Статья 20. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль
78 просмотровВ этой статье:
- 1 ЖКХ Московской области / горячая линия: сообщайте о нарушениях в ЖКХ
- 2
- 3 Право потребителей на информацию об исполнителе услуг, услугах и работах в сфере ЖК
- 4 Что собой представляет отдел муниципального жилищного контроля?
- 5 Государственная информационная система ЖКХ
- 6 Муниципальный контроль
- 7 Нарушение прав поьребителей в сфере ЖКХ
- 8 Что делать, если есть подозрения в нарушении прав потребителя?
- 9 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЖКХ
- 10 Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере ЖКХ
- 11 Муниципальный жилищный контроль
- 12 Судебный порядок урегулирования споров
ЖКХ Московской области / горячая линия: сообщайте о нарушениях в ЖКХ
- Основные темы:
- Право потребителей на информацию об исполнителе услуг, услугах и работах в сфере ЖКХ.
- Государственная информационная система ЖКХ.
- Нарушение прав в сфере ЖКХ: как их распознать.
- Что делать, если есть подозрения в нарушении прав потребителя?
- Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере ЖКХ.
- Судебный порядок урегулирования спора.
Каждый житель квартиры одновременно является и потребителем жилищно-коммунальных услуг. И его права могут быть нарушенными. В какой-то мере виноватым в этом можно считать самого жителя: большинство собственников и нанимателей жилых помещений не стремятся активно участвовать в «судьбе» своего дома, а это провоцирует недобросовестных предпринимателей на то, чтобы повернуть ситуацию в свою пользу.
Еще одна причина: слишком мало людей разбирается в тонкостях жилищно-коммунальной сферы и закона «О защите прав потребителей». Они порой даже не подозревают о своих правах и понятия не имеют, куда жаловаться в случае их нарушения.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории Владивостокского городского округа»:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (источник официального опубликования «Собрание законодательства Российской Федерации», 26.01.2009, № 4, ст. 445);
Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (КонсультантПлюс) В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 15, «Российская газета», № 1, 12.01.2005, «Парламентская газета», № 7-8, 15.01.2005;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (источник официального опубликования «Собрание законодательства Российской Федерации», 07.01.2002, № 44, № 1 (ч. 1), ст. 1);
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (источник официального опубликования «Собрание законодательства Российской Федерации», 06.10.2001, № 40, ст. 3822);
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (источник официального опубликования «Российская газета», № 266, 30.12.2008; «Собрание законодательства Российской Федерации», 29.12.2008, № 52, (ч. 1), ст. 6249);
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения» (источник официального опубликования — официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.02.2017);
Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (ред. от 28.01.2019) «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (КонсультантПлюс) В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Собрание законодательства РФ», 12.07.2010, № 28, ст. 3706;
Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 15.12.2018) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 21.08.2006, № 34, ст. 3680, «Российская газета», № 184, 22.08.2006;
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (ред. от 15.12.2018) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме»). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», № 266, 30.12.2008, «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249, «Парламентская газета», № 90, 31.12.2008;
Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 (ред. от 13.09.2018) «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации , 22.05.2013, «Собрание законодательства РФ», 27.05.2013, № 21, ст. 2652;
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Источник публикации «Российская газета», № 214, 23.10.2003 (дополнительный выпуск);
Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями». Источник публикации «Российская газета», № 16, 27.01.2006, «Собрание законодательства РФ», 30.01.2006, № 5, ст. 546;
Муниципальный правовой акт города Владивостока от 31.07.2013 № 50-МПА (ред. от 07.05.2019) «Положение об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Владивостокского городского округа» (принят Думой города Владивостока 26.07.2013). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Владивосток», № 116(5087), 01.08.2013, «Вестник Думы города Владивостока», № 8, 06.08.2013, с. 3-5;
Постановление администрации г. Владивостока от 26.12.2013 № 3796 (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении Административного регламента осуществления администрацией города Владивостока муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории Владивостокского городского округа». В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Владивосток», № 19(5192), 11.02.2014;
Постановление Администрации Приморского края от 20.02.2013 № 69-па «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края» (источник официального опубликования «Приморская газета», № 15 (746), 22.02.2013);
Устав города Владивостока (источник официального опубликования газета «Владивосток», спецвыпуск, 28.07.2005).
Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению муниципального жилищного контроля
Федеральные законы
N п/п | Наименование и реквизиты акта | Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования | Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 | «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ | Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляющие управление многоквартирными домами, наниматели помещений в многоквартирных домах | В полном объеме |
2 | «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ | Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляющие управление многоквартирными домами, наниматели помещений в многоквартирных домах | В полном объеме |
3 | Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» | Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляющие управление многоквартирными домами | В полном объёме |
Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжении Правительства Российской Федерации
N п/п | Наименование и реквизиты акта | Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования | Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 | Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) работ с перерывами превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 | Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляющие управление многоквартирными домами | В полном объеме |
2 | Порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 | Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляющие управление многоквартирными домами | В полном объеме |
3 | Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 | Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляющие управление многоквартирными домами | В полном объеме |
4. | Правила пользования жилыми помещениями. Утвержденные Постановлением Правительства от 21.01.2006 № 25 | Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляющие управление многоквартирными домами, наниматели помещений в многоквартирных домах | В полном объеме |
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти
N п/п | Наименование и реквизиты акта | Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования | Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 | Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) | Юридические лица, индивидуальные предприниматели осуществляющие управление многоквартирными домами | В части не противоречащей Жилищному кодексу РФ |
Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации
N п/п | Наименование и реквизиты акта | Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования | Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 | Постановление Администрации Приморского края от 20.02.2013 № 69-па «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края» | Органы местного самоуправления | В полном объеме |
Нормативные акты органов местного самоуправления
N п/п | Наименование и реквизиты акта | Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования | Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 | Муниципальный правовой акт города Владивостока от 31.07.2013 № 50-МПА (ред. от 07.05.2019) «Положение об осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Владивостокского городского округа» (принят Думой города Владивостока 26.07.2013) | Должностные лица, осуществляющие муниципальный жилищный контроль | В части не противоречащей Жилищному кодексу РФ |
2 | Постановление администрации г. Владивостока от 26.12.2013 № 3796 (ред. от 27.03.2019) «Об утверждении Административного регламента осуществления администрацией города Владивостока муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории Владивостокского городского округа» | Должностные лица, осуществляющие муниципальный жилищный контроль, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане | В полном объеме |
Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, на 2020 год
Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, на 2020 год
Планы
- План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год Распоряжение от 09.04.2020 № 29-5/р «О внесении изменений в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку на 2020 год»
- Распоряжение от 17.04.2020 № 29-6/р «О внесении изменений в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Владивостоку на 2020 год».
Отчеты по муниципальному контролю
- Обзор практики осуществления муниципального жилищного контроля
- Информация о проведенных органом муниципального жилищного контроля плановых и внеплановых проверках юридических лиц в 2019
- Информация о проведенных органом муниципального жилищного контроля плановых и внеплановых проверках юридических лиц в 2018 году
- Информация о проведенных плановых и внеплановых проверках юридических лиц в рамках муниципального жилищного контроля в 2017 году
- Информация о проведенных органом муниципального жилищного контроля плановых и внеплановых проверках в 2020 году
Право потребителей на информацию об исполнителе услуг, услугах и работах в сфере ЖК
На сегодняшний день все организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны раскрывать потребителям практически всю информацию о своей деятельности.
Это касается и управляющих организаций, и ТСЖ, и кооперативов. Информация раскрывается посредством размещения сведений на федеральном портале www.reformagkh.ru, а также по выбору:
- на сайте органа исполнительной власти субъекта РФ;
- на сайте органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация, товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;
- на сайте управляющей организации (только для управляющих компаний)
Стандарты раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утверждены Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010.
Раскрытию подлежит следующая информация об Управляющих компаниях в ЖКХ:
- общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
- сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Данная информация также должна предоставляться потребителю по его письменному запросу.
За нераскрытие информации установлен один из самых высоких штрафов в сфере ЖКХ — до 300 тысяч рублей. Кроме того, потребитель имеет право в судебном порядке потребовать компенсацию морального вреда за нарушение права на информацию о предоставляемых работах, услугах.
Что собой представляет отдел муниципального жилищного контроля?
Муниципальный жилищный контроль — что это?
Согласно действующему законодательству РФ, местное самоуправление, владеющее соответствующим жилищным фондом (ЖФ) и отвечающее за рациональность его использования, обязуется следить за всем, что с ним связано.
В соответствии с изменениями в Жилищном Кодексе от 6 октября 2013, любой муниципалитет нашей страны наделен определенными полномочиями относительно контроля за использованием ЖФ на его территории.
Исполнением данной обязанности должны заниматься полномочные в этом организации, сформированные местным самоуправлением конкретного субъекта РФ.
В широком смысле, под муниципальным жилищным контролем понимается работа отдельных органов муниципалитета, деятельность которых направлена на организацию и проведение мероприятий, связанных с проверкой на правомерность, правомочность и рациональность использования ЖФ муниципального характера.
Нормы, на которые должна ссылаться данная организация, четко регламентированы следующими законодательными актами:
- Жилищный Кодекс РФ;
- Положения постановления Госстроя России от 27.09.2003 года;
- Положения постановления Правительства РФ от 6.05.2011 года;
- Положения постановления Правительства от 21.01.2006 года.
Орган муниципального контроля что это? Каковы обязанности ОЖМК?
Организуя деятельность соответствующих структур, муниципалитет обязуется контролировать все действия юридических и физических лиц относительно использования с их стороны муниципального ЖФ.
Государственная информационная система ЖКХ
Сегодня потребитель жилищно-коммунальных услуг может реализовать свое право на получение информации об исполнителе услуг, их стоимости и периодичности предоставления, полномочиях контрольных и надзорных органов и многих других аспектах сферы ЖКХ. Однако основная трудность заключается в том, что данная информация находится в разных источниках и потребителю приходится прилагать значительные усилия по её поиску. Например, информацию об исполнителе услуг можно найти на сайте reformagkh.ru
, а информацию о полномочиях контрольных и надзорных органов на их собственных сайтах в Интернете.
Чтобы определиться с перечнем услуг по содержанию и ремонту общего имущества, оказываемых вашему дому, придется внимательно изучать договор управления. Узнать о тарифах и нормативах потребления коммунальных услуг можно, написав заявление в органы, принявшие эти тарифы и нормативы, или обратившись в региональный центр общественного контроля.
Чтобы реализовать свое право на получение информации, нужно быть грамотным и активным собственником жилья, ответственно подходить к вопросу содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг. К сожалению, на сегодняшний день не все собственники являются таковыми, чем и пользуются недобросовестные участники рынка ЖКХ. В результате этого злоупотребления в отношении неинформированных и ленивых потребителей часто оборачиваются неблагоприятными последствиями.
С целью устранения данной проблемы государством было принято решение о создании в сети интернет государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), доступной сегодня по адресу dom.gosuslugi.ru
.
Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» № 209-ФЗ от 21.07.2014
Размещению в ГИС ЖКХ в обязательном порядке подлежит следующая информация:
- о жилищном фонде, включая технические характеристики домов;
- о перечне и стоимости услуг по управлению общим имуществом, его содержанию и ремонту для каждого многоквартирного дома в отдельности;
- о принятых в каждом многоквартирном доме решениях общего собрания собственников или общего собрания членов ТСЖ;
- о нормативных актах сферы жилищно-коммунального хозяйства;
- о предоставлении коммунальных услуг и поставках коммунальных ресурсов;
- о размере платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги;
- о задолженности по оплате;
- об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур;
- об органах государственного жилищного надзора, муниципального контроля;
- о капитальном ремонте многоквартирных домов;
- другая информация, предусмотренная федеральными законами.
Главная особенность информационной системы заключается в том, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме сможет найти информацию применительно к своему многоквартирному дому, то есть узнать, к примеру, какие решения общих собраний приняты в его доме, по каким тарифам и нормативам предоставляются коммунальные услуги, на каких условиях заключен договор управления многоквартирным домом.
Отдельно следует упомянуть о том, что создание единого информационного пространства должно снизить количество злоупотреблений в сфере ЖКХ. В частности, ситуации появления протоколов общих собраний «из прошлого» станут невозможны, поскольку каждое решение собственников по конкретному дому будет в обязательном порядке размещаться в информационной системе. Там же должна быть опубликована информация о собраниях, инициированных в доме на текущий момент. Кроме того, система позволит проводить общие собрания собственников в электронном виде. Соответственно, принять участие в таком собрании сможет только собственник помещения в доме и никто иной.
Размещение в информационной системе договора управления, заключенного управляющей организацией с собственниками помещений, сделает невозможным практику наличия разных редакций договора у разных собственников помещений одного и того же дома.
Стоит потратить время, чтобы изучить предложения других управляющих организаций и выбрать более достойную…
Cоздание единой информационной системы в сфере ЖКХ повысит прозрачность отношений между собственниками и исполнителями услуг, а также позволит легче контролировать соблюдение законодательства в сфере в целом.
Муниципальный контроль
Текст опубликован в «Российская газета» от 12 января 2005 года № 1;
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Текст опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 40 ст. 3822;
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Текст опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» от 29 декабря 2008 года № 52 (часть I) ст. 6249;
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Текст опубликован в «Российская газета» от 5 мая 2006 года № 95;
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»
Текст опубликован в «Собрание законодательства Российской Федерации» от 27 июля 2009 года № 30;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Текст опубликован в «Собрание законодательства Российской Федерации» от 12 июля 2010 года № 28 ст. 3706, на Официальном интернет-портале правовой информации ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 № 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»
Текст опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»
Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 февраля 2020 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 8 ст. 1239);
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Первоначальный текст документа опубликован в издании «Российская газета» № 85, 14.05.2009;
Закон Краснодарского края от 27 сентября 2012 года № 2589-КЗ «О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом регионального государственного жилищного надзора при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Краснодарского края»
опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края https://admkrai.krasnodar.ru
Нарушение прав поьребителей в сфере ЖКХ
Нарушения прав потребителей в сфере ЖКХ происходят и в процессе предоставлении жилищных услуг, и в сфере коммунальных услуг.
Распознать нарушения при предоставлении коммунальных услуг проще: в законе четко прописан их перечень, порядок начисления платы за них и требования к качеству.
В законе прописан минимальный перечень работ и услуг, который в любом случае должен выполняться организациями, управляющими домом. Ни управляющая компания, ни собственники не имеют права уменьшать этот список, как бы ни хотелось им сэкономить на обслуживании дома.
С жилищными услугами несколько сложнее. Нужно помнить, что перечень работ и услуг, плата за них утверждаются собственниками на общем собрании. Предлагает этот перечень управляющая компания. Если на самом собрании собственники понимают, что их не устраивают расценки или объем работ, который предлагает управляющая компания, не нужно торопиться подписывать с ней договор. Лучше потратить время на то, чтобы изучить предложения других управляющих организаций и выбрать в итоге более достойную.
Нарушение прав при предоставлении жилищных услуг возникает в случае, если собственники договорились с компанией о перечне услуг, работ, сроках и порядке их проведения, размере оплаты, а она свои обязательства не исполняет либо требует то, что не отражено в договоре.
Что делать, если есть подозрения в нарушении прав потребителя?
Если, собственник подозревает, что его права нарушены, куда ему обратиться? В первую очередь в совет многоквартирного дома.
Члены совета дома, как правило, являются собственниками, разбирающимися в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Они в состоянии объяснить, действительно ли имеет место нарушение прав или просто возникло недопонимание тех или иных моментов.
Если же в совете дома не смогли дать вам четкий ответ (или уверяют, что никаких нарушений нет, а вы в этом сомневаетесь), обратитесь за разъяснениями в ту организацию, которая и предоставляет вам жилищные или коммунальные услуги: ТСЖ, управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию.
Чтобы сократить время ожидания ответа, можно просто позвонить по телефону. Но при этом не теряйте критичности: да, в этих организациях работают люди, которые хорошо разбираются в сфере ЖКХ и могут дать вам грамотную консультацию. С другой стороны, независимым консультантом их не назовешь, поскольку компания вряд ли захочет сразу признать свою ошибку. Бывает, что сотрудники компаний по телефону начинают просто хамить. В таком случае лучше всего положить трубку и подготовить письменный запрос.
Заявление / претензию следует грамотно подготовить: указать конкретные требования и основания для их заявления. Помочь в этом могут сотрудники регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ (например, комитет по защите прав потребителей, общественные организации потребителей услуг ЖКХ и т. п.).
Данные организации созданы практически в каждом субъекте РФ. Их основная задача — консультирование, разъяснение действующего законодательства. Также они могут помочь в составлении заявлений, претензий в организации, предоставляющие услуги, жалоб в контролирующие органы. Положительная сторона обращений в общественные организации заключается в том, что потребитель получает квалифицированную консультацию по возникшей проблеме, реальную помощь в досудебном, а иногда и в судебном порядке урегулирования спора.
Еще одним из вариантов «поиска истины» может стать обращение в юридические фирмы. Правда, здесь уже за помощь юристов придется платить. Не забывайте: сфера ЖКХ довольно специфична, далеко не все обладатели юридических дипломов могут назвать себя специалистами в ней. Поэтому лучше всего искать юриста по рекомендациям.
В любом случае, где бы вы ни получали консультацию, просите, чтобы вам объяснили не только то, правы вы или нет, но и озвучили правовые нормы, на которые вы можете сослаться, отстаивая свои права перед коммунальщиками.
В нашей стране существуют и государственные, и муниципальные органы, которые занимаются контролем и надзором в сфере ЖКХ. Но к ним лучше обращаться, имея хотя бы базовое понимание ситуации и сути нарушения.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЖКХ
№16, 29.12.2018
Юридические науки
Аминов Ильдар Ринатович (Кандидат юридических наук)
Исхакова Саида Ильгизовна
Ключевые слова: ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО; КОНТРОЛЬ; LOCAL AUTHORITIES; HOUSING AND COMMUNAL SERVICES; CONTROL.
Аннотация: Исследуются вопросы, связанные с деятельностью жилищно-коммунального хозяйства. А также взаимодействие муниципалитета, управляющей организации и жителей муниципального образования. Рассматриваются пути решения образовавшихся проблем в сфере благоустройства многоквартирных домов, их территории.
В столице республики Башкортостан часто проходят мероприятия, которые важны как для органов местного самоуправления, так и для государства в целом. В данном случае можно вспомнить о саммитах БРИКС И ШОС, которые проходили в городе Уфа в 2020 году. Из этого следует, что соответствующие отрасли и управляющие организации должны отвечать за поддержание внешнего облика города, своевременно реагировать на жалобы жителей муниципального образования не только вовремя, но и вне проведения различных форумов.
Необходимо указать ответственность органов местного самоуправления в лице городской администрации за контролем деятельности управляющей организации. А также раскрыть суть проблемы, актуальность которой заключается в несвоевременном выполнении некоторых обязанностей, как муниципальных властей, так и вышеуказанного юридического лица, созданного для управления.
Хотелось бы начать с того, что в начале 21 столетия был создан документ, который по сей день определяет государственную политику отрасли. Задуманные мероприятия нашли своё отражение в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 гг. Стоит отметить, что в 2004 г. был принят новый Жилищный кодекс, которым был введен договор об управлении многоквартирным домом, а если быть точнее, то новая форма гражданско-правового договора. Возвращаясь к насущной проблеме, хотелось бы сделать упор на вышеуказанное законодательство. Основываясь на ч. 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 03.08.2018) можно сказать следующее. Муниципальный жилищный контроль – это деятельность органов местного самоуправления, которые уполномочены организовывать и проводить на территории муниципального образования проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда. К тому же, органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять органы местного самоуправления полномочиями по проведению проверок при осуществлении контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
В соответствии со своей компетенцией вышеуказанными органами могут осуществляться контроль. В данном случае мы рассматриваем влияние органов местного самоуправления на управляющую организацию, которая добросовестно выполняет работы ежедневно, но имеется ряд вопросов. Один из вопросов будет рассмотрен на примере одного из семи районов города Уфа.
Советский район является сердцевиной города, но не все дома на данной территории находятся в достойном состоянии. Например, по улице Достоевского имеются дома, которые были построены в период с 1960 по 1980 годы. Но ни один из них не поддавался косметическому ремонту до сих пор.
Статья 166 Жилищного кодекса содержит в себе перечень работ по капремонту общего имущества, финансирование которых происходит за счет средств фонда капитального ремонта, который формируется исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ. То есть, можно сделать вывод, что ремонт фасада всё-таки входит в состав деятельности жилищно-коммунального хозяйства. В то же время ст. 169 ЖК РФ в императивном порядке обязывает каждого собственника жилья в многоквартирном доме оплачивать взносы на капитальный ремонт за исключением нескольких случаев, установленных законом.
Отмечу, что указанный вопрос выходит за пределы городского масштаба. Изучая данную тему, мной было обнаружено, что на сегодняшний день система ЖКХ во Франции является одной из наиболее развитых в Европе.
Жители муниципальных образований могут добиваться высокой уровни жизни, отстаивать свои права и процветать следующим образом. Во-первых, посредством подачи письменной претензии на имя руководителя организации, излагая суть проблемы. Стоит отметить, что ответа может и не последовать. А потому существует несколько ступеней достижения результата.
Вторым этапом на восстановлении справедливости является жалоба в Государственную жилищную инспекцию. Следующим шагом может явиться обращение в Роспотребнадзор. Если по каким-либо причинам надзорные органы бездействуют, и на жалобы нет ответа, то будет необходима прокурорская проверка.
Говоря об увеличении эффективности контроля и надзора за управляющими организациями, необходимо ввести новые правила. То есть, важен пересмотр устава городского округа по вопросам местного значения. Важно создать точный график проверки, осуществляемый муниципалитетом в том числе. Органам местного самоуправления следует задать направление в сфере благоустройства города.
Что касается жителей муниципального образования, необходимо ввести поощрения, которые будут выражаться в предоставлении льгот и скидок на услуги ЖКХ. Они же полагаются за соблюдение порядка, сохранение имущества в целостности. И наоборот, следует ужесточить наказание за вандализм, который проявляется в порче фасадов зданий.
Необходимо организовать взаимодействие городской администрации, управляющих организаций и жителей муниципального образования путём проведения общих собраний. Для достижения вышеуказанных целей, объединение общих усилий окажется важным шагом.
Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере ЖКХ
Государственная жилищная инспекция
Государственная жилищная инспекция — это самый главный надзорный орган в ЖКХ. Её специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ.
Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах Главный государственный жилищный инспектор РФ. Жилинспекция работает в каждой области, республике, крае РФ. Она контролирует:
- как используется жилищный фонд, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях;
- как обстоят дела с техническим состоянием домов, общего имущества собственников в многоквартирном доме и инженерного оборудования;
- своевременно ли выполняются работы по содержанию и ремонту домов;
- обоснованно ли установлены нормативы потребления жилищнокоммунальных услуг;
- соответствует ли нормам санитарное состояние помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- как дом готовится к зиме или к лету;
- насколько рационально в доме используются топливно-энергетические ресурсы и вода;
- как соблюдаются нормативный уровень и режим обеспечения жителей коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т. д.);
- как соблюдаются правила пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- как соблюдаются порядок и правила признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также как происходит процесс перевода их в нежилые;
- имеются ли и соблюдаются ли договоры между собственниками жилых помещений, производителями услуг и потребителями;
- как проводятся конкурсы на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
- как выполняются жилищно-коммунальные услуги по заявкам населения;
- имеются ли в жилых домах приборы регулирования, контроля и учёта энерго- и водоресурсов.
Если вы понимаете, что вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то государственная жилищная инспекция — первый из контролирующих органов, в который вам следует написать заявление.
Форма заявления может быть произвольной, главное — четко и ясно, без лишней «воды» описать, в чем состоит суть нарушения. Ссылаться на правовые нормы необязательно.
Письменное обращение направляйте так, чтобы можно было зафиксировать факт его передачи: пошлите заказное письмо с уведомлением либо подготовьте два экземпляра и, вручив сотрудникам компании один из них, попросите их поставить на втором отметку о поступлении письма. Этот экземпляр заберите с собой.
Отправить заявление можно любым способом, лишь бы при этом был зафиксирован факт его подачи.
Ответ на свое заявление вы должны получить в течение месяца. Причем сама форма ответа может быть разной.
Если сотрудники жилинспекции изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, вам пришлют письменный ответ (где и сообщат об этом). Кроме этого, вам могут выдать акт проведенной проверки (его можно будет потом предъявлять в суде, если вы решитесь довести дело до конца).
Если же факт нарушения будет установлен, вам также передадут письменный ответ и акт проверки, а управляющая компания (или ТСЖ, ресурсоснабжающая организация) получит предписание об устранении нарушения.
Конечно, жилинспекция может решить далеко не все вопросы, но она имеет право обратиться в суд с заявлением:
- о ликвидации ТСЖ;
- о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений;
- о признании договора управления многоквартирным домом недействительным.
Указанные иски подаются в случае неустранения в соответствующий срок нарушений Устава ТСЖ, нарушений порядка выбора управляющих организаций, условий договора управления многоквартирным домом и порядка его заключения.
Решение общего собрания собственников обязательно для всех собственников помещений этого дома. Поэтому после того как на собрании будет согласован перечень работ, которые должна выполнять управляющая компания, платить по нему обязаны все. И те, кто голосовал «за», и те, кто «против». Поэтому жалобы типа «я не буду платить за содержание придомовой парковки, поскольку у меня нет машины» несостоятельны. Если на собрании решили, что платят все, — значит, платят все.
Органы государственной жилищной инспекции имеют право:
- проводить инспекционные обследования и проверки объектов;
- давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
- выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;
- привлекать юридических и должностных лиц к административной ответственности по некоторым правонарушениям в жилищно-коммунальной сфере.
Правонарушения, по которым государственная жилищная инспекция вправе привлекать к ответственности участников сферы ЖКХ
В Кодексе РФ об административных правонарушениях содержатся составы правонарушений, по которым орган государственного жилищного надзора вправе привлекать к ответственности недобросовестных участников сферы ЖКХ. Виды правонарушений и размеры штрафов приведены в таблице ниже.
КоАП РФ Статья | Правонарушение | Штраф (руб.) |
7.21. часть 1 | Порча собственником жилых домов, жилых помещений, а также использование их не по назначению | 1000 – 1500 |
7.21. часть 2 | Самовольная перепланировка собственником жилых помещений в многоквартирных домах | 2000 – 2500 |
7.22 | Нарушение УК или ТСЖ правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением | должностные лица: 4000 – 4500 юридические лица: 40000 – 50000 |
7.23 | Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами | должностные лица: 500 – 1000 юридические лица: 5000 – 10000 |
7.23.2 | Отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов организации, осуществляющей управление домом, или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо уклонение от передачи таких документов указанным лицам, либо нарушение порядка и сроков передачи указанных документов | граждане: 2000 – 5000 должностные лица: 30000 – 40000 юридические лица: 150000 – 200000 |
7.23.3 часть 1 | Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами | должностные лица: 50000 – 100000 юридические лица: 150000 – 200000 |
7.23.3 часть 2 | Действия, указанные в части 1 статьи 7.23.3, совершенные в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или её аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами | должностные лица: 100000 – 200000 юридические лица: 150000 – 500000 |
9.16 часть 4 | Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учёта используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества | должностные лица: 5000 – 10000 индивидуальные предприниматели: 10000 – 15000 юридические лица: 20000 – 30000 |
19.4.1 часть 1 | Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок | граждане: 500 – 1000 должностные лица: 2000 – 4000 юридические лица: 5000 – 10000 |
19.4.1 часть 2 | Действия, указанные в части 1 статьи 19.4.1., если они повлекли невозможность завершения проверки | должностные лица: 5000 – 10000 юридические лица: 20000 – 50000 |
19.5 часть 1 | Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства | граждане: 300 – 500 должностные лица: 1000 – 2000 юридические лица: 10000 – 20000 |
19.7 | Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде | граждане: 100 – 300 должностные лица: 300 – 500 юридические лица: 3000 – 5000 |
Муниципальный жилищный контроль
Контроль сферы ЖКХ на муниципальном уровне проводят районные и городские администрации. Их задачи и права примерно те же, что и у жилинспекции, но проверять они могут только те дома, где есть муниципальное жилье.
В некоторых регионах часть своих полномочий Государственная жилинспекция официально делегирует муниципальному жилищному контролю. Если в вашем регионе дела обстоят именно таким образом, то и обращаться с жалобой нужно в первую очередь именно в местную администрацию. Как и в случае с государственной жилищной инспекцией, заявление в муниципалитет составляется в свободной форме и подаётся любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.
Контроль со стороны органов прокуратуры РФ
«Я буду жаловаться в прокуратуру!» — часто можно услышать от граждан, которые отчаялись найти правду в борьбе с недобросовестными исполнителями жилищно-коммунальных услуг. Но можно ли писать заявления в прокуратуру, если дело касается сферы ЖКХ?
Да, жаловаться в прокуратуру можно и нужно. Прокуратура надзирает за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще одна важная функция этого органа — надзор за соблюдением прав и свобод человека.
Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения, куда рядовым гражданам может быть вход запрещен, он может знакомиться с документацией (от жителей её могут скрывать) — по требованию прокурора руководители организаций обязаны предоставить её в полном объеме. Если прокурор усмотрит признаки административного правонарушения или уголовного преступления, он имеет право возбуждать административное производство или передавать материалы в полицию, чтобы там приняли решение о возбуждении уголовного дела.
Обратиться к прокурору с жалобой на ущемление своих прав и свобод может любой гражданин России. При этом прокурор должен рассмотреть заявление, разъяснить порядок защиты прав и свобод и, если факты, описанные в заявлении, подтвердятся, работать над привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон.
Требования прокурора обязательно должны быть исполнены в установленный срок!
У прокуратуры есть еще одно важное полномочие. Если гражданин из-за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.
Также прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о ситуации, когда нарушаются права значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, в органы прокуратуры есть смысл обращаться, если вы сомневаетесь в том, что правонарушение относится только к сфере ЖКХ, если по состоянию здоровья не можете защищать свои права в суде или в случае, когда ответ из других государственных и муниципальных органов не позволяет разобраться в ситуации.
Заявление в органы прокуратуры составляется в произвольной форме и подаётся любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.
Жаловаться на шумных соседей также нужно в Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор
Главные задачи Роспотребнадзора — следить за санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан и защищать права потребителей. Если в вашем доме не вовремя вывозят (или не вывозят вообще) мусор, если в подъездах плесень, вечная грязь, крысы и тараканы — вы имеете полное право писать заявление в Роспотребнадзор.
Жаловаться на слишком громких соседей тоже нужно сюда: определение «шум» также входит в понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие».
Сотрудники Роспотребнадзора имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших или допустивших нарушение требований закона «О защите прав потребителей».
Наиболее типичное нарушение — обман потребителей. Чаще всего он выражается во взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах могут указываться неполные или ложные сведения о ЖКУ и их исполнителях.
Кроме того, специалисты Роспотребнадзора тоже могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.
Также в Роспотребнадзоре можно получить консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию его специалистов.
Заявление в Роспотребнадзор составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его принятия.
Муниципальный жилищный контроль
Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования — город Рязань является администрация города Рязани.
Уполномоченными структурными подразделениями администрации города Рязани по исполнению муниципальной функции — «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования — городской округ город Рязань» (далее — Функция) являются территориальные управления — префектуры районов администрации города Рязани (далее — Орган муниципального жилищного контроля).
Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Рязанской области в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, профилактика нарушений указанных требований.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение Функции:
- Конституция Российской Федерации;
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- Приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Закон Рязанской области от 15.10.2012 № 75-ОЗ «О порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля Рязанской области при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Рязанской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор»;
- Постановление Правительства Рязанской области от 28.12.2012 № 410 «Об утверждении Порядка разработки и принятия органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности»;
- Устав муниципального образования — городской округ город Рязань Рязанской области;
- Положение о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования — город Рязань, утвержденное решением Рязанской городской Думы от 23.05.2012 № 128-I;
- Постановление администрации города Рязани от 26.06.2014 № 2718 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования – городской округ город Рязань».
Перечень нормативных правовых актов, и (или) их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами оценка соблюдения которых является предметом муниципального жилищного контроля
№ п/п | Наименование и реквизиты акта | Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования | Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю |
1 | Жилищный кодекс РФ | Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане, должностные лица муниципального контроля | ст. 20 |
2 | Кодекс РФ об административных правонарушениях | Юридические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели | ст. 7.22, ч.2 ст. 14.1.3, ч.1 ст 19.4, ст. 19.4.1, ч.1 ст. 19.5, ст. 19.7 |
3 | Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» | должностные лица муниципального жилищного контроля | Статьи 3, , , |
4 | Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» | Юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица муниципального жилищного контроля | ст. 6, ст. 8.2, 8.3, статья 9, статья 10, статья 11, статья 12, статья 18, статья 25 |
5 | Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» | Граждане | Статьи 2, , 7,12 |
6 | Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» | должностные лица муниципального жилищного контроля | Оценивается целиком |
7 | Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнению работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» | Юридические лица, индивидуальные предприниматели | Оценивается целиком |
8 | Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» | Юридические лица, индивидуальные предприниматели | Оценивается целиком |
9 | Постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» | Юридические лица, индивидуальные предприниматели | Оценивается целиком |
10 | Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» | должностные лица муниципального жилищного контроля | Оценивается целиком |
11 | Решение Рязанской городской Думы от 23.05.2013 № 128-I «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования – город Рязань» | Юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица муниципального жилищного контроля | Оценивается целиком |
12 | Постановление администрации города Рязани от 26.06.2014 № 2718 «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования – городской округ город Рязань» | Юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица муниципального жилищного контроля | Оценивается целиком |
13 | Правила благоустройства территории муниципального образования — город Рязань, утвержденные решения Рязанской городской Думы от 28.03.2019 № 90-III | Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане | Оценивается целиком |
Судебный порядок урегулирования споров
Обращение в суд сегодня становится всё более популярной формой разрешения конфликта. С одной стороны, это требует времени и нервов, с другой — зачастую окончательную точку в деле может поставить только суд.
Однако при этом нужно помнить: судебное производство имеет немало своих правил, которые приходится соблюдать всем участникам процесса. Если не разбираться в них хотя бы на минимальном уровне, велик риск проиграть дело, даже если по сути вы будете абсолютно правы. Поэтому зачастую люди нанимают адвокатов или юристов, которые могли бы представлять в суде их интересы.
Но наличие адвоката вовсе не обязательное условие. Каждый гражданин имеет право защищать свои права сам.
Гражданское судопроизводство (то есть именно то, под которое попадают обращения граждан относительно ЖКХ) проводится посредством специальной процедуры — гражданского процесса. Основной закон, который его регулирует, — Гражданский процессуальный кодекс РФ. В нем прописаны основные принципы и правила судопроизводства. Вот основные из них:
- Правосудие в России осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. Это означает, что в суде вам никто не будет давать консультаций о том, как правильно себя вести и какие документы необходимо представить. Не будет он давать консультаций и ответчику. И истец, и ответчик приходят в суд и доказывают свою правоту имеющимися у них законными способами. Задача суда — определять, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне нужно их доказывать, и создавать условия для того, чтобы обе стороны могли максимально полно высказаться по сути вопроса. Кстати, процессуальные права и обязанности у истца и ответчика равны.
- Главное правило судопроизводства — обязанность доказывания. Если вы описываете в суде какие-то обстоятельства, вы обязаны их доказать. Вас затопили соседи? Покажите акт. Управляющая компания выставляет счет за услуги, которые не совершает? Предъявите квитанцию. И т. д. Если вы не доказали какое-либо обстоятельство — значит, для суда его не существует в принципе.
- Доказательства должны быть надлежащей процессуальной формы. Доказательства, полученные с нарушением закона, не могут быть положены в основу решения суда.
Кроме того, отдельные обстоятельства могут доказываться только определенными доказательствами. Например, размер материального ущерба, причиненного заливом квартиры, может быть установлен только посредством заключения независимого оценщика или заключением судебно-оценочной экспертизы, но никак не свидетельскими показаниями соседей.
Как подать исковое заявление?
Существуют четкие требования к тому, как должно выглядеть исковое заявление в суд. Они содержатся в статьях 131, 132 Гражданского процессуального кодекса. В заявлении должны быть указаны:
- Наименование суда, в который подается заявление.
- Ф. И. О. истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем.
- Ф. И. О. ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения.
- Описание того, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца, его требования.
- Описание обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства.
- Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм.
- Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон.
- Перечень прилагаемых к заявлению документов, куда должны входить:
- копии искового заявления по числу лиц, участвующих в деле;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
- доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя истца;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
- расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями по числу лиц, участвующих в деле.
Рассмотрение дела по существу
Судебное разбирательство — очень формализованный процесс, но это необходимо именно для того, чтобы ни одна из деталей дела не была случайно забыта или упущена.
Разбирательство начинается с объявления состава суда и проверки, все ли участники процесса явились на заседание. После этого председательствующий спрашивает у участников процесса или их представителей, имеются ли у них отводы по составу суда.
Затем участникам процесса разъясняют их права. Затем суд спрашивает, есть ли у участников ходатайства.
Следующим этапом суд приступает к исследованию доказательств: заслушивает объяснения истца, ответчика, третьих лиц, показания свидетелей, знакомится с заключениями экспертов, проводит консультации со специалистами, осматривает вещественные доказательства, просматривает видеозаписи и т. д.
Разбирательство дела, как правило, происходит не за одно заседание, а за несколько. На каждом из них должен быть один и тот же состав судей. Если по какой-то причине судью приходится заменить, разбирательство начинают с самого начала (чтобы новый судья мог максимально полно ознакомиться со всеми деталями процесса).
После того как все доказательства исследованы, наступает черед прений. Прения — это речи лиц, которые участвуют в процессе. Здесь нужно обосновать свою позицию по делу, ссылаясь на обстоятельства, которые подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, дать доказательствам свою оценку.
Затем суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения. Приняв и подписав его, суд возвращается в зал заседаний, и председательствующий (или один из судей) объявляет решение суда.
Как правило, решение вызывает вопросы либо у истца, либо у ответчика (а бывает, что и у обоих), поэтому председательствующий устно разъясняет, в чем состоит суть решения и в какие сроки его можно обжаловать.