Перевод земель из одной категории в другую: условия и процедура
126 просмотровВ этой статье:
- 1 Виды земель
- 2 Перевод земли в другую категорию
- 3 Смена категории участка
- 4 Смена категории земли – особенности перевода
- 5 Куда обращаться
- 6 Какие категории земли можно менять
- 7 Документы
- 8 Процесс перевода
- 9 Перевод земельных ресурсов между категориями
- 10 Характерные черты
- 11 Почему могут отказать?
- 12 Куда обращаться для перевода земель из одной категории в другую?
- 13 Особенности при изъятии земельного надела
- 14 Меняем категории земель
- 15 Комментарий к Статье 8 ЗК РФ
- 16 Нюансы
Виды земель
Согласно российскому законодательству, земельные наделы делятся на следующие виды:
- Земля сельхозназначения. Наделы, находящиеся за пределами населенного пункта, используемые для нужд сельского хозяйства.
- Населенные пункты. Участки, где ведутся застройки и развитие населенных пунктов.
- Земля специального использования. Участки, находящиеся за пределам населенных пунктов, которые предоставляется в установленном порядке организациям, предприятиям, учреждениям для исполнения ими возложенных спецзадач.
- Охраняемые земли, территории и объекты. Наделы, которые имеют большое научное, эстетическое, природоохранное, рекреационное, историко-культурное, оздоровительное и другое значение, изъятые из общего пользования и имеющие свой правовой режим.
- Земля лесного фонда. Земля, покрытая растительностью, а также непокрытая ею, но предназначенная для восстановления растений; нелесная земля, которая предназначена для ведения лесного хозяйства.
- Земля водного фонда. Участки, на которой расположены водоемы, ледники, гидротехнические конструкции и выделенные полосы отвода вдоль берегов.
- Земля запаса. Участки, находящиеся в государственном или муниципальном ведении.
Перевод земли в другую категорию
2.7. Может быть инициировано, той же прокуратурой. Ваши опасения совершенно справедливы. На таком земельном участке строительств МК запрещено. Вот Вам пример судебного решения ВС РФ, на него ориентируются все суды России. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, создавшим в результате реконструкции новый объект, если возведение такого объекта осуществлено с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил и создает угрозу жизни и здоровью граждан. А., Б.Л., Б.А., Б.С., Д., К., Л., М., Р., С., Т., Ф. обратились в суд с иском к Д.А. о прекращении права общей долевой собственности и о разделе жилого дома, указав, что сторонам по делу на праве общей долевой собственности принадлежат жилой дом и земельный участок. Истцы обратились к ответчику с предложением о прекращении права общей долевой собственности на данный дом путем выдела каждому отдельного помещения в виде квартиры. Однако Д.А. безосновательно уклоняется от заключения соответствующего соглашения, что создает препятствия остальным собственникам спорного дома для реализации своих прав. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены: прекращено право общей долевой собственности на спорный жилой дом, данный дом признан многоквартирным, сторонам по делу в счет принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности на дом выделены изолированные части дома – квартиры и нежилые помещения. Разрешая спор, суд установил, что стороны являются собственниками земельного участка, на котором возведен многоквартирный жилой дом. Придя к выводу, что данный жилой дом является самовольной постройкой, суд, приняв во внимание заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности объемно-планировочных и конструктивных решений жилого дома, признал за истцами право собственности на помещения в данном доме, удовлетворив тем самым заявленные исковые требования. Не согласившись с принятым решением суда, администрация муниципального образования подала апелляционную жалобу, в которой указывалось на невозможность признания права собственности граждан на часть самовольной постройки, однако судебная коллегия по гражданским делам краевого суда оснований для отмены решения суда не усмотрела. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по кассационной жалобе администрации 11 муниципального образования отменила состоявшееся апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, указав следующее. По смыслу действующего законодательства, совершать какие-либо юридически значимые действия, как правило, возможно только в отношении существующего объекта гражданских прав. Обосновывая свои требования, истцы ссылались на то, что они являются собственниками долей в праве собственности на трехэтажный жилой дом общей площадью 1437,8 м 2 на основании договора купли-продажи долей в праве общей долевой собственности. К исковому заявлению были приложены соответствующие копии свидетельств о государственной регистрации права собственности, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, копия договора, из которых следует, что спорное строение является жилым домом с тремя этажами и площадью 1437,8 м. Как установлено судом, по данному адресу расположено шестиэтажное строение с цокольным этажом и площадью, существенно превышающей 1437,8 м 2, истцы просили суд выделить реальные доли именно из этого объекта, который не зарегистрирован в установленном законом порядке. Право общей долевой собственности истцов на данный объект, о выделе реальной доли в котором ставился вопрос в исковом заявлении, ничем не подтверждено, в связи с чем у суда не было оснований удовлетворять исковые требования о выделе реальных долей так, как они были заявлены. В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. По смыслу ст. 128, 129, 222 ГК РФ, самовольное строение в гражданский оборот не введено и не может в нем участвовать: с ним нельзя совершать какие-либо гражданско-правовые сделки, право на него не может быть установлено и зарегистрировано. Ответчиком по иску о выделе доли в имуществе может быть только собственник данного имущества, между тем лицо, осуществившее самовольную постройку, в силу п. 2 ст. 222 ГК РФ не приобретает на нее право собственности, не вправе распоряжаться постройкой и совершать какие-либо сделки до признания такого права судом, требования как к собственнику к нему предъявлены быть не могут. 12 Право собственности Д.А. на возведенный им объект, о выделе реальной доли из которого ставили вопрос истцы, не зарегистрировано, судом такое право не признавалось. В ст. 222 ГК РФ закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество являются самовольной постройкой, в частности если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведены: 1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; 2) без получения на это необходимых разрешений; 3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ). При рассмотрении дела судом не были добыты и исследованы доказательства, свидетельствующие о том, что самовольная постройка может быть введена в гражданский оборот. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что земельный участок, на котором возведено спорное строение, имеет целевое назначения для индивидуального жилищного строительства, в результате проведенной реконструкции на земельном участке возведено шестиэтажное здание с цокольным этажом, которое признано судом многоквартирным жилым домом. Многоквартирный жилой дом объектом индивидуального жилищного строительства не является, его нахождение на данном земельном участке не соответствует целевому назначению данного земельного участка. Положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект. 13 В силу п. 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом. Из содержания указанных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано за лицом, в случае, если лицо осуществило реконструкцию имущества, в результате которой возник новый объект. Согласно положениям ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности. Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капительного строительства. В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа. 14 В силу положений ст. 51 ГК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы. Согласно ч. 2 ст. 48 ГК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Пунктом 11 данной статьи предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка. Согласно п. 12 этой же статьи в состав проектной документации объектов капитального строительства входит пояснительная записка, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями. В соответствии со ст. 49 ГК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждается при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. 15 Согласно ч. 1 ст. 47 ГК РФ не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Учитывая приведенные выше нормы права, при разрешении настоящего спора суду надлежало установить, не угрожает ли самовольно возведенная постройка жизни и здоровью граждан, что устанавливается при проведении государственной экспертизы проектной документации, не нарушает ли права третьих лиц, предпринимались ли попытки ее легализации в том виде, в котором она возведена, и лишь при установлении перечисленных обстоятельств было возможно удовлетворять требования о признании на нее права собственности. Необходимая документация на фактически возведенный объект в материалах дела отсутствует, суд не исследовал вопрос о ее наличии. На данные обстоятельства администрация муниципального образования указывала в апелляционной жалобе, однако судебная коллегия по гражданским делам краевого суда данные доводы не проверила и не дала им оценки.
Смена категории участка
Каждая категория земель имеет свои правовые режимы. То есть на участках сельхозназначения можно выращивать культуры и заниматься животноводством, в населенных пунктах можно заниматься застройкой. Соответственно, перевод земель из одной категории в другую – это появление новых возможностей и вариантов их применения.
Процесс перевода начинается с подачи прошения с прилагаемыми необходимыми документами. Строгой формы документ не имеет. Такое прошение инициирует процесс и должно содержать следующую информацию:
- Настоящая категория земельного надела.
- Желаемая категория.
- Кадастровый номер.
- Обоснованность обращения по смене категории.
- Документы, связывающие заявителя и земельный участок.
Ходатайство рассматривается соответствующими органами. При положительном исходе создается документ об изменении категории земельного надела. Этот же орган обязан произвести все необходимые действия для внесения изменений в реестр недвижимости. Перевод земли в другую категорию регулируется ФЗ № 127 от 21.12.04.
Смена категории земли – особенности перевода
Смена категории ЗСН необходима для проведения на участке земли строительных работ, добычи ископаемых, возведения объектов социального значении и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Перевод земли из сельхозназначения в ИЖС процесс длительный и выполняется строго с соблюдением закона.
Перевод земель лесного фонда в иные категории проводится исключительно в случаях, предусмотренных законом. Часто встречающиеся вопросы – включение в земли населенных пунктов с целью строительства индивидуальных жилых домов или многоквартирного жилищного строительства.
Земли запаса и промышленности – закон позволяет переводить в любую категорию.
Земли населенных пунктов, как правило, не имеет необходимости в переводе.
Иные категории (водный фонда, особо охраняемые) также имеют ограниченные законом основания для перевода.
Рассмотрим более подробно перевод участка земли из сельхозназначения и лесного фонда в ИЖС – включение в границы населенного пункта, а также перевод ЗСН в земли промышленности.
Куда обращаться
Рассмотрим, какие органы осуществляют перевод земли в другую категорию. Изменения вида разрешенного использования осуществляются разными органами в зависимости от собственника надела:
- Правительством РФ. Если собственник участков – государство.
- Федеральным или муниципальным органом, частным владельцем. Если владельцем надела является соответствующий орган либо это частная собственность.
- Органами местного самоуправления. С ними все вопросы решаются, если владение не принадлежит муниципалитету, частному владельцу, а также не является сельскохозяйственной землей.
При желании заявителя перевести земельный надел в категорию населенного пункта или, наоборот, вывести из этой категории вопрос необходимо решать с муниципальным органом, поскольку будут переноситься границы.
Какие категории земли можно менять
Разрешается для территорий, находящихся вблизи населенных пунктов. Это промышленные или сельхозназначения земли. Принадлежность их неважна. Возможность одинаково распространяется на государственную или частную собственность.
Узнать важное: Как сделать межевание земельного участка – руководство
Возведение домов на подобных наделах запрещено из-за нарушения существующего экологического баланса. Перед инициированием процедуры, стоит выяснить у администрации, вправе ли гражданин это сделать. В документах (кадастровый паспорт или межевой план) может содержаться информация, касающаяся смены категории.
Документы
Чтобы осуществить перевод земель из одной категории в другую, нужно собрать и предоставить следующий пакет документов, прилагаемый к ходатайству:
- Выписка из кадастровой палаты, которая подтверждает кадастровый номер или кадастровый паспорт.
- Копия паспорта, выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). Представляется тот документ, который подтверждает статус лица – обычный гражданин, юрлицо или ИП.
- Выписка из общего списка прав на недвижимость. Данный документ подтверждает правовую связь заявителя с земельным наделом. При этом если заявитель не является собственником, он должен предоставить доказательство того, что владелец участка в курсе и не против предстоящей операции.
- Постановление государственной экспертизы (если этого требуют правила). В некоторых конкретных случаях такой документ является главным обоснованием для того, чтобы осуществить перевод. Если экспертиза необязательна, то можно приложить к заявлению мнение специалиста, которое доказывает целесообразность смены категории.
При этом заявитель в обязательном порядке предоставляет только документы, которые удостоверяют его личность и, если того требует случай, согласие от владельца участка. Получение остальных бумаг на перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами самостоятельно, в рамках обмена между ведомствами.
Процесс перевода
Перевод земель из одной категории в другую урегулирован в соответствии с законодательством РФ. Сроки рассмотрения поданного заявления на правительственном уровне не должны превышать трех месяцев, если иное не предусмотрено законодательными актами.
На федеральном или муниципальном уровне заявление находится в работе в течение нескольких месяцев.
Если отказ в рассмотрении заявления связан с неверной подачей документов (пакет не доукомплектован или подан не тому органу), ходатайство возвращается заявителю не позже чем через месяц, с указанием причин отказа.
Оформление решений происходит следующим образом:
- Положительное решение оформляется путем составления акта о переводе земли.
- Отрицательное решение оформляется через составление акта об отказе в переводе.
Каждый из этих документов уполномоченные органы должны направить гражданину не позднее 14 дней со дня издания.
Если оформлен акт на перевод земель из одной категории в другую, то он направляется не только к заявителю, но и в органы земельного кадастра для регистрации внесенных изменений. Далее акт нужно отправить в единый госреестр прав на недвижимость. Сделка о переводе земли считается состоявшейся, если внесена запись в ЕГРП.
На обработку поданных документов потребуется не так много времени. Но с учетом того, что государство устанавливает сроки для направлений документов каждому из органов, с того момента, как акт подписан, и до того, как сведения внесут в реестр, может пройти порядка двух месяцев. Получается, перевод земель из одной категории в другую, условия и процедура которого ясны и понятны, является процессом не сложным, но долговременным.
Перевод земельных ресурсов между категориями
Перевод земель производится по единой процедуре, но для каждой из категорий существуют некоторые нюансы в зависимости от исходного состава ресурса и планов относительно него.
Перевод сельскохозяйственных земель возможен лишь в качестве исключения в таких случаях:
- в связи с консервацией — выводом ресурса из оборота и запрет деятельности на нём по причине чрезмерной загрязнённости и негативного влияния на окружающую среду;
- с целью размещения на землях культурных объектов, рекреационной зоны и перевода в статус особо охраняемых;
- в связи с расширением границ населённых пунктов, так как это сложная процедура, требующая детального изучения местности, составления проектов с указанием причины изменения размеров административной единицы, разработки генеральных планов развития, сбора данных о целях использования территории;
- планирование возведения промышленных зданий и объектов, при этом кадастровая оценка стоимости проекта не может быть выше средней по административной единице, а выбор другого размещения невозможен;
- перевод непригодных деградирующих земель в категорию лесного или водного фонда, а также в запас;
- прекращение сельскохозяйственной деятельности на землях в связи с прокладкой дорог, трубопроводов и иных средств связи или перевод в земли промышленности с созданием промзоны для добычи ценных ресурсов на основании проекта по рекультивации;
- в связи с оборонными или обеспечивающими безопасность функциями государства;
- с целью возведения объектов социального или бытового значения (госпиталей, образовательных учреждений) при отсутствии других мест для их постройки.
Перевод земли поселений в иную категорию осуществляется на основании проектов и схем в соответствии с градостроительным законодательством. Земли поселений заканчиваются утверждёнными границами и могут включать объекты под особой охраной (допустим, рекреационные зоны), обеспечение безопасности в отношении которых предусмотрено градостроительным зонированием. Административная единица также может включать промышленные участки, вследствие чего земли не перестают входить в категорию поселений.
Перенос границ предусматривает внесение изменений в генеральный план населённого пункта и в схему планирования территории. Составляется новая документация с графическим отображением окружающих поселение земель. Кроме того, учитывается общественное мнение относительно перенесения границ путём проведения публичного слушания.
Рекомендуем ознакомиться:
Порядок перевода земли из одной категории в другую
Выключение или введение земельных участков в пределы населённого пункта не меняет правового положения владельцев, но обязывает их обратиться к регистратору для изменения данных кадастрового учёта.
Перевод земель из состава промышленных происходит с такими ограничениями:
- Слишком загрязнённые земли, которые требуют восстановления и непригодны к дальнейшей деятельности в силу своего пагубного влияния на окружающую среду, должны быть выведены из данной категории на основании проекта рекультивации.
- Территории, почва которых требует регенерации, должны пройти восстановление, кроме случаев, когда земли истребуют по запросу органа власти.
Составление проекта рекультивации предполагает изучение технических условий, на основании которых готовится деятельность по воссозданию земель вследствие её износа.
Вывод земли из категории, которая подлежит особой охране ввиду её важности для культурного, исторического, социального наследия, происходит на основании проведения многочисленных государственных экспертиз. Территории способны утратить своё ценное значение для федерации, и эксперты должны подтвердить, что дальнейшее использование таких земель в положенных целях невозможно.
Перевод иных земель в состав этой категории (за исключением территорий поселений) осуществляется для создания туристических зон или особо охраняемых.
Когда органы власти перевели земли из этой категории или внесли их в число особой охраняемых, эти сведения должны отразиться в обязательном порядке в Росреестре.
Перевод земель из лесного фонда допустим в следующих случаях:
- отнесение их к территориям особой охраны;
- внесение лесистых участков в состав земель поселения при расширении его границ;
- планирование возведения объектов государственного или местного значения при невозможности их постройки на другой территории;
- создание на участке лесного фонда экономической зоны для отдыха, туризма и рекреации.
Вывод участков, входящих в водный фонд, в иную категорию возможен в таких же ситуациях, как и при выведении из лесного фонда. Кроме того, актуальность отнесения земли в состав водных ресурсов отпадает, когда водный объект прекращает своё существование в силу природных обстоятельств (допустим, вследствие изменения русла реки) или через искусственное создание земельного участка путём добавления грунта.
Рекомендуем ознакомиться:
Документы для перевода земли сельскохозяйственного назначения в земли промышленности
Для вывода участка из водного фонда необходимо наличие экспертного заключения.
Отнесения земель к категории этого фонда возможно вследствие природных изменений и наполнения участков водой, а также при возведении водохранилищ, искусственных бассейнов и иных построек.
Перевод из категории запаса возможен после формирования земельного надела в соответствии с поставленной целью. Для этого нужен акт об отнесении земли в другую категорию.
Перевод земли из одной категории в другую возможен только в соответствии с законодательством после детального изучения исходного участка и подготовки всей необходимой документации. При нарушении процедуры перевода участков между категориями акты, принятые вследствие осуществления этой деятельности, могут быть признаны незаконными.
Характерные черты
Перевод земель в другую категорию ЗК РФ регламентирует очень четко. Главы 2, 14-18 показывают основные особенности данного процесса. Подробно можно рассмотреть участки сельхозназначения, которые часто становятся лакомым кусочком для застройщиков.
Законодательно установлен целый перечень ограничений для тех сельхозземель, которые признаны угодьями для выращивания культур, выгула и кормления скота, покоса, а также владениями, где растут сады, виноградники и иные насаждения.
Во-первых, запрещено переводить участки или наделы в составе таких участков из земли сельхозназначения, если кадастровая стоимость последней на 30 % (и больше) превышает среднюю кадастровую стоимость по району. Это же правило распространяется на другие наделы, включенные нормативными актами в список земель, использование которых, кроме как для ведения сельского хозяйства, не допускается.
Во-вторых, перевод земли в другую категорию больше не актуален в отношении сельхозугодий. Другими словами, в кодексе больше не работают пункты 2 и 3 в статье 79, допускающие изменение категории для сельхозземель.
Теперь законом установлены обстоятельства, при наступлении которых перевод допустим как крайний случай. Сюда относится проведение дороги, линии электропередачи, изменение городской черты и т. п.
Подобные крайние случаи никак не регламентируются законами, поэтому при возникновении каждого такого случая они рассматриваются индивидуально. Безусловно, такая брешь в законе может повлечь за собой явное злоупотребление своими обязанностями со стороны тех лиц, которые являются ответственными за рассмотрение ходатайств.
Почему могут отказать?
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется посредством сбора и предоставления необходимых документов. Но российское законодательство и Земельный кодекс в целом предусматривают некоторые весомые обстоятельства, которые влекут за собой отказ в переводе. Кроме неудовлетворительного заключения экспертизы, основания могут быть следующими:
- Постановления федеральных органов о запрете или ограничении в переводе участка в другие категории.
- Расхождение в документации. Запрашиваемое целевое назначение земли или участка не соответствует утвержденному территориальному планированию.
Стоит сказать, что вся документация территориального планирования, которая служит отказом в переводе, должна быть принята и опубликована. Иначе этот факт не может считаться правомерным для отказа. Сегодня во многих регионах отсутствует правильно утвержденная документация территориального планирования.
Сам акт об отказе можно обжаловать в суде.
Куда обращаться для перевода земель из одной категории в другую?
Согласно законодательству и законодательным актам, уполномоченными органами, которые допускаются к рассмотрению ходатайств о переводе и смены земельной категории являются Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, Местная Администрация.
Поэтому, если собственник, землевладелец, землепользователь или арендатор (именно эти лица признаются правообладателями участка согласно п.3 ст.5 Земельного Кодекса РФ) принято решение о смене целевого назначения земли, заявление о соответствующей процедуре необходимо подавать в один из вышеперечисленных органов. Чаще всего обращаются в Местную Администрацию.
Особенности при изъятии земельного надела
Когда надел изымается, в том числе выкупается для муниципальных или государственных нужд, перевод земель из одной категории в другую осуществляется непосредственно после операции выкупа или изъятия.
Местные органы самоуправления обязаны самостоятельно перевести полученный участок в новую категорию до передачи его новому землевладельцу.
Получается, что собственника земельного надела, у которого он выкупается, не могут заставить принудительно освободить участок только потому, что у того поменялась категория.
Кроме того, местные органы самоуправления, которые изымают участок или выкупают его, не должны перекладывать перевод земель из одной категории в другую, условия и процедура которого должны полностью соблюдаться, на нового собственника.
Меняем категории земель
Рассмотрим кратко перечень случаев, когда возможен перевод земель из одной категории в другую в Московской области.
Можно изменить тип сельскохозяйственных земель, если:
- Произошла консервация участка.
- Предполагается создание охраняемой природной территории или отнесение владения к природоохранному, историко-культурному, рекреационному виду.
- Установлена или изменена черта населенного пункта.
- Владения включены в лесной, водный фонд или в земли запаса из-за непригодности первых к осуществлению сельскохозяйственных работ.
- На таких землях будут размещены объекты обороны страны (при условии, что иного выбора не было).
- На территории будут добываться полезные ископаемые (при наличии соответствующего проекта).
- Предполагается строительство дорог, линии связи и электропередачи, нефтепровода, газопровода, трубопровода, железной дороги и прочих сооружений (при наличии утвержденного и принятого проекта).
- Предполагается размещение объектов коммунального, бытового, социального назначения, медицинских объектов, если иное место размещения отсутствует.
Перевести наделы специального назначения можно в следующих ситуациях:
- Если создан и утвержден проект рекультивации участка.
- Если почва перед переводом восстановлена и очищена от продуктов деятельности промышленных предприятий.
Перевести наделы лесного фонда разрешено, если:
- Организуется природная охраняемая территория.
- Устанавливаются или меняются границы населенного пункта.
- Создаются туристические особые экономические зоны.
Переводить наделы водного фонда допустимо, если:
- Прекращено существование водного объекта, изменено русло, граница водоема и т. п., в том числе создается искусственный земельный участок при положительном решении заключения экспертизы.
При этом перевести земли в наделы водного фонда можно при условии, что:
- Земельный участок занят водоемом.
- Возведено водохранилище или другой искусственный водный объект.
Перевести наделы важных охраняемых территорий можно в другие категории, если имеется положительная резолюция экологической госэкспертизы или иной проверки, которая установлена федеральным законодательством.
Комментарий к Статье 8 ЗК РФ
Отнесение земель к категориям и их перевод из одной категории в другую относится к полномочиям органов государственной власти соответствующей компетенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» <67> отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий земель является обязательным. В п. 2 комментируемой статьи ЗК содержится перечень документов, в которых может быть указана категория земель (акты органов публичной власти о предоставлении земельных участков; договоры, предметом которых являются земельные участки; государственный кадастр недвижимости; документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иные документы в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации). ——————————— <67> СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5276.
Очевидно, что задача первоначального установления категории земель на данный момент уже не является первоочередной и актуальной. В этой связи на первый план выступает задача организационно-правового сопровождения перевода земель из одной категории в другую.
При определении органа, компетентного принимать решение о переводе земель из одной категории в другую, законодатель в качестве дифференцирующего критерия выбрал собственность земель, в отношении которых планируется смена категории.
Принятие решения о переводе земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую относится к полномочиям Правительства Российской Федерации. Решения об изменении категории земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, такие решения принимаются органами местного самоуправления.
Земельное право и земельная политика исходят из необходимости сохранения земель сельскохозяйственного назначения как незаменимого и трудно восстановимого компонента природной среды и средства производства в сельском хозяйстве. Поэтому решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся муниципальной и частной собственности, принимается вышестоящим органом публичной власти (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
В отношении земель, находящихся в государственной собственности, существует проблема установления компетентного органа, которая возникла в связи с незавершенностью процесса разграничения федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Правительством РФ при переводе земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд, а также земель или земельных участков в составе таких земель для установления или изменения черты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В комментируемой статье особо оговаривается, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК (ст. 84) и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» <68>). ——————————— <68> СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 17.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К числу иных федеральных законов могут быть отнесены, например, уже упоминавшийся ГрК, Федеральные законы от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» <69> (ст. 11), от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <70> (ст. 14), от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном <71> (ст. 3) и т.д. ——————————— <69> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220.
<70> СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4594.
<71> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.
В качестве примеров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации приведем Областной закон Ленинградской области от 22 июня 2005 года N 51-оз «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области» <72>, Постановление правительства Белгородской области от 13 октября 2006 года N 216-пп «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Белгородской области» <73>, Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 октября 2006 года N 523 «Об утверждении формы ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов» <74> и т.д. ——————————— <72> Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. Вып. 7. 26.09.2005.
<73> Белгородские известия. 31.10.2006. N 180.
<74> Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 08.11.2006. N 41 — 42. Ст. 1061.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи нарушение установленного ЗК, иными федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Судебная практика предоставляет многочисленные примеры принятия решений о признании недействительными актов о переводе земель из одной категории в другую по причине нарушения установленного законодательством порядка перевода земель из одной категории в другую. Акты публичных органов власти могут быть признаны недействительными, например, по причине отсутствия у принявшего органа соответствующих полномочий (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.04.2011 по делу N А01-755/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 30.08.2010 N Ф09-6071/10-С1 по делу N А07-22689/2009), невыполнения требований, предусмотренных процедурой, представления необходимых документов, доказательств (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.02.2011 N Ф03-232/2011 по делу N А51-5855/2010, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2010 по делу N А03-5846/2009) и т.д.
Нюансы
Законодательство хоть и регулирует большинство вопросов, связанных с переводом земель из одной категории в другую, но на практике остается очень много нюансов и противоречивых ситуаций. Прежде всего это касается органов власти и их роли в принятии решения по ходатайству. Например, отказ в переводе, кроме объективных причин, может содержать и «исключительные случаи» и «допустимые ограничения». В особенности это касается перевода из сельхозземель в земли другого назначения.
Также главным вопросом остается тот правовой факт, что земли, по независящим причинам, можно отнести сразу к нескольким категориям. А это может несколько осложнить процесс перевода.