Установленные предельные максимальные размеры земельных участков в 2022 году
112 просмотровВ этой статье:
- 0.1 Предельные минимальные и максимальные размеры для градостроительства в Подмосковье
- 0.2 Как определить, какой участок можно получить или выделить под строительство в поселении
- 0.3
- 0.4 Предельные минимальные и максимальные размеры предоставляемых гражданам участков
- 1 О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области
- 2 Законодательное регулирование
- 3 Установленные предельные максимальные размеры земельных участков
- 4 Допустимая минимальная площадь
- 5 Возможные проблемы
- 6 Предельные размеры земельных участков в московской области в 2024 году
- 7 Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков в Подмосковье
- 8 Предельные размеры земельных участков в московской области в 2022 году калькулятор
- 9 Предельные размеры земельных участков в московской области в 2022 году кандидаты
- 10 Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)
- 11 Частные случаи
- 12 Под садоводство
- 13 Что такое предельный размер участка
- 14 Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ
- 15 Ограничение площади наделов под ИЖС
- 16 Ограничения для угодий под ЛПХ
- 17 Допустимая площадь садоводческих участков
- 18 Ограничения площади земельных участков в Московской области
- 19 Ограничения площади наделов в Ленинградской области
- 20 Отклонение от установленных норм
- 21 Наделы, на которые не распространяются предельные нормы
- 22 Выводы
Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков
Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев. Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков. Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).
Предельные минимальные и максимальные размеры для градостроительства в Подмосковье
Градостроительный кодекс РФ обязывает местные власти утверждать для городских и сельских населенных пунктов градостроительные регламенты. Эти документы устанавливают, в каком порядке можно застраивать земли в черте поселения: от зонирования всего поселения до архитектурного облика здания, уместного на определенной улице.
В том числе градостроительный регламент поселения
- устанавливает, где это необходимо, предельные минимальные и максимальные размеры участков под застройку,
- указывает, на каких территориях нет предельных минимальных и максимальных размеров участков.
Учитывая объем и разнообразие градостроительных регламентов, сделать сводный анализ по интересующим субъектам федерации вряд ли возможно. Поэтому рассмотрим вопрос на примерах.
В г. Москва вопрос с предельными размерами участков под застройку решен на региональном уровне: п. 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2022 г. № 120-ПП указывает, что ни в одной из территориальных зон города минимальные и максимальные размеры земельных участков не устанавливаются.
Иная ситуация в Московской области. Так, принятые в городе Рошаль Правила землепользования и застройки (утв. Советом депутатов городского округа Рошаль МО от 23.01.2017 № 1/28) вводят минимальные размеры участков для
- среднеэтажной застройки — многоквартирных домов в пределах 8 этажей (минимальный размер участка – 2022 кв.м, максимальный – 500 000 кв. м);
- малоэтажной многоквартирной застройки – жилья в пределах 4 этажей (минимальный размер участка 2022 кв. м, максимальный – 100000 кв.м);
- индивидуальной жилой застройки – домов на 1 семью не выше 3-х надземных этажей (минимальный размер участка – 300 кв. м, максимальный – 2022 кв.м).
На сегодня правила землепользования и застройки приняты во многих поселениях области и все они содержат детальные указания по поводу минимальных и максимальных размеров участков под застройку.
Как определить, какой участок можно получить или выделить под строительство в поселении
Градостроительные регламенты имеют весьма сложную структуру, поэтому поясним, как найти правило о минимальном или максимальном размере участка под застройку для конкретной территории. Для этого нужно
- найти полный текст местных правил землепользования и застройки с картами (обязательно должны быть размещены на официальном сайте поселения или городского округа, согласно требованию ч. 2 ст. 32 ГсК РФ);
- На карте зонирования территории поселения найти, хотя бы приблизительно, интересующий участок и выяснить, к какой зоне он относится;
- в правилах землепользования выявить требования к застройке интересующей территориальной зоны – в том числе, допустимо ли в ней возведение желаемого объекта и установлен ли для такого объекта предельный минимальный и максимальный размер земельного участка.
Обращаем внимание, что необходимо также проверить соответствие будущего здания по проекту таким требованиям градостроительных регламентов как
- расстояние до других объектов недвижимости, красных линий и границ соседних участков,
- предельная этажность для данного объекта в конкретной зоне,
- максимальный процент застройки выбранной территории
Предельные минимальные и максимальные размеры предоставляемых гражданам участков
Здесь мы рассмотрим исключительно предельные минимальные и максимальные размеры государственных или муниципальных участков, предоставляемых гражданам в собственность или аренду.
В Московской области действует закон от 17.06.2003 № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», предусматривающий следующее
Вид использования сельхозучастка | Минимальный размер, гектары | Максимальный размер, гектары |
Фермерское хозяйство | 2 | 40 |
Садоводство | 0,06 | 0,15 |
огородничество | 0,04 | 0,1 |
Дачное строительство | 0,06 | 0,25 |
Установление предельных размеров участков прочих видов использования региональный законодатель передал местным органам власти. Мы предлагаем информацию по Московской области, актуальную на 2022 г.
№ района п/п | Район МО |
Вид использования сельхозучастка | Минимальный размер, гектары | Максимальный размер, гектары |
1. | Волоколамский |
ИЖС в Волоколамске и Сычево | 0,02 | 0,12 |
ИЖС в селе | 0,02 | 0,25 | ||
Приусадебный
ЛПХ в Волоколамске и Сычево | 0,06 | 0,12 | ||
Приусадебный
ЛПХ в селе | 0,06 | 0,25 | ||
Полевой
ЛПХ | 0,06 | 1 | ||
2. | Воскресенский |
ИЖС в Воскресенске и поселках | 0,06 | 0,15 |
ИЖС в селе | 0,08 | 0,3 | ||
Приусадебный
ЛПХ в Воскресенске и поселках | 0,06 | 0,15 | ||
Приусадебный
ЛПХ в селе | 0,08 | 0,3 | ||
Полевой
ЛПХ | 0,1 | 0,3 | ||
3. | Дмитровский | Для
ИЖС или
ЛПХ | 0,02 | 0,15 |
Для садоводства | 0,02 | 0,12 | ||
4. | Истринский |
ИЖС в Истре, Дедовске и пос. Снегири | 0,06 | 0,15 |
ИЖС в селе | 0,06 | 0,3 | ||
ЛПХ | 0,06 | 0,5 | ||
5. | Клинский |
ИЖС | 0,05 | 0,3 |
Приусадебные
ЛПХ | 0,05 | 0,3 | ||
Полевые
ЛПХ | 0,5 | 1 | ||
6. | Коломенский |
ИЖС и
ЛПХ в поселке Пески | 0,05 | 0,2 |
ИЖС и
ЛПХ в селе | 0,05 | 0,3 | ||
Полевые
ЛПХ | 0,05 | 2 | ||
7. | Ленинский |
ИЖС в г. Видное | 0,06 | 0,15 |
ИЖС кроме г. Видное | 0,06 | 0,25 | ||
ЛПХ в г. Видное | 0,06 | 0,15 | ||
ЛПХ кроме г. Видное | 0,06 | 0,25 | ||
8. | Лотошинский |
ИЖС в Лотошино | 0,04 | 0,2 |
ИЖС в селе | 0,04 | 0,5 | ||
Приусадебный
ЛПХ в Лотошино | 0,06 | 0,2 | ||
Приусадебный
ЛПХ в селе | 0,06 | 0,5 | ||
Полевой
ЛПХ | 0,06 | 0,5 | ||
9. | Можайский |
ИЖС | 0,04 | 0,12 |
ЛПХ | 0,04 | 0,3 | ||
10. | Наро-Фоминский |
ЛПХ ,
ИЖС в Наро-Фоминске | 0,04 | 0,15 |
Прочие земли для
ЛПХ ,
ИЖС | 0,04 | 0,3 | ||
11. | Ногинский |
ИЖС и
ЛПХ в Ногинске | 0,09 | |
ИЖС и
ЛПХ в районе | 0,12 | |||
12. | Одинцовский |
ИЖС | 0,08 | 0,25 |
ЛПХ | 0,06 | 0,25 | ||
13. | Орехово-Зуевский |
ИЖС для села | 0,03 | 0,3 |
ИЖС для городов | 0,03 | 0,15 | ||
ЛПХ для села | ||||
ЛПХ для города | 0,03 | 0, 4 | ||
14. | Пушкинский |
ИЖС в городах и поселках городского типа | 0,04 | 0,25 |
ИЖС в селе | 0,05 | 0,3 | ||
ЛПХ | 0,03 | 0,3 | ||
15. | Раменский |
ИЖС | 0,06 | 0,4 |
Приусадебные
ЛПХ | 0,04 | 0,4 | ||
Полевые
ЛПХ | 0,06 | 1 | ||
16. | Сергиево-Посадский |
ЛПХ ,
ИЖС в городских населенных пунктах | 0,06 | 0,12 |
ЛПХ ,
ИЖС в селах | 0,06 | 0,3 | ||
Полевые
ЛПХ | 0,1 | 2 | ||
17. | Серпуховский |
ЛПХ ,
ИЖС | 0,06 (от 0,045, если маленький участок находится в естественных границах) | 3 |
18. | Солнечногорский |
ИЖС | 0,05 | 0,25 |
Приусадебные
ЛПХ | 0,03 | 0,25 | ||
Полевые
ЛПХ | 0,1 | 1 | ||
19. | Ступинский |
ЛПХ ,
ИЖС в Ступино | 0,04 | 0,06 |
ЛПХ ,
ИЖС в Жилево, Малино. Михнево | 0,06 | 0,08 | ||
ЛПХ ,
ИЖС в селах | 0,06 | 0,15 | ||
20. | Талдомский |
ИЖС в городе | 0,04 | 0,2 |
ИЖС в селе | 0,04 | 0,25 | ||
Приусадебные
ЛПХ в городе | 0,04 | 0,25 | ||
Приусадебные
ЛПХ в селе | 0,04 | 0,5 | ||
Полевые
ЛПХ | 0,5 | 1,5 | ||
21. | Чеховский |
ИЖС | 0,06 | 0,15 |
ЛПХ | 0,06 | 0,25 | ||
22. | Шатурский |
ИЖС | 0,06 | 0,5 |
ЛПХ | 0,06 | 0,5 | ||
23. | Щелковский | Приусадебный
ЛПХ | 0,04 | 0,5 |
Полевой
ЛПХ | 0,1 | 1 | ||
ИЖС | 0,04 | 0,4 |
В г. Москве установление предельных максимальных/минимальных размеров участков должно осуществляться городской Думой, однако таковое для целей передачи земли гражданам в собственность или аренду пока не введено.
Итак, мы можем сделать вывод, что введение предельных размеров участков – инструмент, применяемы как в градостроительстве, так и в земельных отношениях в случае предоставления участка гражданам. Особенно обширно отражены данные вопросы в законодательстве Московской области, в том числе и на муниципальном уровне. Стоит отметить, что наиболее распространенный минимальный размер участка
ИЖС
для предоставления гражданам – 0,06 га или 6 соток. Однако в районах, удаленных от Москвы, такой размер меньше – 0,04 га, что должно, видимо простимулировать спрос на землю.
Тематика: Имущественные отношения, землепользование, природные ресурсы и экология
Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (www.mosreg.ru), 23.04.2022; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 24.04.2022; «Ежеденвные новости. Подмосковье», 08.05.2022.
Проект закона № 1032па
ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» и о признании утратившими силу некоторых законов Московской области в сфере земельных правоотношений
Статья 1
Внести в Закон Московской области № 252/2017-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам
в собственность на территории Московской области» следующие изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
«О предельных размерах земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области»;
статью 3 признать утратившей силу.
Статья 2
Признать утратившими силу:
Закон Московской области № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области»;
Закон Московской области № 163/2017-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области»;
Закон Московской области № 20/2018-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев
« 22 » апреля 2022 года
№ 63/2022-ОЗ
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 11.04.2022 № 21/81-П
О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области
(с изменениями на 12 марта 2022 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 апреля 2022 года на основании
Закона Московской области от 22 апреля 2022 года N 63/2022-ОЗ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 3 октября 2022 года N 163/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.10.2017);
Законом Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2017-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2017);
Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 14.03.2018).
____________________________________________________________________
Принят
постановлением
Московской областной Думы
от 28 мая 2022 года N 3/59-П
Настоящий Закон устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Московской области применительно к муниципальным образованиям Московской области, в которых правила землепользования и застройки не утверждены.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 15 марта 2022 года Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ.
Статья 1. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность
Установить минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:
абзац утратил силу с 9 января 2022 года — Закон Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2017-ОЗ;
садоводства — 0,06 га;
огородничества — 0,04 га;
дачного хозяйства — 0,06 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2022 года Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ.
Статья 2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность
Установить максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения:
абзац утратил силу с 9 января 2022 года — Закон Московской области от 27 декабря 2022 года N 252/2017-ОЗ;
садоводства — 0,15 га;
огородничества — 0,10 га;
дачного хозяйства — 0,25 га.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 марта 2022 года Законом Московской области от 12 марта 2022 года N 20/2018-ОЗ.
Статья 3. Заключительные и переходные положения
1. Настоящий Закон применяется в случаях, если федеральными законами или законами Московской области не установлены иные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.
2. В случае, если размер земельного участка, предоставленного гражданину в установленном порядке до вступления в силу настоящего Закона ниже предельного минимального размера, либо превышает предельный максимальный размер, установленные статьями 1 и 2 настоящего Закона, то для данного земельного участка этот размер является соответственно минимальным или максимальным.
3. Часть утратила силу с 10 октября 2022 года — Закон Московской области от 3 октября 2022 года N 163/2017-ОЗ..
4.
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
5. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение малого Совета Московского областного Совета народных депутатов от 16.12.92 N4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области».
Губернатор
Московской области
Б.В.Громов
17 июня 2022 года
N 63/2003-ОЗ
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
При отсутствии денежных средств на покупку земельного участка человек может рассчитывать на государственную помощь. При этом важно соблюдать определенные на законодательном уровне условия.
Рассчитывать на крупный надел не стоит. Ведь в нормативно-правовых актах отражаются установленные предельные максимальные размеры земельных участков. Они зависят от различных факторов.
Нормативы определяются жилищным законодательством. Также на региональном уровне предусматриваются локальные акты, которые регулируют данный вопрос.
Законодательное регулирование
Законодательство, в котором отмечаются предельные максимальные размеры земельных участков, необходимо для обеспечения рационального использования площадей. Нормы считаются логичными, так как при отсутствии ограничений деление земли могло происходить бесконечно.
Микроучастки, полученные после раздела, не всегда оказываются пригодными для использования. Также нельзя рационально применять крупные наделы. Поэтому законами определены регламенты применения земель для каждого гражданина.
Собственники часто стремятся поделить участки.
Как показывает судебная практика, такие меры требуются при:
- наследовании земли;
- разводе супругов;
- необходимости выделить землю одному собственнику для продажи;
- стремлении продать и подарить часть участка.
Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков
Но при этом выделить долю, меньшую установленной нормы, будет невозможно. В настоящее время закон, которые регулирует данные правила, претерпел изменения.
В марте 2022 года Градостроительный кодекс РФ потерял пункт четвертый статьи 41. В нем отмечалось, что в ходе деления участки не должны превышать и быть меньше допустимых значений. Однако пункт 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ по-прежнему содержит данную норму с указанием допустимых значений.
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Упрощена была статья 33 Земельного кодекса РФ, в которой отмечалось установление норм для крестьян, садоводов, огородников и дачников на основании региональных законов. При этом личное подсобное хозяйство и
ИЖС
регулировалось актами органов местного самоуправления.
Для того, чтобы определить минимальные и максимальные значения, в соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, нужно обратиться к градостроительному регламенту. Он прописывается в Правилах использования земли и застройки муниципальных образований. Документ подлежит утверждению органами местного самоуправления.
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков
Регламенты могут содержать ссылки на муниципальные документы. Но если земельные участки не попадают в список тех, что регулируются данными законами, стоит обращаться к Земельному кодексу РФ и другим федеральным документам.
Например, регламент не может быть применим к:
- землям, на которых располагаются объекты культурного наследия;
- территориям общего пользования;
- участкам для постройки линейных объектов;
- площадям для добычи полезных ископаемых.
Образец свидетельства о праве собственности на землю
В
очередь на земельный участок
можно встать, только необходимо собрать пакет документов.
Как происходит изъятие земельного участка за неиспользование — читайте в этой статье.
Установленные предельные максимальные размеры земельных участков
Градостроительный кодекс РФ обязывает местные органы власти утвердить регламенты, которые будут использоваться для городов и сельских местностей. Документы должны регулировать вопрос застройки земли в рамках поселения.
Регламентом предусматривается определение минимальных и максимальных значений участков. Также документ выделяет территории, где данные нормы не применяются.
Сделать сводный анализ по всем субъектам страны не получится. Поэтому для примера можно рассмотреть состояние регламента в Москве.
Столичные власти подготовили не отдельный документ, а ввели данные нормы в пункт 3.4.1. Правил землепользования и застройки города Москвы. Они определили, что в городе ни в одной из зон минимальные и максимальные значения не применяются.
В Московской области ситуация сложилась по-иному.
Согласно закону № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО», который был издан 17 июня в 2022 году, выделяют следующие показатели:
Для фермерского хозяйства | Сорок гектаров. |
Для садоводства | Пятнадцать сотых гектара. |
Для огородничества | Одна десятая гектара. |
Для дачного строительства | Двадцать пять сотых гектара. |
Таким образов область разработала собственные нормативы для определения земельных участков.
Для садоводства
В соответствии со статьей 13 ФЗ О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», максимальная площадь участков устанавливается на региональном уровне. При этом должны быть учтены нормы федеральных законов для граждан отдельных категорий.
Ранее не было разработано федерального закона, который устанавливает нормы гражданам на бесплатные земельные участки. Поэтому ориентироваться нужно было на общие регламенты в рамках субъектов.
Нормы определяются в соответствии со свободными площадями и средней земельной долей. Чаще всего край или область ориентируются на значения от 0.08 до 0.15 га.
Для садоводства
отдельным категориям граждан выделяются бесплатные участки земли. В городах они не должны быть менее 0.20 га, а в селах – 0.40 га.
Для
ИЖС
Минимальный размер земли для строительства жилого дома определяется на региональном уровне. Также значение устанавливает муниципальный земельный комитет. При этом законы не должны противоречить Конституции РФ и Земельному кодексу РФ.
Под
ИЖС
в собственность можно получить максимально допустимый участок. В программе участвуют льготные категории граждан, которым земля выделяется на
бесплатной основе
.
Максимальная норма определяется в соответствии с количеством свободных наделов в собственности МО. Также учитывается экономическое развитие региона, количество человек в семье. В соответствии с этим земля для одинокого инвалида не будет аналогичной той, которая выделяется многодетной семье.
В стране определены средние максимальные значения наделов. Участки под
ИЖС
равняются площади от 5 до 30 соток. Ограничения используются при выделении земель из собственности государства и муниципального образования.
Скачать образец заполнения заявления на предоставление земельного участка многодетной семье
Скачать бланк заявления на предоставление земельного участка многодетным семьям
Регуляция нормативов происходит в соответствии с правом собственности на землю. Поэтому ориентироваться приходится на федеральные, региональные или муниципальные законы. Если застройка планируется на участке, приобретенном самим гражданином за личные средства, то регламенты не используются.
Допустимая минимальная площадь
Минимальный размер земельного участка, выделенного гражданину из фонда страны, определяется законодательными актами субъектов РФ. Если же дело касается ведения личного подсобного хозяйства, то ориентироваться нужно на документы, изданные органами местного самоуправления.
Нормы определяются градостроительными регламентами. Если они не распространяются на отдельные виды участков, то стоит ориентироваться на Земельный кодекс РФ и федеральные законы.
Размер участка отражается в статье 33 Земельного кодекса РФ. Также приводится разница между уточненной площадью и площадью, указанной в государственном кадастре. Она составляет не более 10%.
Например, по законам Краснодарского края минимальные размеры установлены в пределах 400 квадратных метров при длине от 8 метров для земель для ведения садоводческой деятельности. Если же участок будет использоваться для
ИЖС
или личного подсобного хозяйства, то минимальный предел определяется в виде 600 квадратных метров и ширине 12 метров.
Возможные проблемы
Предельные размеры, на основании градостроительных регламентов, определяются для всех видов земель.
Они учитываются в случае выделения:
- участка из состава государственного и муниципального фонда;
- земли в собственность гражданам;
- площади для раздела участков;
- земли для образования новых наделов;
- долей из невостребованных фондов.
В некоторых случаях граждане могут столкнуться с проблемными моментами. Они связаны с несоответствием участков, неиспользованными нормами. Также выделяют различия в муниципальных образованиях.
Несоответствие
При несоответствии площади создаваемого или изменяемого участка, возможно вынесение отказа в регистрационных органах. Государственные действия с ним могут оказаться невозможными.
Если площадь будет увеличена, то организации будут принимать во внимание фактические значения и превышение размеров, указанных в документах. Важно помнить, что запрещается превышать допустимые значения, а также использовать земли менее предельных показателей.
Если по факту площадь будет превышать 10% от зафиксированной в кадастровых документах, решить проблему можно будет только одним способом. Гражданину потребуется выкупить избыточные гектары у муниципального образования. Просто так присоединить избыточные квадратные метры не получится.
Для понимания ситуации необходимо рассмотреть пример. У члена садового товарищества имеется участок 30 соток по документам. Но фактически он использует 34 сотки земли. Четыре лишние сотки кадастровая палата отказала прирезать.
Данные земли (четыре лишние сотки) превышают указанные в законе 10%. Поэтому присоединение может быть признано самозахватом. Излишки земли должны быть выкуплены.
Когда нормы не используются
Требования, касающиеся предельных размеров, не распространяются на участки, изъятые из государственных и муниципальных нужд для некоторых целей.
Статья 286. Порядок изъятия земельного участка, не используемого по целевому назначению
Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд
Среди таковых земель можно выделить:
- объекты с системами обеспечения энергией на федеральном и региональном уровнях;
- земли для движения транспорта, прокладывания путей сообщения, установления связи;
- объекты линейного характера федерального и регионального уровня;
- элекро-, газо, водо- и теплопроводы;
- автомобильные дороги любого вида.
Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Изъятие участков дает право на дальнейшее изменение их целевого назначения. В остальных случаях предельные размеры определяются на региональном уровне. Среди таких документов выделяют постановления администраций, решения совета депутатов. Также важно ориентироваться на законы субъектов РФ.
Различия в разных муниципалитетах
Различные муниципалитеты устанавливаются собственные предельные размеры участков земли. Минимальный и максимальный предел необходимо выяснять в органах местного самоуправления.
Для сравнения можно взять размеры, установленные в Выборгском и Ломоносовском районах одной и той же Ленинградской области:
- Первый район определил наделы на индивидуальное размещение дома и
ЛПХ
в размере от 5/100 до 25/100 гектаров, если речь идет о непосредственно населенном пункте. За его пределами нормы составят 3/100 – 5/10 га.
- Индивидуальное жилищное строительство может вестись на участке не менее 0.06 га и не более 25/100 – 35/100 га в зависимости от конкретных ситуаций.
- Земли, используемые для ведения сельского хозяйства, составляют не менее 2/10 гектаров. Максимально допустим их размер 1 га.
Другие значения определены в Ломоносовском районе.
ЛПХ
можно вести на участках от 5/100 до 25/100 га в населенном пункте и от 3/100 до 5/10 за его пределами.
ИЖС
осуществляется на площади от 5/100 до 25/100 га.
Несмотря на то, что нормы в районах разные, поход органов власти к определению наделов схож. Различия в предельных площадях обусловлены наличием свободных и занятых земель, численности и плотности проживания населения, перспективности земель.
Для определения нормативов важно обращать внимание не только на федеральные законодательные акты, но и региональные документы. Ведь последние часто являются приоритетными для установления предела.
ЛПХ
0,03
0,3
15.
Раменский
ИЖС
0,06
0,4
Приусадебные
ЛПХ
0,04
0,4
Полевые
ЛПХ
0,06
1
16.
Сергиево-Посадский
ЛПХ
,
ИЖС
в городских населенных пунктах
0,06
0,12
ЛПХ
,
ИЖС
в селах
0,06
0,3
Полевые
ЛПХ
0,1
2
17.
Серпуховский
ЛПХ
,
ИЖС
0,06 (от 0,045, если маленький участок находится в естественных границах)
3
18.
Солнечногорский
ИЖС
0,05
0,25
Приусадебные
ЛПХ
0,03
0,25
Полевые
ЛПХ
0,1
1
19.
Ступинский
ЛПХ
,
ИЖС
в Ступино
0,04
0,06
ЛПХ
,
ИЖС
в Жилево, Малино.
Под приусадебные
ЛПХ
в городе – 0,04 га;
- Под приусадебные
ЛПХ
в селе – 0,04 га;
- Под полевые
ЛПХ
– 0,5 га.
В Чеховском:
- Под
ИЖС
– 0,06 га;
- Под
ЛПХ
– 0,06 га.
В Шатурском:
- Под
ИЖС
– 0,06 га;
- Под
ЛПХ
– 0,06 га.
В Щелковском:
- Под приусадебный
ЛПХ
– 0,05 га;
- Под полевой
ЛПХ
– 0,1 га;
- Под
ИЖС
– 0,04 га.
В Москве установка граничных минимальных размеров земельных наделов проводится городской Думой.
Установление минимальных размеров участков земельного надела является инструментом, который широко применяется в градостроительстве и земельных отношениях при выдаче земли гражданам во владение.
Наиболее понятно и подробно данный вопрос раскрыт в законодательстве Московской области.
Предельные размеры земельных участков в московской области в 2024 году
Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков в Подмосковье
Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков
Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев. Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков. Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).
Предельные размеры земельных участков в московской области в 2022 году калькулятор
Статья 2
1. Установить предельные максимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области в размере 2022 га.
2. Установить предельные минимальные размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на территории Московской области в размере 2 га.
3.
Предельные размеры земельных участков в московской области в 2022 году кандидаты
- Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
- Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;
О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области (с изменениями на 12 марта 2022 года)
(с изменениями на 12 марта 2022 года)____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 09.10.2017); (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 29.12.2017); (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 14.03.2018).
Возникла ситуация, когда вам требуется провести раздел земельного участка, с целью продажи его части. Как это сделать? Запомните, при разделе участка, в первую очередь, необходимо провести межевание.
Отличия начинаются при получении прав собственности. Здесь может быть два варианта: вы по-прежнему будете совладельцами, только не одного, а двух участков, или каждый получит свою долю в личную собственность.
Определившись с правом владения, нужно заполнить соответствующий образец заявления при подаче документов.
Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)
Для регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание на фактическую площадь и величину её превышения над зафиксированной изначально в документах на участок и в самом ГКН.
1.
Волоколамский
ИЖС
в Волоколамске и Сычево
0,02
0,12
ИЖС
в селе
0,02
0,25
Приусадебный
ЛПХ
в Волоколамске и Сычево
0,06
0,12
Приусадебный
ЛПХ
в селе
0,06
0,25
Полевой
ЛПХ
0,06
1
2.
Воскресенский
ИЖС
в Воскресенске и поселках
0,06
0,15
ИЖС
в селе
0,08
0,3
Приусадебный
ЛПХ
в Воскресенске и поселках
0,06
0,15
Приусадебный
ЛПХ
в селе
0,08
0,3
Полевой
ЛПХ
0,1
0,3
3.
Дмитровский
Для
ИЖС
или
ЛПХ
0,02
0,15
Для садоводства
0,02
0,12
4.
Истринский
ИЖС
в Истре, Дедовске и пос.
Совет депутатов городского округа Подольск решил:1.
Установить следующие предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования «Городской округ Подольск Московской области»:1.1.
О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области (утратило силу на основании закона Московской области от 17.06.2003 N 63/2003-ОЗ)
РЕШЕНИЕ от 16 декабря 2022 года N 4/28О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области ____________________________________________________________________Утратило силу на основании ____________________________________________________________________В соответствии с и малый Совет Мособлсовета решил:1.
Для дачного строительства до 0,12 га. 1.3.
На эти нормативы опираются во время межевания новой земельной территории, при создании проектов домов и планировок участков. Расстояние между домами ограничивается для того, чтобы их эксплуатация была безопасной. На дистанцию влияет строительный материал, из которого планируется возведение постройки (может составлять от 8 до 25 метров).
Частные случаи
Минимальная величина устанавливается не только для земель под
ИЖС
, но и для участков садоводства, земель сельхозназначения, при межевании и разделе, под
ЛПХ
, вновь образуемых и под строительство многоквартирного дома.
Под садоводство
Участок под садоводство является одним из самых востребованных желаний граждан. Цель использования надела будет влиять на размер его площади.
На сегодня правила землепользования и застройки приняты во многих поселениях области и все они содержат детальные указания по поводу минимальных и максимальных размеров участков под застройку.
Как определить, какой участок можно получить или выделить под строительство в поселении
Градостроительные регламенты имеют весьма сложную структуру, поэтому поясним, как найти правило о минимальном или максимальном размере участка под застройку для конкретной территории. Для этого нужно
- найти полный текст местных правил землепользования и застройки с картами (обязательно должны быть размещены на официальном сайте поселения или городского округа, согласно требованию ч. 2 ст.
Земельного кодекса Российской Федерации, в которой указывалось, что предельные размеры земельных наделов, выделяемых под фермерское хозяйство, садоводство, животноводство,
огородничество
и возведение дачных построек, устанавливали законы субъектов РФ, а предельные размеры участков, выделяемых под ведение личного подсобного хозяйства и
ИЖС
, – правовые акты органов местной власти.
Таким образом, законодатель попытался упростить регулирование данного вопроса, а также исключить копирование нормативных положений в различных актах. К примеру, аннулированный п. 4 ст. 41 ГрК РФ по своему смыслу является почти полным аналогом п. 1 ст.
За последнее время нормативные акты в данной сфере претерпели значительные изменения.
По их итогам, с 01.03.2015 г. п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации был аннулирован. В этом пункте было указано, что в случае разделения земельного надела на несколько участков, их размеры не могут превышать максимальный размер, установленный градостроительным регламентом, но и не может быть меньше минимальных норм, установленных этим же законом.
Тем не менее, требование о соответствии минимальных и максимальных размеров земельных наделов, содержащееся в п.1 ст. 11.9 ЗК РФ, все еще действует.
Также была аннулирована ст.
Важно
А потому имеет смысл взять один город и рассмотреть именно его регламенты. Пусть это будет Москва.
Итак, в российской столице вопрос передачи земельных наделов под застройку регламентируется пунктами 3.4.1. Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г.
В разных регионах предельные значения разные, однако, среднее значение можно выявить – от 3 до 30 соток.
В каждом регионе размеры земли под
ИЖС
регулируются по-разному в зависимости от нормативных актов, однако ни один из них не может противоречить Конституции РФ и Федеральному закону.
В Московской области размеры земель под
ИЖС
регулируются Законом №3/59-П от 28.05.2003 г.
Согласно нормам, каждому человеку полагается по 18 кв.м. жилой площади. Чем больше людей будет претендовать на жилплощадь, тем больше площади требуется под постройку дома.
Если после рассмотрения вопроса комиссия принимает отрицательное решение и отказывает в предоставлении кадастрового номера под
ИЖС
, собственник должен либо увеличить размер надела, либо перевести его в другую категорию. Большинство регионов независимо от межевания выделяют под строительство минимум 3 сотки земли.
Максимальный размер территории, выдаваемой под строительство дома, регламентируется органами муниципального образования. Большинство субъектов федерации не имеют ограничений по предельному размеру.
Регулирующим данный вопрос законом в Ленинграде является закон от 29 ноября 2022 года №83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство».
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.
Время чтения: 4 минут
Российское законодательство дает возможность каждому гражданину стать владельцем земли. При этом Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» упразднил норму, согласно которой местные власти устанавливали минимальные и максимальные размеры земельных участков. Рассмотрим подробнее, что изменилось после принятия этого закона и как теперь устанавливаются пределы угодий.
Что такое предельный размер участка
Наличие максимальных и минимальных показателей свидетельствует о том, что отечественное законодательство устанавливает ограничения площади для участков, которые можно выкупить или арендовать у местных властей.
Предельные размеры земельных участков определяют законодательные акты. Они включают в себя следующие параметры:
- минимальные отступы от границ наделов для определения мест, где можно сооружать здания, строения и другие объекты, и за пределами которых строительство запрещено;
- предельная высота здания или максимально разрешенное количество этажей;
- процент застройки относительно остальной площади участка;
- места, где отсутствуют ограничения допустимых размеров.
Максимальный размер земельного участка во многом зависит от того, для каких целей он отводится: жилищного строительства, фермерского хозяйства и другого. В каждом конкретном случае принимаются во внимание положения , правила землепользования и другие нормативные акты.
После вступления в 2022 году вышеупомянутых изменений регионы утратили право самостоятельно определять предельные размеры угодий, поэтому таких ограничений осталось немного.
Разберем особенности предоставления земельных участков.
Пределы площадей территорий в условиях, принятых ПЗЗ
Предельные размеры земельных наделов принимаются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), утвержденными местными органами власти. Эти показатели обязательны для всех участников земельных правоотношений и применяются при:
- выделении участков из государственных или муниципальных земель;
- предоставлении угодий в аренду;
- принятии решения о разделении территории;
- определении возможности выполнения прирезок к наделам;
- образовании нового надела сельскохозяйственного назначения;
- выделе аграрной земли, которая находится в общей собственности;
- выделе невостребованной территории;
- выделе угодий из искусственно орошаемых или осушаемых земель.
Чтобы узнать минимальные размеры земельных участков под многоквартирными домами, дачными строениями или фермерскими хозяйствами, нужно обратиться за информацией к местным властям, поскольку эти цифры определяют региональные законодательные акты.
Узнайте, что собой представляют правила застройки и землепользования.
Максимальный и минимальный размер участка при отсутствии регламентов
Если в регионе не действуют ПЗЗ и не установлены градостроительные регламенты, для решения вопросов об образовании участков стоит ориентироваться на законодательные акты субъектов РФ. Это касается случаев, когда предельные размеры определяют местные органы власти.
Одним из таких нормативных актов является, например, Закон Ленинградской области от 29.10.2003 № 83-оз. Он устанавливает предельные размеры наделов, которые предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот же документ определяет максимальные показатели общей площади угодий, которые могут находиться одновременно в собственности и/или другом праве у лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством.
Ограничение площади наделов под
ИЖС
Чтобы знать, какая установлена минимальная площадь земельного участка под
ИЖС
, следует:
- ознакомиться с положениями местного градостроительного регламента. В связи с тем, что этот вопрос законодательно не урегулирован, правила устанавливает исключительно местная администрация;
- посмотреть карту зонирования и определить точное местоположение объекта;
- изучить основные условия и требования к застройке на данной территории;
- обратиться в геодезическую компанию для оформления плана размежевания и составления акта с указанием точных границ надела.
Размер земельного участка для строительства жилого дома зависит от следующих факторов:
- Уровня спроса на землю в данной местности.
- Плотности населения.
- Площади земли, находящейся в собственности лица или муниципалитета, которую можно передать под
ИЖС
.
- Уровня экономического развития региона.
Ограничения для угодий под
ЛПХ
При получении земли для
ЛПХ
учитывают следующие условия:
- индивидуальные жилые строения должны иметь не более трех этажей и площадь до 2022 м2;
- на 12 сотках разрешается возводить только один жилой дом;
- удаленность объекта от соседних строений должна составлять не менее 3 м, для хозяйственных построек – от 1 м;
- расстояние между объектами определяется с учетом строительного материала.
Для того чтобы понять особенности выбора целевого назначения надела, ознакомьтесь со статьей “Земли
ЛПХ
и
ИЖС
: в чем разница”.
Допустимая площадь садоводческих участков
В разных регионах страны минимальный размер земельного участка для садоводства может отличаться, например:
- в Московской области этот показатель составляет 6 соток;
- в Ленинградской – 5;
- в Свердловской – 11 соток.
На федеральном уровне минимальный размер колеблется между 6 (для огородного хозяйства от 4) и 15 сотками. Кроме того, площадь участка для садоводства должна быть не менее 400 м2, а его ширина не может превышать 8 м.
Узнайте, что собой представляет земля населенных пунктов для садоводства.
Ограничения площади земельных участков в Московской области
Согласно актуальным требованиям, действуют следующие предельные размеры земельных участков в Московской области в 2022 году:
- для садоводства – от 0,06 до 0,15 га;
- для огородничества – от 0,04 до 0,10 га;
- для дачного хозяйства – о т 0,06 до 0,25 га.
Точные цифры можно найти в законодательных актах конкретно взятого региона.
Ограничения площади наделов в Ленинградской области
В ЛО установлены такие максимальные размеры земельных угодий:
- для садоводства – 0,12 га;
- для дачного строительства – 0,20 га;
- для огородничества – 0,10 га;
- для крестьянского (фермерского) хозяйства – 50 га.
Минимальный размер земельного участка в Ленинградской области составляет:
- для садоводства – 0,05 га;
- для дачного строительства – 0,05 га;
- для огородничества – 0,01 га;
- для крестьянского (фермерского) хозяйства – 1 га.
Ограничения для жилого строительства также зависят от того, будет оно вестись в сельской или городской местности.
Отклонение от установленных норм
Следует помнить о том, какие последствия влечет за собой превышение максимальных размеров земельного участка. На практике такое несоответствие нормам становится основанием для отказа в государственной регистрации объекта.
Единственный возможный выход из сложившейся ситуации – выкуп дополнительной площади у муниципалитета.
Наделы, на которые не распространяются предельные нормы
Существует территории, которые установленные ограничения не затрагивают. К ним относятся:
- объекты федеральных и региональных энергетических систем;
- объекты транспорта, путей сообщения и связи;
- линейные объекты, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
- объекты электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
- автомобильные дороги.
Выводы
Земельный максимум – это установленное законодательством ограничение площади участка, выдаваемого для определенных нужд. В зависимости от целевого назначения, а также региона, в котором расположен надел, этот показатель меняется. В законе предусмотрены не только максимальные, но и минимальные размеры надела.
Поскольку из каждого правила есть исключения, в законодательстве перечислен ряд объектов, на которые эти ограничения не распространяются.