, в которых будет содержаться такая информация, будут являться кадастровый паспорт и свидетельство государственного образца о праве собственности.
Согласно требованиям Земельного кодекса использование земель разрешается исключительно в порядке их непосредственного назначения. При необходимости изменения назначения или применения с какой-либо другой целью предварительно необходимо обратиться с заявлением, в котором будет указана причина и основания.